УДК 341.1/8

Юридическая техника изменения государственных границ

Новгородов Максим Анатольевич – студент Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются ключевые аспекты юридических механизмов изменения государственных границ. Целью данного исследования является выявление основных, предусмотренных международным и российским правом, способов данного процесса. Данная тематика анализируется с учетом исторической ретроспективы. Автором произведены выводы о соотношении российского и международного права в вопросе изменения границ.

Ключевые слова: разделение, обмен, редемаркация, кондоминиум, адъюдикация, цессия.

В истории международного права одной из наиболее значительных проблем является вопрос изменения государственных границ. Современное международное право позволяет их корректировку лишь в крайне ограниченном спектре случаев.

Одним из наиболее часто встречающихся видов изменения границ является разделение государства на несколько новых государств (распад СССР, Югославии, Чехословакии) либо образование государства на основе отделившихся территорий (Сингапур в 1965 г., Южный Судан в 2011 г., попытка выхода Шотландии из Соединённого Королевства в 2015 г.). Также в истории зафиксировано немало прецедентов объединения государств (ФРГ и ГДР в 1990 г.), а также не всегда мирного присоединения территорий к государствам, при которых обе стороны апеллировали к нормам международного права (Сикким в 1975 г., Восточный Тимор в 1976 г., Голанские высоты в 1981 г.).

Международное право позволяет государствам совершать равноценные обмены небольшими территориями. Подобные случаи были между СССР и Польшей в 1951 г. [1], между Россией и Эстонией в 2005 г. При заключении подобных договоров обязательно требуется ратификация. Важность данного юридического этапа объясняется исключительной значимостью договоров об уступках либо обменах территории, так как территории являются достоянием всех граждан государства.

Зачастую проблема изменения границ поднимается при их редемаркации. Подобная ситуация нередка в случаях первоначального прохождения границы по способным к трансформации природным объектам, к примеру, рекам, форма русел которых характеризуется нестабильностью. В качестве примера подобной ситуации возможно привести изменения границы между СССР и Турцией в 1967 г. Граница между данными государствами проходила по нестабильным горным рекам, и к указанному моменту формальная граница существенно отличалась от речных русел. Однако при редемаркации стороны заключили, что был соблюдён принцип исключения сторонами потерь территорий. Аналогичным правовой механизм был применён при редемаркации российско-эстонской границы в 2005 г. Оба государства совершили обмен территориями, каждая из которых обладала площадью в 128,6 га, а также участками озёр площадью 11,4 квадратных километра. Российская Федерация получила выход из Чудского озера к реке Нарве, а Эстония - участки Чудского озера в районе острова Пийрисаар [2].

Международное право допускает и установление порядка совместного использования территории несколькими государствами (кондоминиум). Примерами кондоминиума являются деревня Хадт (совместное использование Омана и эмирата Аджман в составе ОАЭ) [3, c. 64], остров Фазанов площадью 6820 квадратных метров, расположенный на реке Бидасоа, который по условиям Пиренейского мира 1659 г. каждые шесть месяцев передаётся в управление то Франции, то Испании, являясь единственной территорией на Земле с подобным статусом [4, c. 59-83]. 

Правомерным может являться и режим совместного пользования территорией несколькими государствами при его принадлежности одному государству. Так, территория норвежского архипелага Шпицберген, согласно договору от 9.02.1920 г., могла предоставляться для экономической деятельности и ряду иностранных государств [5]. Однако по парламентской резолюции 1947 г. Королевство Норвегия признало, что СССР наряду с Норвегией обладает правами на экономическое использование архипелага при условии сохранения норвежского суверенитета над данной группой островов [6]. В настоящее время государством с особыми интересами на Шпицбергене считается Российская Федерация как государство-правопреемник СССР.

Международно-правовые основания изменения границ множественны. Нормы права позволяют отторгать от государства часть территории в качестве санкции, предусмотренной ООН [7].

Предусматривается также возможность цессии - территориальной уступки одного государства другому [8, c. 186]. В ряде случаев допускается передача земель на основе решения органа арбитража – адъюдикация [9].

Но наиболее часто декларируемым основанием изменения границ является учёт результатов плебисцита [10]. К примеру, именно путём данного механизма Исландия в 1944 г. была наделена суверенитетом, выйдя из подчинения Дании. В 1957 г. Саарская область, контролируемая Францией как её протекторат, по результатам плебисцита, вошла в состав ФРГ.

Юридические механизмы изменения государственной границы присутствуют и в российской правовой системе. Так, правовое положение территории государства раскрывается в ст. 67 Конституции РФ. Федеральный Закон РФ “О границе” от 1 апреля 1993 г. раскрывает юридическое положение границ государства и условия их изменения. Статья 5 данного нормативного акта указывает, что изменение прохождения государственной границы “осуществляется федеральными законами, а также международными договорами” РФ [11]. В 2001 г. был принят конституционный закон ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Данный документ предполагает возможным принятие в состав РФ иностранного государства или его части [12]. Однако некоторые вопросы в данном процессе могут регулироваться договорами международного уровня. К примеру, это вопросы наименования и статуса нового субъекта, порядок приобретения гражданства России жителями данной территории, особенности правопреемства новой территории по отношению к иностранному государству, в состав которого она входила ранее, в отношении членства в иностранных и международных организациях, а также функционирования органов государственной власти и местного самоуправления на данной территории [13]. Таким образом, российская система права относительно вопроса изменения границ пересекается с нормами международного права.

Международно-правовые документы, объясняя о механизмах изменения границ, традиционно указывают на необходимость учёта сразу двух фундаментальных принципов - сохранения территориальной целостности государств и права народов на самоопределение [14, c. 67-71]. Практически осуществить соблюдение обоих принципов достаточно сложно. Однако на основании Хельсинкского соглашения 1975 г. определён приоритет первого принципа в случае невозможности их равносильного соблюдения [15].

Следует заключить, что система современного международного права располагает дифференцированным перечнем механизмов изменения границ. Сопоставляя совокупность данных механизмов и положения Устава ООН, возможно сделать вывод об основанности на базовых принципах данного документа - стремления к миру и безопасности, нерушимости территориальных границ, недопустимости вооружённой или иной агрессии против границ и суверенитета государства. Допуская сам факт пересмотра территориальных границ, система международного права декларирует крайне аккуратные механизмы для осуществления данного процесса, направленные на исключение возможности нарушения баланса интересов и прав государств и народов.

Список литературы

  1. Договор об изменении границ между СССР и Польшей от 15 февраля 1951 // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1951 г. - № 14. - Ст. 23 с изм. и допол. в ред. от 1951.
  2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 17.05.2005 г. № 204-рп О подписании Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о российско-эстонской государственной границе и Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах // Президент России: - URL: //http://www.kremlin.ru/acts/bank/22367 (дата обращения: 16.10.2022).
  3. Жмилевский В.Д. «Специфические территории. Международная классификация». - Казань. - Издательство «Бук». - 2017 г. - С. 64.
  4. Wullms J. La edición. Propuesta de una edición crítica de José de Butrón y Mújica, Relación panegírica de la jornada de los señores, señor don Luis Méndez de Haro y señor cardenal Julio de Mazarino, a la conferencia de los Tratados de la Paz entre el Católico Felipe Cuarto el Grande de España, y el Cristianísimo Luis Catorce de Francia (MA) (in Spanish). Universidad Complutense de Madrid. - 59–83. - Docket 17363. - 2015. - 3 Dec.
  5. Договор о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г. // электронный ресурс: - URL: //https://docs.cntd.ru/document/902038168 (дата обращения: 3.10.2022).
  6. Советско-норвежские отношения. 1917-1955 : сб. док. / под ред. А.О. Чубарьяна, У. Ристе. - М. 1997. - Док. № 301.
  7. Ч. 1 ст. 77 Устава Организации Объединённых Наций // Официальный сайт ООН электронный ресурс: - URL: //https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 7.10.2022).
  8. Броунли Я. Международное право: пер. с англ. Кн. 1. - М., - 1997. - С. 186.
  9. Адъюдикация. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. -
  10. Сахаров Н. А. Плебисцит // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) - URL: //https://bigenc.ru/law/text/3144744 (дата обращения: 06.10.2022).
  11. П. 1 ст. 5 Федерального Закона от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 30.12.2021) "О Государственной границе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации., - № 16., - Ст. 1861. - 1994.
  12. П. 1 ст. 4 Федерального Конституционного Закона ФЗ от 17.12.2001 N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации - URL: //http://www.kremlin.ru/acts/bank/17637 (дата обращения: 16.10.2022).
  13. Ст. 7 Федерального Конституционного Закона ФКЗ от 17.12.2001 N 6-ФКЗ “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации - URL: // http://www.kremlin.ru/acts/bank/17637 (дата обращения: 16.10.2022 г.).
  14. Буханова А.С. Коллизия принципов самоопределения народов, территориальной целостности государств и возможные пути ее решения / А.С. Буханова. - Право и управление: XXI век. - 2011 г. - № 4(21). - С. 67-71.
  15. Разделы III-IV Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. - URL: //https://docs.cntd.ru/document/1901862 (дата обращения: 6.10.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: