УДК 34

Проблемы и перспективы развития многофункциональных центров в регионах РФ

Бабкина Анна Олеговна – студент Южно-Российского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В настоящей статье автором предпринята попытка обозначения проблем и перспектив предоставления муниципальных и государственных услуг, путем качественного и количественного анализа функционирования многофункциональных центров в регионах, на территории Российской Федерации. Основной целью работы является рассмотрение проблем и выявление перспектив оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг населению на базе МФЦ в регионах РФ.

Ключевые слова: многофункциональный центр (МФЦ), управление, государство, региональное развитие, услуги, муниципальные услуги, государственные услуги.

В Российской Федерации, с 2005 года осуществляется активная политика реформирования администрирования. Основной целью проводимой реформы является совершенствование процесса предоставления услуг населению. Среди аспектов, которые также заслеживают особого внимания стоит выделить улучшение качества необходимых услуг, повышение доступности в их получении и обозначение дальнейших перспектив совершенствования данных процессов.

С 2007 года, на территории Российской Федерации, для осуществления поставленных целей в контексте администрирования, были созданы и реализованы первые проекты многофункциональных центров (далее – МФЦ). С развитием социальной, политической, культурной, экономической и информационной сферы общественной деятельности, возникает вопрос о совершенствовании МФЦ и требуемых услуг. На основании описанных данных обозначается актуальность вопроса обозначения проблем и перспектив развития МФЦ. В современном обществе, значение государственных (муниципальных) услуг является приоритетным для населения, многие граждане считают, что возникновение и развитие многофункциональных государственных центров, которые данные услуги предоставляют, это зримый результат совершенствования системы государственного управления.

Для обозначения практического аспекта, автором был затронут механизм функционирования МФЦ в регионах РФ. Уделяя внимание теоретической базе, стоит обозначить следующие аспекты.

Прежде чем переходить непосредственно к рассмотрению государственных и муниципальных услугах, стоит сначала разобраться в том, что вообще из себя представляют услуги в общем смысле этого слова, и для чего они нужны. Услуга – это определённая деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей путём предоставления различных материальных и нематериальных услуг. Услугами часто называют деятельность, по средствам которой не создаётся какой-либо самостоятельный продукт или материальная ценность.

МФЦ имеет легальную дефиницию в Федеральном законе «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг» [5], где обозначены основные правовые и технические основы МФЦ в России, также, теоретическая сущность обозначена в исследовательских работах отечественных исследователей.

Многофункциональный центр – «это организация, учрежденная органом власти субъекта для оказания населению и юридическим лицам комплекса государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна», в максимально комфортных условиях» [1, c. 137-138]. То есть это специальное учреждение, главная цель которого – обеспечить эффективное взаимодействие между гражданами и органами исполнительной власти в одном месте, в любое удобное заявителю время и, главное, быстро и качественно. В России центром предоставления государственных и муниципальных услуг являются МФЦ «Мои документы».

Работа МФЦ, в первую очередь, направлена на снижение продолжительности оказания государственной услуги:

  1. центры упрощают процедуры документирования;
  2. совмещают работу различных отделов;
  3. сокращают затраты временные;
  4. сокращают денежные затраты;
  5. повышают комфортность процесса получения определенной услуги;
  6. противодействуют возникновению коррупционных прецедентов;

Позитивно отражается на населении расположение всех процессов в одном месте, то есть в МФЦ. Обратившись в многофункциональный центр за помощью, гражданин оперативно получит ответ на свой запрос, кроме того, на плечи сотрудников МФЦ полностью ложится контакт с властями, что является наиболее удобным и практичным решением для всех.

Многофункциональные центры должны служить точкой доступа населения к электронным услугам, в 2020 году, данный факт был актуален в полной мере, данный процесс обусловлен повышенным уровнем информатизации в России, а также наступлением всемирной пандемии и повсеместных ограничений. В настоящее время, вне зависимости от кризисных ситуаций, многие исследователи подчеркивают необходимость повсеместного и локального развития МФЦ по всей стране, как в электронной форме, так и в традиционной – документальной, при необходимости.

К проблемам, которые имеют место в работе МФЦ в России на территории большинства регионов, можно отнести следующие: [3, c. 34-52]

  1. Отсутствие системы повышения квалификации и аттестации специалистов МФЦ;
  2. Неимение на улицах, примыкающих к центрам, специальные указатели, информирующие о месте нахождения и способах проезда к МФЦ;
  3. Слабая информированность граждан о работе МФЦ на территории определенного муниципального образования;
  4. Укрепление стереотипов среди населения о господстве бюрократических основ в стране и как следствие – слабое доверие к таким центрам предоставления услуг;
  5. При предоставлении информационных услуг (через платформу госуслуги) возникает такая проблема как слабая компьютерная грамотность среди населения, сотрудников, а также аспект технической оснащённости в различных муниципальных образованиях РФ;
  6. Недостаточный уровень взаимодействия со средствами массовой информации.

Несмотря на множество возникающих проблем, на территории регионов ведется качественная работа различных организаций, целью которых является – решение обозначенных проблем. Так, на территории Ростовской области, качество услуг, предоставляемых МФЦ населению, имеет довольно положительную в 2022 году.

Стоит сказать, что по рейтингу Минэкономразвития по качеству предоставления электронных услуг за 2020 год Ростовская область вошла в пятёрку лидеров. В данном рейтинге Ростовская область получила 81,45 балла из 100 возможных [6].

В Ростовской области в настоящее время работа МФЦ налажена в 12 городских округах, 43 административных центрах муниципальных районов и 344 городских и сельских поселениях. Было открыто 77 центральных МФЦ на территории региона и 354 структурных подразделения в городских и сельских поселениях. В данном контексте стоит отметить тенденцию доступности и возможности повсеместного предоставления необходимых услуг.

В 2018 году был запущен совместный проект Правительства Ростовской области с Юго-Западным банком ПАО «Сбербанк России», который действует и в 2022 году. Суть данного проекта заключалась в повышение уровня клиентоориетированности в работе сети МФЦ Ростовской области. В рамках данного направления были разработаны стандарты сервиса МФЦ, начиная от внешнего вида работника и организации рабочего места, заканчивая разъяснением особенностей взаимодействия с заявителем в нестандартных ситуациях, а также нюансы работа с людьми с ограниченными физическими возможностями. Стоит подчеркнуть, что взаимодействие и сотрудничество МФЦ с различными организациями является необходимым фактором для совершенствования процесса предоставления услуг [2, c. 97-100].

С помощью создания многофункциональных центров значительно повысилось качество и скорость предоставляемых населению услуг, данный факт особенно четко прослеживается на территории регионов и небольших городских пунктов на территории РФ. С начала 2019 года, в контексте практического анализа, стоит отметить некоторые тенденции и перспективы развития МФЦ в регионах РФ.

  1. Реализована услуга оплаты государственной пошлины, не отходя от окна;
  2. Открытие первых МФЦ в торговых магазинах, обеспечение наиболее комфортной доступности (в таких магазинах как «Пятерочка»);
  3. Появление роботов для осуществления диагностики здоровья;
  4. Был осуществлен переход Росеестра на электронный документооборот с региональными МФЦ;
  5. Запущены услуги оформления виз в МФЦ;
  6. В 2022 году, на территории регионов РФ реализуется использование постаматов для выдачи готовых документов.

По мнению исследователей, с которыми в полной мере можно согласиться, наиболее четкая перспектива в развитии МФЦ на территории регионов России – информатизация и предоставление услуг дистанционно. Стоит учитывать факт того, что не все граждане, могут пользоваться дистанционными онлайн сервисами, в силу определенных обстоятельств (отсутствие технической оснащенности, низкий уровень компьютерной грамотности и т.д.). Исходя из данного факта, стоит уделять внимание не только информационному развитию, но и совершенствованию МФЦ, которые предоставляют услуги в офисном формате.

Таким образом, помимо описанных проблем, которые могут возникать в процессе функционирования МФЦ на территории регионов РФ, выделяются определенные тенденции развития и осуществляются качественные программы, которые направлены на решение текущих проблем и предотвращение дальнейших. Можно сделать вывод, что в современных условиях развития администрирования и предоставления услуг населению наблюдается тенденция развития и совершенствования.

В различных демократических правовых государствах, многофункциональные центры имеют различных уровень развития. Муниципалитеты, по своей сущности, в социально-правовых странах, обладают гибкостью в предоставлении услуг и в том, как они их предоставляют, прямо или косвенно. Представленные теоретические и практические данные, могут являться необходимыми для развития прикладных направлений совершенствования МФЦ по всей России.

Необходимость совершенствования современных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению, обусловлена обширным количеством проблем и противоречий, которые могут в некоторых аспектах ограничивать доступ населения к гарантированным услугам.

Исходя из всего, что было сказано ранее, мы можем сделать вывод о том, что многофункциональные центры предназначены для того, чтобы помочь человеку получить различные государственные услуги, они упрощают жизнь людей, благодаря им можно получить различные услуги в одном месте, просто подав заявления и заполнив определённые бумаги.

Список литературы

  1. Бучнев Г.Д. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг// Сборник научны трудов конференции «Проблемы местного самоуправления». г. Воронеж. – 2019. – С. 137-138.
  2. Труфанова С. А., "Направления совершенствования организационно-правовых подходов к повышению результативности предоставления государственных и муниципальных услуг на региональном уровне " Образование, научные кадры, 2022, С. 97-100.
  3. Тютюник О. Д, «Развитие системы многофункциональных центров и проблемы, возникающие при предоставлении государственных и муниципальных услуг населению» // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. №2. С. 34-52
  4. Многофункциональный центры (МФЦ) Ростовской области https://www.donland.ru/activity/2565/ \\Электронный ресурс (дата обращения 04.07.2022)
  5. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, N 31, ст. 4179 (дата обращения 04.07.2022)
  6. Рейтинг регионов по качеству предоставления электронных госуслуг-2020 [Электронный ресурс] URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2021/01/gos_regulirovanie_v_usloviyah_covid19_itogi_2020.pdf.pdf (Дата обращения: 23.03.2022 г.)

Интересная статья? Поделись ей с другими: