УДК 843.851.3

Сущность института пробации в зарубежных странах

Степенко Артём Валерьевич – кандидат юридических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета.

Васильченко Фёдор Алексеевич – магистрант Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В статье изложены особенности применения института пробации в зарубежных странах. Определены цели и нормативные основы их применения, выделены национальные особенности пробации. Раскрыты основные процедуры оказания влияния на бывших осужденных, их реабилитации в обычной жизни.

Ключевые слова: пробация, реабилитация, зарубежные страны, осужденные, судебное заседание.

Возникновение института пробации связано с практикой перевоспитания бывших осужденных в странах англо-саксонского права. Инициативу его создания приписывают США, Франции, Бельгии, Великобритании. Активно вопрос о первоначальном опыте создания системы поддержки бывших осужденных обсуждался на первом тюремном конгрессе в Лондоне в 1872 г. 

Инициатором создания института пробации выступил Фредерик Райнер, являвшийся добровольцем общества трезвости Англиканской церкви. Он предложил морально и материально поддерживать лиц, оказавшихся во власти суда. Эта система прижилась и первым актом, регламентирующим систему контроля за осужденными преступниками в Великобритании на государственном уровне, стал принятый в 1887 г. закон "Об испытании впервые осужденных".

На современном этапе институт пробации нашел признание у мирового сообщества и нашел отражение в ряде значимых международных документов. Например, применению пробации в отношении несовершеннолетних посвящен раздел Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятых на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г., Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятых резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года Правилах Совета Европы о пробации 2010 г. В последнем документе глобальная цель пробации провозглашена как содействие справедливому правосудию.

На сегодняшний день институт пробации существует в разных вариантах в странах Европы и США. Он применяется и как вид уголовного наказания; и как процесс исправления осужденного; и как систему исполнения данного уголовного наказания.

В Швеции пробация применяется как мера уголовно-правового характера и по своему содержанию схожа с российским институтом условного осуждения. Часто она сочетается со штрафом и служит дополнительным средством воздействия на осужденного. Смысл пробации состоит в выполнении общественных работ на срок до 3 лет под надзором уполномоченных представителей местной администрации и тюрем. В качестве обязанностей такого лица устанавливается поддержание контактов со Службой пробации. При несоблюдении требований пробация заменяется реальным лишением свободы.

Во Франции включает в себя два самостоятельных института: институт отсрочки исполнения наказания и институт отсрочки назначения наказания. Первый тип отсрочки характеризуется тем, что суд, признав подсудимого виновным и назначив ему наказание, выносит одновременно решение о том, что исполнение такого наказания будет отсрочено. Второй тип отсрочки предполагает, что суд, признав подсудимого виновным, наказание ему назначает с возможностью исполнения через некоторое время. За время отсрочки исполнения наказания к осужденным применяются меры помощи. К ним относятся моральная и материальная помощь предоставляемые при поддержке волонтеров и общественных организаций. От осужденного могут потребовать трудоустроиться, участвовать в общественных работах, получить профессию и др. При неисполнении требований отсрочка отменяется.

Стратегия пробации, применяемой к лицам, подлежащим уголовному наказанию, основана на идее ответственности социального окружения за поступки человека. Сторонники этой теории считают, что уголовное наказание не всегда способно повлиять на человека. По мнению П. К. Фрайди, пробация позволяет влиять на преступника, изменяя его личность. Поэтому наказание не рассматривается как надлежащее средство предупреждения преступности [1]. Для исправления осужденного нужно учитывать социальные условия его жизни, семейное положение, особенности психики. Конечной целью института пробации в большинстве научных исследований признается такая реабилитация осужденного, при которой он перестанет быть социально опасным и перестанет совершать преступления.

В работе служб пробации не учитывается характер совершенного преступления. Возможность исправиться предоставляется любому субъекту, совершившему преступление. Главным является предположение, что человек готов меняться и приложит к этому все усилия. Такой подход к пробации ориентирован на социально-психологическую переориентацию осужденного к жизни в обществе и готовность отказаться от совершения преступлений.

Служба пробации в уголовном процессе зарубежных стран занимает особое место. В США и ФРГ служба пробации является институтом судебной системы, осуществляя надзор за условно осужденными. Общее руководство Службой пробации осуществляют специальные административные подразделения при судах. В законе США 1974 году «О быстром судебном разбирательстве» указывается, что служба пробации призвана обеспечить проведение досудебных исследований и подготовку отчетов для всех обвиняемых; сократить ненужное содержание под стражей; сократить число преступлений под залог и число обвиняемых, которые не явятся для последующего разбирательства.

В Нидерландах Служба по контролю за осужденными осуществляет надзор за ними. Она существует в рамках прокуратуры страны. И прокурор также может участвовать в процедурах пробации [2].

В Великобритании существует институт государственной и частной пробации. Первый применяется по наиболее тяжким преступлениям, второй - по преступлениям небольшой тяжести, рассматриваемыми мировыми судьями.

Международными нормами закреплено, что работа служб пробации осуществляется при обязательном участии общественности и уполномоченных органов. В частности, к подготовке докладов и оказания воздействия на осужденных включаются прокуроры, администрации мест лишения свободы, волонтеры, общественные организации. Они формируют каналы связи между судами, принимающими решение о пробации, и службами, исполняющими его.

В обязанности службы пробации в странах Европы и США входит ряд обязанностей в зависимости от этапа судопроизводства. На этапе досудебного и судебного производства они проводят «социальное исследование личности подсудимого». По итогам проведенного анализа готовится доклад для суда о влиянии его личности на сложившуюся ситуацию и возможности перевоспитания осужденного. В процессе подготовки доклада они контактируют с самим осужденным и его социальным окружением.

Обязательным элементом подготовки докладов является оценка потребностей обвиняемых и рисков, которые они могут представлять. Для этого применяется компьютерная программа оценки рисков обвиняемого OASys. С ее помощью высчитываются риски опасности правонарушителя для общества, а также возможности рецидива преступлений. В основе расчетов лежит оценка уровня образования преступников, их профессиональных навыков, злоупотребление психоактивными веществами, а также личностных особенностей и психических отклонений.

В докладе в судебном заседании предлагается модель индивидуальной реабилитации преступника с учетом выявленных личностных особенностей. Суд с учетом мнения обвинения, защиты и службы пробации выносит приговор и назначает соответствующие меры реабилитации.

Полученный приговор, включающий в себя комплекс мер реабилитации, является правовой основой для деятельности службы пробации. При этом лицо, ответственное за исполнение, должно быть законом наделено достаточной степенью свободы выбора метода реализации, который будет соответствовать стандартам.

Необходимо отметить, что для российской правовой системы институт пробации как службы оказания помощи и поддержки условно осужденным и освобожденным играет важную роль. Такой институт необходим. Официально функции надзора за названными категориями осужденных возложены на полицию и уголовно-исполнительные инспекции. Но ввиду большой нагрузки они не могут оказывать им полноценной помощи и социальной поддержки. К тому же они не имеют необходимой профессиональной подготовкой для решения социальных, юридических и иных проблем осужденных. Поэтому опыт западных стран можно признать достойным для изучения и применения в нашей стране с учетом национальной специфики. Востребованным является осуществление работы по изучению личности осужденнного и предложению возможных вариантов его реабилитации (поиск работы, решение социально-правовых вопросов), обеспечение жильем и др.

Таким образом, институт пробации в зарубежных странах имеет давнюю историю и начал складываться еще более 100 лет назад. Его можно считать отражением института гуманизации исполнения уголовных наказаний. Его суть сводится к оказанию социально-психологической помощи и поддержки лицам, получившим реальные и условные сроки наказания. Службы пробации в большинстве стран являются элементом судебной системы и призваны поддерживать нуждающихся в реабилитации. Опыт зарубежных стран может быть полезен для российской правовой системы, так как в нашей стране проблема поддержки бывших осужденных практически не решена.

Список литературы

  1. Friday P.С. (1979). Critical Issues in Adult Probation. Washington, D.C.: International Assessment of Adult Probation, p.73.
  2. Дэйвис К., Бернхардт Э.Работа с правонарушителями в обществе // Общественная правозащитная организация «Гражданский контроль». - Санкт-Петербург, 2012. - С. 113-114.

Интересная статья? Поделись ей с другими: