УДК 37.01

Патриотическое воспитание молодежи – залог будущего мира в мире

Керимова Гюлара Гусейнага кызы – доктор философии по педагогике, доцент кафедры Педагогики Азербайджанского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания в современном мире, его роль и значимость в жизни Азербайджана. Общество в период инновационных технологий и глобализации требует от своих граждан понимания и правильной оценки происходящих событий, решительных действий для благополучия и защиты своей страны. Положение государства и его социально-политический климат напрямую влияют на систему образования и педагогическую науку, так как именно от воспитания патриотических чувств у личности, которые, закладываются в семье и развиваются в процессе образования, зависит будущее страны и ее граждан.

Надо отметить, что хоть патриотизм взращивается у человека с самого рождения под воздействием различных рычагов и факторов, при этом оно, чувство патриотизма, патриотический дух и умение быть патриотом своей страны вложены в нас генетически, привиты человеку как основной инстинкт.

На современном этапе, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из самых сложных и актуальных задач и целей педагогики, в условиях вновь образованной государственности и необходимости единства живущих в ней людей. Она диалектически связана с проблемами интернационального образования, особенностями формирования национального самосознания, ценностной ориентацией, идеалами.

Все это не просто предполагает, а настаивает на необходимости поиска новых подходов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Решение этой проблемы видится нам в интегрировании большего количества материалов по азербайджанской литературе в духе патриотизма в общеобразовательную программу школ и вузов. Такие задачи, в свою очередь, ставят вопрос о пересмотре учебных программ и учебников в образовательных учреждениях различного уровня и типа.

Ключевые слова: Патриотизм, Родина, Патриотическое воспитание, готовность к защите Отечества.

«…Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что, с тех пор как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».

Лев Толстой

Сегодня общество каждой страны ведет диалог со своими гражданами посредством голоса патриотического духа, призывая население воспитывать абсолютно всех от мала до велика в духе патриотического единства, оно провозглашает о необходимости патриотического воспитания в современном мире как о неопровержимом постулате.

Азербайджанское общество, во многом сохранившее свои древние традиции, растило и растит достойных сынов и дочерей, гордость нашей страны и истории. Азербайджанский язык – это звучный и певучий язык, предрасполагающий к творчеству, наша литература богата жемчужинами фольклора и письменности в равности, произведения народной и классической азербайджанской литературы красочно передают боевой настрой и храбрый дух патриотов всех времен нашей истории. Патриотизм, ее роль и значимость в жизни Азербайджана всегда были на первом плане для общества и государственности в виду различных страниц нашей истории. Фактор нестабильности в регионе повлиял на становление народа и на образ его мышления в целом, патриотизм и его истоки изменили ориентацию будущих поколений. Образование в духе патриотизма и патриотическое воспитание стали частью системы образования, применение патриотического ориентира в методах и практиках обучения стало широко применяться и распространяться.

Сколько различных подходов, способов и путей обучения таит в себе наша история, сколько различных методик разложены в ряды удивительных исследований и работ великих ученых, которые применяли разработанные ими идеи по продвижению обучения на практике и передали их следующим поколениям.

Идеи внедрения различных патриотических практик и, в целом, патриотического обучения как отдельную дисциплину применяются издревле, на кону таких практик стоит будущее всей страны. Столь щекотливая тема, как оборона целого государства, фундаментально зависит от двух факторов. Все мы помним из первых книг по социальным наукам или, как обобщают, человековедения, что семья – первая и начальная ячейка общества, так вот семья и является главным фактором патриотического воспитания и обучения. Также мы помним из этих же наук, что второй ячейкой общества являются общеобразовательные учреждения (такие как сад, школа, университет, ПТУ и т.д.)

Невозможно определить степень влияния и значимость этих двух факторов в точности до аккуратности или разделить обязанности, например, в семье человек учится быть патриотом, в школе же обучается патриотизму; это трудоемкий и взаимосвязанный процесс, требующий постоянного наблюдения и контроля с обоих сторон.

Проблема патриотизма издавна волнует специалистов, так как патриотизм составляет одну из отличительных характеристик общества как единицы. С первых шагов, совершенных человеком, возникает осознание необходимости действий для выживания. Общество позволяет личности интегрировать в свою систему посредством определенных механизмов. Механизмы интеграции разрабатываются по идеологическим структурам общества, потребности же реализуются за счет объединяющей основы взаимопонимания. Идеология организовала все человеческое и жизнь общества, как единого организма, в выработанную целесообразную программу действий, дифференциацию взаимовлияния друг на друга. Понимание целостности единства территории и других составляющих (язык, одежда, традиции и т.д.) постепенно сформировалось в обществе как понятие патриотизма. Фундаментальное условие образования любви к Родине – это осознание личностью своей значимости и роли в защите Родины, ее безопасности, также это самый главный момент в процессе формирования у личности патриотических чувств, ведь именно в момент заложения азов патриотизма усваивается урок на всю жизнь.

Все это свидетельствует о том, что патриотизм необходим для существования общества. Патриотизм выступает фактором, имеющим большое значение для развития человека как гражданина. Без чувства патриотизма общественная значимость личности невозможна. Общество же как раз рассматривает таких личностей как агрессоров, не позволяет им полностью в себя интегрировать, при этом соблюдая своевременный мониторинг и контроль. При этом современное понимание патриотизма включает активное участие всех граждан в общественных процессах, активизацию роли общества в делах государства, уважение к традициям и культурному наследию. (1)

Воспитание духа патриотизма у современной молодежи должно учитывать ее ценности и ориентиры. Следовательно, первичное представление о патриотизме, появляясь у личности еще до школы, преобразуется, в идеале, в патриотические чувства именно в школе. Формирование патриотических чувств у молодого поколения – задача системы образования и педагогической науки в целом. Поиск, разработка и применение различных новых методов на практике, наряду со средствами по их развитию, являются прямой ответственностью этих структур в совокупности. Работы, исследования и труды по теме патриотического воспитания таких ученых как А. Н. Радищева, К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, А. Н. Радищева, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского проливают свет на цели и задачи педагогики по данной теме. На сегодняшний день перед работниками образования стоит задача по правильному и своевременному обучению молодежи и воспитанию у нее патриотических чувств для достойного представления своей страны и народа в условиях технологического прогресса и глобализации. Инструментами патриотического образования служат мероприятия, беседы, игры и т.д.

Патриотическое образование является актуальной задачей Азербайджанской Республики, в связи с положением дел и военной обороны страны, внедряются всевозможные методы подъема патриотического духа народа. На данном этапе мирового развития, патриотизм и его внедрение в общество в особенности стали целью стран, на территории которых происходят войны и беспорядки. Азербайджан в свою очередь, пережив апрельские события 2016-ого года, стал более тщательно и избирательно подбирать методы и технологии по распространению патриотического духа. Во многом, наибольшее влияние на молодежь оказали герои апрельских боев. «Стать шахидом (мученик) во имя Родины – вершина, вознестись на которую удается лишь смельчакам-героям, готовым поступиться своей жизнью ради народа и Отечества.» (3) Одними из таких героических сынов Азербайджана были Шахрияр Хабиби, Иманов Самид Гюлага оглы, Мирзаев Мурад Тельман оглы, Гурбанов Чингиз Салман оглы, которые своей храбростью и героизмом по сей день вдохновляют соотечественников.

События последних лет, а главное победа над врагом, подняла дух Азербайджанского народа. Новые столкновения на азербайджано-армянской границе произошли 12 июля 2020 года после того, как Армения подвергла массированному артиллерийскому обстрелу азербайджанские позиции в Товузском районе на западе страны далеко от основной зоны конфликта в Нагорном Карабахе. В результате боевых действий были убиты 11 военнослужащих армии Азербайджана, в том числе один генерал. Народ, который горевал и оплакивал своих героев на протяжении 30 лет, наконец смог почувствовать вкус победы, свободу и гордость за свою Родину 8 ноября 2020-ого года. По приказу, подписанному президентом и главнокомандующим АР Ильхамом Алиевым, 8 ноября теперь официально празднуется как день Победы по всей республике. Этот день же запомнился радостью, сплоченностью, одухотворенностью и счастьем народа, от мала до велика вышедшим на улицы ночью сразу после выступления президента и не покидавшим их вплоть до ночи. Чувство патриотизма, сплачивая людей, одухотворяет, способствует позитивному эффекту в делах государства и общества.

Патриотизм изложен детально в нашей истории, в нашем фольклоре. Патриотический дух воспевается в эпосах, дастанах, народных песнях, баяты, газелях и т.д. Традиции азербайджанского народа основаны на богатой истории, великом прошлом, а также совершенных духовно-нравственных принципах. Если мы посмотрим на нашу устную и письменную литературу, то увидим, что у нашего народа были уникальные методы воспитания, основанные на фундаментальных нравственных ценностях. Эта особенность проявляется в духовном эпосе «Китаби-Деде Горгуд». Воспитательная система огузского общества формируется и развивается на основе нравственных и социальных правил того времени. Воспитательные традиции в Дастане «Китаби-Деде Горгуд» приобрели прогрессивное значение, стали средством воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. Именно эти традиции проложили путь к развитию у молодежи таких качеств, как нравственность, мужество и доброта. Методики воспитания, вошедшие в дастан, ориентированы на всестороннее развитие личности. С помощью этих методов воздействовали на поведение, эмоциональное состояние и сознание молодого поколения, воспитывали у них нравственность и высшие качества. В огузской культуре наиболее распространенное средство воспитательного воздействия было слово.

Все вышеизложенное подтверждает, что патриотизм является категорией образования, находящейся в поле зрения многих гуманитарных наук: философии, политология, социология, история, психология, культурология, этика, педагогика и др. Патриотическое воспитание подрастающего поколения на современном этапе входит в перечень целей и задач педагогики, в условиях вновь образованной государственности и необходимости единства живущих в ней людей. Она диалектически связана с проблемами интернационального образования, особенностями формирования национального самосознания, ценностной ориентацией, идеалами.

В философии сущность патриотизма истолковывается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к отече­ству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоя­щее, стремление защищать интересы родины. (2)

Понятие «патриотизм» является одним из тех немногих терминов, которые традиционно трактовались в разные времена и эпохи и не изменили своего значения. Впервые он был использован во время Великой французской революции (1789-1793) бойцов, защищавших Родину от иноземных захватчиков, называли патриотами. Понятие защищено в ряде известных словарей: «Патриот – любящий отечество, приверженец ее блага, народный человек»; «Патриот – это человек, любящий Родину, людей, преданный, готовых на жертвы и совершающих подвиги во имя интересов Родины».

Без чувства любви к родине личность вырождается либо в агрессора, либо в манкурта. В обоих случаях человек становится общественно опасным. В период нестабильного положения страны, в переходные периоды или при военном положении проблема патриотизма как рычага управления обществом и механизма сохранения стабильности становится особенно актуальна.

В этих определениях, в основном, оцениваются эмоциональное отношение личности к Родине. Но очевидно, что эти отношения не могут быть сведены к нравственным смыслам. Они имеют более широкий смысл в сознании личности, включают в себя соответствующие потребности и мотивационную сферу.

В педагогической литературе наблюдается тенденция к расширенному толкованию понятия «патриотизм». При рассмотрении концепции каждый автор придерживается определенного предмета исследования, но, несмотря на это, большинство исследователей к существенным признакам патриотизма относят любовь к Родине, готовность к ее защите, работа на благо Родины и т.д.

Патриотическое чувство во все времена считалось необходимым условием устойчивости, духовности, ценности и культуры общества. Возможно, это является причиной того, что воспитание патриотических чувств поощряется у всех народов мира . В ходе подготовки личности как гражданина и патриота приобретается мировой социально-исторический опыт, развивается мировоззрение, убеждения, духовные потребности, чувства, формируются идеалы и характер человека. Чувство патриотизма мобилизует общество; оно участвует в процессе реализации связей с общественностью. Развитие человеческого общества и воспитание патриотического чувства являются единым многомерным, взаимосвязанным и диалектическим процессом.

Потенциальные возможности чувства патриотизма расширяются и углубляются вместе с развитием общества, определенный процент развития общества зависит от патриотизма людей, создающих его.

В Законе Азербайджанской Республики «Об образовании» написано: «Главная задача системы образования – сформировать личность, обладающую глубокими и всесторонними знаниями, умениями, практической подготовкой, высокой культурой, чувством ответственности, прогрессивным мировоззрением и стремящуюся к его непрестанному развитию, растить сограждан, крепких здоровьем, приверженных родственным корням, свободе и демократическим традициям азербайджанского народа, глубоко проникшихся национальными, нравственными, гуманистическими, духовными и культурными ценностями своего народа, оберегающих и постоянно их развивающих, любящих и неизменно старающихся возвысить свою семью, родину, нацию, овладевающих общечеловеческими ценностями, уважающих права и свободы человека, самостоятельно и творчески мыслящих, по своим званиям, высоким нравственным и духовным качествам, демократизму могущих стоять на уровне граждан самых передовых стран мира, и тем самым – воспитать человека, способного построить общество высокой цивилизации, превратить Азербайджан в одно из самых развитых демократических государств мира.» (6)

Следует отметить, что социально-экономический климат в республике сегодня диктует необходимость качественной содержательной переоценки образования на всех его ступенях. В этом плане основное значение приобретает саморазвитие и самоопределение нации, формирование сознания и жизнь общества требуют внесения поправок в патриотическое содержание образовательного процесса. Оно должно корректироваться, исходя из современных реалий нации: суверенитет и независимость республики, демократия, экспансия и новизна патриотического мышления. Патриотическое воспитание таким образом приобретает ценностное качество. Патриотизм – это не только воспитание определенных отношений с Родиной, но также желание, стремление защитить ее, укрепить обороноспособность, отношения между людьми проживающих там, а также способность содействовать ее развитию. Президент Республики Азербайджан подчеркивал, что «Сегодня в нашей замечательной стране – динамично развивающейся стране есть все возможности для каждого гражданина, так как динамичное развитие нашей страны, открытие новых рабочих мест, новых производственных отраслей, конечно, создает возможности для каждого. Люди, обладающие глубокими знаниями, могут занять достойное место в жизни. Поэтому хорошая учеба – это, с одной стороны, вклад в будущее страны, а с другой, – важна для каждого человека. Человек, обладающий хорошими знаниями, может найти хорошую работу, иметь высокий достаток, а также лучше служить своей стране, народу. Поэтому дети должны понимать и знать, что их будущее в собственных руках. Учителя же, конечно, должны давать детям хорошее воспитание. Одновременно дети должны воспитываться в духе патриотизма. Наша молодежь формируется в годы независимости. Каждый человек видит преимущества независимости. Только, будучи независимыми, азербайджанский народ, наше государство динамично развиваются. Независимость – самое большое наше счастье, самое большое достояние.» (11)

Насколько велика роль литературы и языка в процессе полноценного развития подрастающего поколения, настолько и важно приспособление обучения под глобальный технологический прогресс. Кондиция общества диктует требования о необходимости изменения отношения к структуре изучения предметов на разных этапах формирования подрастающего поколения и об обращение внимания на приемы воспитания патриотизма молодежи, не концентрируясь на изучении только лишь родного языка и родной литературы, сегодня это уже воспринимается как устаревшее педагогическое воздействие, проявление традиций, конкретизация параметров модели национального образования. Пример современной жизни не может быть связан только с воспитанием национального патриотизма, расширяются рамки понятия «патриотизм».

Патриотизм – это чувство не только национального единства, но и обьединение всего народа на родной территории. Земля, связывая все живущее на нем, становится главным средством в воспитании любви и уважения к людям. В условиях глобализации понимание патриотизма как национального чувства неизбежно должно изменить образовательный процесс.

Как видим, уровень патриотического воспитания находится в поле зрения и действия политической программы не просто так, от сегодняшнего состояния нашего государства зависит его будущее. Все это не просто предполагает, а настаивает на необходимости поиска новых подходов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Решение этой проблемы видится нам в интегрировании большего количества материалов по азербайджанской литературе в духе патриотизма в общеобразовательную программу школ и вузов. Такие задачи, в свою очередь, ставят вопрос об обновлении учебных программ и учебников в образовательных учреждениях. Но их разработка должна учитывать национальные традиции, истоки культуру страны в целом. Таким образом, при воспитании патриотического чувства важно иметь ввиду стремление общества к сближению на основе общих целей и их конкретной реализации.

Список литературы

  1. Сокиркин Д. Н. Значение и особенности патриотического воспитания в современном российском обществе. Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). – 2017. – № 2 (11) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2017-2-11/article-0110/
  2. Петрова Л.А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://psychology.snauka.ru/2012/03/349
  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – M.-1972.
  4. Философский словарь. M.-1983.
  5. Словарь русского языка. M.-1983.
  6. Закон Азербайджанской Республики Об Образовании. Раздел II. Система образования. Статья 9. Система образования и ее главная задача [Электронный ресурс]. – URL: https://republic.preslib.az/ru_d4-36.html.
  7. Исмаил Джафарли. Славный боевой путь героя: от Апрельских боев до Отечественной войны. АЗЕРТАДЖ. 2020 [Электронный ресурс]. – URL: https://azertag.az/ru/xeber/Slavnyi_boevoi_put_geroya_ot_Aprelskih_boev_do_Otechestvennoi_voiny-1676959
  8. Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт. История и нынешняя фаза [Электронный ресурс]. – URL: https://azerbaijan.travel/armyano-azerbaydzhanski-nagorno-karabaxski-konflikt.
  9. Фахрия Джафарова. Фатма Джафарова. Роль дастана «Китаби Деде Горгуд» в воспитании молодежи в патриотическом духе. 2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://naxcivanxeberleri.com/cemiyyet/55845-gnclrin-vtnprvrlik-ruhunda-trbiysind-kitabi-dd-qorqud-dastaninin-rolu.html
  10. Список Национальных Героев Азербайджана. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_Национальных_Героев_Азербайджана
  11. Ильхам Алиев в День знаний принял участие в открытии нового здания школы номер 124 в бакинском поселке Шаган. Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики. Авторские права защищены [Электронный ресурс]. – URL: https://president.az/ru/articles/view/12882.

Интересная статья? Поделись ей с другими: