УДК 37

Методы и приемы формирования навыков чтения1

Koканова Жаркинай Атаевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель Казахского национального педагогического университета им. Абая.

Аннотация: В статье показана значимость основного компонента речевой деятельности – письма. Рассматриваются методы и приемы формирования навыков чтения у обучающихся в процессе обучения казахскому языку. На основании данного исследования сделан вывод о том что цель всех современных методов обучения является развитие у обучающихся стремления к самостоятельному поиску знаний.

Ключевые слова: речевая деятельность, коммуникация, чтение, процесс обучения.

В настоящее время в казахском языкознании теория и методика коммуникации всесторонне развивается в научно-практическом плане в процессе обучения. Коммуникативные виды деятельности, вошедшие в научный оборот и используемые в государственных нормативных документах: аудирование, говорение, чтение, письмо, говорение широко используются в системе образования. Вошедшие в научный оборот и используемые в государственных нормативных документах речевые действия: аудирование, говорение, чтение, все виды общения широко применяются в системе образования. Поэтому для изучения влияния речевой деятельности на развитие национального языка целесообразно определить научно-теоретические понятия проблемы.

Для человека важно четко знать особенности, присущие всем компонентам речевой деятельности, и сознательно овладевать способами их использования в соответствии с основной функцией, поскольку это является главным условием эффективного языкового общения.

 Так как главным показателем речевой деятельности является понимание, то оно реализуется через комплекс различных видов. Задача говорящего - четко, ясно, последовательно излагать свои мысли, правильно и грамотно используя приемы и способы передачи своих мыслей. А задача реципиента -осознать мысли говорящего, понять смысл его высказываний путем раскодирования его знаков. Общение осуществляется, когда эта общая цель совмещается в одной точке.

Чтение является рецептивным (воспринимающим) навыком. Чтение – это вид коммуникативного взаимодействия, осуществляемое при участии органа зрения человека - глаз и органов мышления.

К чтению относятся также символьная последовательность языковых единиц и смысловая последовательность коммуникативных единиц.

Чтение является наиболее важным из видов речевой деятельности, поскольку человек, умеющий анализировать прочитанную информацию, способен свободно излагать свои мысли и грамотно писать. Профессор Ф.Ш.Оразбаева характеризует чтение следующим образом: «Чтение, во-первых, зависит от совместной работы ума и мозга, во-вторых, связано с правильным распознаванием последовательности написанных графических символов. В-третьих, здесь большую роль играет правильное понимание внутреннего смысла этих символов. Только при реализации таких особенностей из прочитанного материала собирается необходимая информация, подходящая для потребностей учащегося» [1, 278].

Чтение заключается в том, чтобы читать грамотно, правильно, красноречиво, осознанно, воспринимая значение и содержание написанных на бумаге слов и сочетаний посредством графических символов, а также понимать и систематизировать необходимую информацию из прочитанного [1, 278].

Обучающиеся не только получают необходимую информацию из учебных материалов по казахскому языку, но и овладевают навыками свободного общения посредством разных виды речевой деятельности (говорение, письмо, аудирование, чтение), высказывания своей позиции с критической точки зрения, выражения своих мыслей, обобщения и принятия решений.

Наряду с тем, что посредством чтения обучающийся не только осознает прочитанное, расширяется также его познание, развивается система мышления. Поэтому Ф.Ш.Оразбаева придает большое значение необходимости «не только понимать и осознавать данный для чтения материал, но и знать значение каждой коммуникативной языковой единицы в нем, узнавать ее формы и широко использовать их в языковой коммуникации» [2]. В настоящее время существуют такие виды чтения, как аналитическое чтение, синтетическое чтение, чтение с подготовкой, чтение без подготовки, чтение с переводом, чтение без перевода, основное чтение, дополнительное чтение и т. д. Профессор Ф. Оразбаева выделяет такие виды чтения, как познавательное, интеллектуальное, поисковое, демонстрационное, и подробно останавливается на особенностях каждого вида чтения.

Обучающийся не только понимает содержание текста, но и, осуществляя сравнительный анализ, определяет точку зрения рассказчика, какую мысль он хочет высказать, что он подразумевает. Он проводит работу по определению стиля и типа текста, его структуры, составлению вопросов, сбору из различных источников дополнительной информации, относящейся к теме. Определяет текстообразующие единицы, обращает внимание на употребление языковых: лексических и грамматических единиц, производит сопоставление. В результате проведения таких видов работы с текстом формируется навык оценивания, осуществления экспертизы.

При обучении казахскому языку процессы изучения (чтение/аудирование) и создания (говорение/письмо) текста протекают параллельно. Во всех навыках используется понятие текста. «Текст - особая единица коммуникации, воздействия, выражающая законченное полное содержание. Он считается хранителем и носителем сообщения» [2].

Поскольку текст основывается на коммуникативной функции, он реализуется в качестве источника информации, воспринимаемой посредством чтения. В процессе усвоения текстов структура и смысл текста играют важную роль в понимании получателем сообщения, передаваемого говорящим. Текст используется в учебном процессе как ядро практической реализации общения изучающих язык и как средство взаимного понимания, форма передачи мысли [3, 113].

Навык чтения имеет свою специфику. Чтение - это не написание или произнесение текста, как в других видах речевой деятельности, чтение означает реагирование на текст, ответное целенаправленное действие по тексту. Поскольку оно подразумевает понимание письменного текста, важное значение имеет понимание языковых единиц текста на уровне слова, предложения и текста. Для полного понимания информации, изложенной в тексте, эффективно, когда человек использует ее в сочетании с собственными фоновыми знаниями о мире.

В современном учебном процессе основное внимание уделяется самообразованию учащихся. Вот почему важно организовать работу с текстом через чтение в этом направлении. Для этого в коммуникации через деятельность чтения применяются такие виды работы, как понимание основного содержания литературных и научных текстов различной тематики в рамках учебной программы, определение основной информации в тексте, применение различных стратегий поиска информации, выявление значения слов по контексту, понимание отношения и точки зрения автора, использование различных источников на бумажных и электронных носителях для проверки смысла слов и глубокого понимания прочитанного. А применение эффективной стратегии чтения при анализе текстов способствует достижению результата, повышению качества знаний. К стратегиям чтения относятся следующие: исследовательское чтение, сравнительное чтение, чтение с подчеркиванием, беглое чтение, чтение по ролям, чтение с разметкой, осознанное чтение, чтение с комментариями, аналитическое чтение, детальное чтение, обзорное чтение, прогнозирующее чтение [4].

Задания по чтению имеют структуру. Они подразделяются на задания перед чтением и задания после чтения. К первым относятся упражнения, направленные на раскрытие темы текста, предварительное обучение словам, постановка вопросов, связанных с прогнозированием содержания текста. Задания на чтение: упражнения (вопросы) на развитие различных навыков чтения. Если первые упражнения направлены на понимание общего содержания, то последующие должны быть посвящены поиску конкретной информации. Ко второму типу заданий, то есть задания после прочтения текста, относятся вопросы для обсуждения, связанные с проблемами и информацией, затронутыми в тексте. Вопросы здесь должны быть сформулированы таким образом, чтобы учащиеся могли ответить, используя новые изученные ими слова, а также слова, которые они встретили в тексте. Вместе с тем вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы они были связаны с жизненным опытом учащихся и давали им возможность выразить свою точку зрения.

Для формирования навыков чтения проводятся различные виды работы по тексту «Факты о казахском языке».

Факты о казахском языке

Невозможно определить общее количество всех языков в мире, поэтому встречается различная информация об общем количестве языков. Согласно одним источникам, общее количество языков приближается к 10 000, в других источниках указывается количество – 7000, а в третьих – 6500 языков. А языков, на которых говорят свыше 100 000 человек, всего около 100. Количество же языков, на которых говорят свыше 10 000 000 человек, составляет 40. К счастью, в эти 40 языков входит и казахский язык, а до этого казахский язык входил в число 71 крупнейших языков.

Итак, остановимся на некоторых фактах о казахском языке:

Казахский язык – государственный язык Республики Казахстан. Республика Казахстан – единственная страна, принявшая казахский язык в качестве государственного. В мире государственными языками являются 95 языков. 56 государств признают в качестве государственного языка английский язык, 30 государств признают государственным французский язык.

Сегодня на казахском языке говорят 16 197 000 человек. В этом отношении казахский язык принадлежит к числу 40 крупных языков мира. Казахский язык входит в пятерку крупнейших языков с наибольшим количеством носителей языка.

На казахском языке говорят 16 млн человек, из них 1,8 млн – представители других национальностей: турки, узбеки, каракалпаки, азербайджанцы, киргизы, татары, русские, уйгуры.

Казахский язык не только язык с самым большим словарным запасом среди тюркских языков, но и один из самых чистых языков в мире. 60% словарного запаса составляют слова с тюркскими корнями. А в русском языке только 45% словарного запаса представлены славянской основой.

Казахский язык является третьим по распространенности языком среди тюркских языков: турецкий, узбекский и казахский.

По мнению многих специалистов, казахский язык является одним из языков без диалектов. А явление, называвшееся ранее диалектом, оказывается, есть лишь тенденция, близкая к говору или наречию.

Казахский язык входит в ТОП-50 языков перевода в рейтинговой сети, выдаваемой статистикой ЮНЕСКО Index Translationum (статистика 2012 года). Согласно данной статистике, казахский язык был одним из 46 языков, на которые переводят мировую литературу. Подавляющее большинство произведений мировой литературы переводится на немецкий, французский, испанский, английский, японский языки, а русский язык занимает 7-е место.

Википедия на казахском языке по объему статей занимает 32-е место среди Вики-языков. В 2012 году по данному показателю занимал 25-е место.

Казахский язык стал 90-м языком, подключенным к сервису автоматического перевода Google Translate, насчитывающему 500 млн пользователей.

Казахский язык занимает 57-е место по объему контента в интернет-пространстве. Объем контента на казахском языке составляет 0,003%. А на первом месте, разумеется, английский язык, объем его контента составляет 55% всей информации в интернет-пространстве. [6]

Дадим задания по предложенному тексту соответственно с определенной целью:

Задание 1. Ознакомьтесь с 5 видами записи информации, предложенной для чтения.

1-я группа - «метод Корнелла». Этот метод удобен для сбора идей и обобщения мыслей. Страница тетрады делится на три части: заметки (во время урока), размышления (после урока), заключение (после урока). Заметки - используется для записи информации во время чтения. Размышления – используется для переосмысления и дополнения информации после прочтения, записи того, что необходимо для вспоминания. Или используется для составления вопросов по чтению. Заключение - учащийся резюмирует свои мысли по прочитанному материалу. Здесь можно выделить основную идею текста.

2-я группа - метод «Сопоставление». Этот метод помогает понять связь между темами. Страница тетради организуется как таблица. В середине пишется основная тема. Под основной темой пишутся подтемы. Под каждой подтемой пишутся детали по тексту.

3-я группа - метод «Планирование». Этот способ подходит при написании большого количества подробной информации по теме. Для каждой части пишется отдельная тема. Под каждой темой записывается подтема. По каждой подтеме записываются основные детали. Перед пометками необходимо оставлять место, чтобы их было хорошо видно.

4-я группа - метод «Таблица». Этот метод отличается разбивкой информации по отдельным столбцам. Он удобен в случаях, когда записывается очень много информации по теме, позволяет видеть связь между темами. Тетрадь по образцу разделена на несколько колонок. Сначала пишется основная тема. Подтемы основной темы разделены по нескольким столбцам. Рядом с каждой подтемой записываются соответствующие детали.

5-я группа - метод «Предложение». При использовании данного метода информация записывается только в виде предложений. Сначала записывается тема. Во время прослушивания учащиеся записывают основные идеи (информацию). Каждая идея записывается с новой строки. При наличии в тексте нескольких тем пишутся названия тем, а основные идеи приводятся ниже в виде предложений.

Цель: формирование навыков анализа и систематизации информации. Результат: умеют анализировать и отбирать данные, внимательно читая заданный текст.

Изучив материалы и предложенные задания по чтению, поняв содержание текста, его основную тему, идею, учащиеся приобрели навыки выявления опорных слов, изложения понятого, приучились задавать вопросы по содержанию текста, отвечать на заданные вопросы, высказывать свои мысли и мнения относительно текста, передавать своими словами то, что они поняли, выделять из содержания текста основную и дополнительную информацию.

Чтение. Задание 2. Найдите и прочитайте в энциклопедиях, Интернете информацию по казахскому языку. Такие задания помогают учащимся научиться определять основную мысль с помощью ключевых слов и наводящих вопросов, получать необходимую информацию из Интернета, высказывать свое мнение, развивать коммуникативные навыки.

Чтение направлено на получение информации из текста, то есть оно необходимо для понимания задания при чтении упражнения. Известно также, что для того, чтобы рассказать содержание текста, его прежде всего необходимо прочитать. В целом чтение – один из способов овладения языком, средство увеличения словарного запаса; чтение позволяет запоминать грамматические структуры; обеспечивает говорение на данном языке, совершенствование произношения.

Чтение – это ответственность учащегося за собственное обучение, что позволяет ему решать собственные учебные проблемы. Читая любую информацию, задание или текст, учащийся приобретает навыки самостоятельного обучения, понимания новой информации.

Методика обучения включает три этапа. В период, предшествующий чтению, для понимания учащимися содержания текста применяются такие методы, как использование тематических картинок, методы прогнозирования. Для выполнения в ходе чтения можно разработать такие задания, которые будут способствовать формированию у учащихся навыков выделения важной информации и составления плана текста, подбора из текста синонимов и антонимов, перефразирования определенных предложений, определения идеи текста. На этапе после чтения одним из самыз эффективных методов является стратегия «дневника двойной записи». Учащийся выявляет фрагмент текста, который произвел на него сильное впечатление, и пытается прокомментировать его. Эти активные методы улучшают навыки чтения учащихся, развивают мышление. Наряду с этим для развития речи учащихся можно часто использовать метод «ПОПС-формулы» [5].

Таким образом, в процессе обучения чтение является основой формирования всех навыков, поэтому методы и приемы улучшения навыков чтения имеют большое значение. Главной целью всех современных методов и приемов обучения является развитие у обучающихся стремления к самостоятельному поиску знаний, формирование творческих способностей с учетом особых, индивидуальных особенностей личности обучаемого.

Список литературы

  1. Оразбаева Ф. Мир языка. Статьи, исследования. – Алматы: «Ан-арыс», 2009. – 368 с.2. Ахметова М. Текстовая лингвистикасы. – Урал, Центр обучения государственному языку "Ағартушы", 2008. - 148 с.
  2. Рахметова С. Теория и технология обучения казахскому языку. – Алма-Ата, 2009. – ИЗ б. 
  3. Жайсанбаева А. Развитие умения учащихся проводить сравнительный анализ текстов путем эффективного использования стратегий чтения [Электронный ресурс]. – URL: https://bilimdinews.kz/?p=85999.
  4. Бекишева Д.Е. Современные программы и методики обучения казахскому языку [Электронный ресурс]. – URL: https://planetskills.info.
  5. Нурбол Нурмаханулы [Электронный ресурс]. – URL: https://massaget.kz.

1 Статья опубликована на основе грантового проекта Министерства образования и науки Республики Казахстан «Методология уровневых парадигм: чтение и письмо» (ИРН AP14869424).

Интересная статья? Поделись ей с другими: