УДК 372.853
Экскурсии для изучения звездного неба
Злобина Светлана Павловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физико-математического и информационно-технологического образования Шадринского государственного педагогического университета.
Аннотация: В статье рассматривается актуальность проведения экскурсий в планетарии, технопарки, с целью наблюдения за небесными объектами и формирования познавательного интереса к астрономии. Предлагается примерный план экскурсии для наблюдения основных созвездий.
Ключевые слова: экскурсии, наблюдения, астрономия, звездное небо, созвездия, методика преподавания астрономии.
Вглядываясь в темное летнее небо, мы видим огромное количество сверкающих точек, которые нас завораживают. Наверное, каждый человек, наблюдая за ночным небом, ощущал себя маленькой пылинкой в бескрайней Вселенной.
Изучение космических объектов в школе начинается только в старших классах, а интерес к космосу проявляется гораздо раньше. Для удовлетворения этого интереса, для привлечения детей к науке астрономии можно, начиная с детсадовской скамьи знакомить детей с небесными объектами. Для этого мы предлагаем проводить экскурсии в планетарии, технопарки, кванториумы, туда, где есть возможность посмотреть на звездное небо и узнать о нем много нового и интересного [1].
Предлагаем рассмотреть на конкретном примере план небольшой экскурсии для знакомства с созвездиями.
Раздел: Строение и эволюция Вселенной.
Цель: изучение яркого созвездия Млечного пути.
Задачи:
Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность.
Предметные: ориентироваться в созвездиях Млечного пути.
Метапредметные: формировать умение сравнивать; формировать умение вести наблюдения.
Краткие теоретические сведения: Созвездия – это определенные участки звёздного неба, разделенные между собой строго установленными границами. Но не все они видны из каждой точки планеты Земля. Одни созвездия видны только в Северном полушарии, другие на Юге. К ярким созвездиям Северного полушария относятся Волопас, Лира, Возничий, Орион, Близнецы, Лебедь, Большая медведица, Персей, Малая медведица, Пегас, Кассиопея, Андромеда и т.д.[2].
Методические рекомендации: Выясним, как найти некоторые созвездия Северного полушария на небе.
Волопас следует сразу за Большой медведицей, ручка её ковша указывает прямо на созвездие Волопаса и его ярчайшую звезду - Арктур.
Рисунок 1. Поиск созвездия Волопаса.
Кассиопею можно найти при помощи Большой и Малой медведицы. Провести через предпоследнюю звезду Большой медведицы и Полярную звезду прямую, которая упрётся в среднюю звезду буквы W [3].
Рисунок 2. Поиск созвездия Кассиопеи.
Персей соседствует с Кассиопеей. Найти его очень просто, если посмотреть чуть «ниже» от буквы М и Андромеды. Это достаточно крупное созвездие, очень хорошо видно летом, в августе [3].
Рисунок 3. Поиск созвездия Персея.
План:
- Выберите на небе область наблюдения по звёздной карте.
- Найдите нужное вам созвездие (Орион, Большая Медведица, Малая Медведица, Андромеда, Кассиопея, и т.д.).
- Найдите наиболее яркие звёзды, какие у них названия.
- Сделайте вывод.
Подобные наблюдения за звездным небом способствуют формированию у детей не только познавательного интереса к астрономии, но и развивают мышление, формируют картину нашего мира и места человека в нем.
Список литературы
- Калиничева, О. В. Проведение практических занятий по астрономии и школьных астрономических наблюдений / О. В. Калиничева. // Современные проблемы и перспективы обучения математике, физике, информатике в школе и вузе : межвуз. сборник науч.-метод. работ / отв. ред. С. Ф. Митенева. – Вологда, 2018. – С. 134-138. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35075100 – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
- Организация практических занятий и наблюдений по астрономии в вузе и школе / И. М. Аюпов, В. А. Баканов, Ю. И. Пономарев. // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4577
- Разбитная, Е. П. Простейшие астрономические наблюдения в школе / Е. П. Разбитная, О. В. Соловьева. // Физика в школе : науч. - метод. журн. – 2017. – N 3. – С. 57-61.