УДК 37.013

Взаимодействие с семьями обучающихся в работе по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников

Аушкина Ирина Васильевна – заведующий детским садом №179 «Подснежник Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада» г. Тольятти.

Аннотация: В статье рассматриваются наиболее эффективные формы взаимодействия педагогов с семьями обучающихся в рамках реализации задач по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: формирование основ финансовой грамотности, дистанционные формы взаимодействия с семьями.

Повышение экономической компетентности населения является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации, что зафиксировано в Стратегии повышения финансовой грамотности на 2017-2023 гг., и предполагает определенный уровень социального и финансового благополучия каждого гражданина, его умение следить за состоянием личных финансов, планировать свои доходы и расходы, рационально выбирать финансовые услуги, жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним и т.д. Формирование осознанного экономического поведения начинается уже в дошкольном возрасте. Экономическое воспитание детей – формирование у них представлений об экономических взаимосвязях и взаимоотношениях в современном мире, адекватной оценки результатов труда, воспитание бережливости.

Педагогическим коллективом детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти реализуется авторская программа по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет «Путешествия Ники и Дани по стране Финансов». Одним из направлений реализации данной программы является тесное сотрудничество с родителями дошкольников.

Взаимодействие с семьями обучающихся – необходимое условие гармоничного и целостного развития детей, в процессе которого происходит, в том числе, и повышение педагогической компетентности родителей и коррекция негативных тенденций в воспитании дошкольников. Наличие системных проблем в образовании, таких, как снижение авторитета педагога, восприятие образования в качестве одной из организаций сферы услуг, ориентирование в воспитании на желания и хотения ребенка, нивелирование законов дошкольной педагогики и психологии, также преодолеваются в процессе тесного сотрудничества и педагогического просвещения родителей.

Педагогами детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» используются разнообразные формы работы с семьями: традиционные и нетрадиционные, индивидуальные, подгрупповые и групповые, предполагающие непосредственный контакт и взаимодействие или дистанционные.

Выбор воспитателями форм сотрудничества с родителями зависит от различных факторов, в том числе от характера детско-родительских отношений в семье, уровня образования взрослых, их отношения и включенности в развитие и воспитание детей.

Среди традиционных форм у родителей ДС № 179 «Подснежник» наиболее востребованными являются совместные праздники и развлечения, дни открытых дверей, беседы и консультации. Малыши с удовольствием готовятся к таким мероприятиям и в дошкольной организации и дома: оформляют пригласительные билеты и афиши, разучивают маленькие сценки и стихотворения, создают декорации. Выступать на одной сцене с близкими взрослыми – это одновременно и удовольствие и ответственность.

Любимыми нетрадиционными формами участия родителей в работе по экономическому воспитанию в детском саду стали персональные семейные выставки и мероприятия по обмену опытом. Семьи воспитанников делятся советами на темы «Как мы сберегаем ресурсы», «Вторая жизнь ненужных вещей». Рассказывают о своих семейных тайнах на выставках «Профессии нашей семьи», «Любимые игрушки наших бабушек и дедушек». С удовольствием погружают присутствующих в мир своих профессий на «Встрече с интересными людьми». Для родителей детского сада уже традиционным стало участие в таких социальных акциях, как «Добрые крышечки», «Вторая жизни отходов». Ни одна крышка, батарейка или лампочка не будет выброшена нашими детьми и родителями в мусорный бак, а заботливо отнесется в центр принятия бытовых отходов или в детских сад в специальный контейнер. Ведь именно мы, люди, отвечаем за чистоту окружающего мира, а, значит, за наше будущее и будущее всей Планеты.

Информирование семей об образовательном процессе и мероприятиях, проводимых в рамках формирования у детей основ финансовой грамотности также требует от педагогов творческого подхода. Разнообразию форм и вариантов преподнесения информации способствует уровень технического прогресса в современном обществе. В распоряжении воспитателей имеются ресурсы сайта детского сада, социальные страницы в сети Интернет – ВКонтате, Одноклассники, Telegram-канал, позволяющие размещать информационные буклеты и фото- и видеоотчеты, QR-коды на статьи с сайтов по развитию и воспитанию дошкольников. Также активно используются и такие традиционные информационные формы, как интерактивные стенды «Играем дома» или «Вместе с мамой, вместе с папой» в раздевальных помещениях групп.

Одной из наиболее часто используемых форм взаимодействия с семьями воспитанников ДС № 179 «Подснежник» является общение посредством мессенджеров Viber и WhatsApp. Возможность оперативно информировать родителей о мероприятиях детского сада предоставляет педагогам широкое поле для вовлечения, приобщения близких взрослых к жизни и развитию дошкольников в течение всего периода пребывания в детском саду.

Еще одной из эффективных форм в работе с родителями являются интерактивные опросники, созданные на платформе Learning Apps, позволяющие в короткое время создавать анкеты на интересующие темы и обрабатывать результаты. Анкетирование взрослых членов семей дошкольников помогает педагогам собрать необходимую информацию об уровне осведомленности и взглядах, отношении родителей к тому или иному вопросу, а также стимулируют обсуждение спорных тем, тем самым, повышая осознанность поведения взрослых с воспитательной позиции.

Грамотное сочетание разнообразных форм работы с семьями воспитанников позволяет педагогам реализовать задачи повышения педагогической компетентности родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников, а, следовательно, обогатить и стимулировать развитие детей и повысить результативность реализации задач по формированию у детей основ финансовой грамотности.

Список литературы

  1. Арнаутова Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи – стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 1. – С. 4–13.
  2. Гильманова Л. В. Управление качеством педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи: дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Гильманова. – Казань, 2016. – 182 с.
  3. Москалькова С. Н. Семейные ценности и традиции, как средство социализации ребенка и поддержки его собственной инициативы / С. Н. Москалькова // Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ». URL: https://www.pdou.ru/ categories/2/articles/388 (дата обращения: 05.11.2018).
  4. Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей / С. Н. Щербакова. – М., 2008. – 123 с.
  5. Шулепова Т.И. Управление взаимодействием с родителями через реализацию образовательных проектов / Т. И. Шулепова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2016. – № 3. – С. 97–105.

Интересная статья? Поделись ей с другими: