УДК 578

Актуальность проблемы вакцинации от гриппа по мнению студентов и преподавателей медицинского университета

Третьякова Ольга Степановна – доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Лемяскина Юлия Максимовна – ассистент кафедры Общественного здоровья и здравоохранения » Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Иванась Вероника Александровна – студент специальности «Педиатрия» II медицинского факультета Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Леденев Владислав Геннадьевич – студент специальности «Педиатрия» II медицинского факультета Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Сайтибрагимова Шевкие Эдемовна – студент специальности «Педиатрия» II медицинского факультета Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Аннотация: В статье рассмотрены принципы вакцинации от гриппа, собраны статические данные вакцинации, особенное внимание уделено вакцинации студентов и преподавателей, мнение о влиянии вакцинации на заболеваемости в совокупности с дополнительными факторами, влияющими на состояние здоровья населения, подкрепленное профессиональным мнением. 

Ключевые слова: грипп, заболеваемость, смертность.

Вступление

В Российской Федерации, по данным Научно-исследовательского института гриппа, заболеваемость гриппом находится на достаточно высоком уровне, в 2019 году она составила 50,5 случаев гриппа на 10 тыс. чел. Во всем мире смертность от гриппа составляет 280 тыс. в год. На Крым приходится 15,2-32,2 случаев заболевания гриппом на 100 тыс. населения. Однако с появлением вакцины против гриппа заболеваемость, как и смертность, значительно сократилась. В исследование влияния вакцинирования было включено мнение студентов и преподавателей института «Медицинская академия Георгиевского С.И» ФГАОУ ВО « КФУ им. В.И.Вернадского» в связи с высокой долей информированности данных групп. Доступ к лабораториям, достаточное количество материалов и оборудования необходимых для развития науки, а также большой опыт предыдущих исследований – всё это создает единый пласт авторитетного мнения, подкрепленного научно-исследовательской базой. Вакцинирование имеет высокую эффективность – в связи с этим, с каждым годом количество желающих вакцинироваться увеличивается. По данным Крыминформ, в 2020-2021 гг. в Крыму от гриппа и ОРВИ привились порядка 55 тыс. человек, что составляет лишь 5% населения Крыма. А в 2022 гг. – 171 727 человек, из которых 132 932 взрослых и 38 795 детей, что составляет 35% населения. Стоит отметить, что показатели заболеваемости в Крыму за 2021 гг. ниже уровня эпидемического порога в России на 3,5%.

Цель

Оценить уровень заболеваемости и смертности от гриппа в зависимости от охвата вакцинацией как отдельных групп населения, так и в общем по стране и региону.

Задачи

  1. Выявить наиболее распространенные методы профилактики ОРЗ и гриппа среди студентов-медиков и преподавателей.
  2. Выяснить отношение студентов и преподавателей к вакцине против гриппа.
  3. Определить популярность вакцинирования среди студентов и преподавателей.
  4. Оценить эффективность вакцины против гриппа.
  5. Выявить наиболее частую причину отказа от вакцины.

Материалы и методы

Было проведено добровольное анонимное анкетирование 300 студентов Института «Медицинская академия имени С. И. Георгиевского» ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в возрасте 17-26 лет (n= 300; 100 юношей и 200 девушек). Авторская анкета включала в себя вопросы о предпочитаемых методах профилактики гриппа и ОРВИ, отношения к вакцинации и частоты вакцинации. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью ПО Microsoft Office Excel 2007.

Статистические данные о эффективности вакцины против гриппа

Как известно, наиболее эффективным методом профилактики инфекционных заболеваний является вакцинация, а снижение уровня приверженности вакцинопрофилактике неизменно приводит к росту заболеваемости, экономическим потерям и снижению уровня благополучия населения [6,7]. Согласно методическим указаниям РФ по эпидемическому надзору за инфекционными заболеваниями, показатели привитости должны составлять 95% и более [8,9].

Но, несмотря на вакцинопрофилактику наблюдается ежегодное увеличение уровня недоверия и отказов от иммунизации. Это неизбежно приводит к росту вспышек и летальных случаев от вакциноуправляемых инфекций [10,11].

По данным Росстата, в 2020 г. в России заболеваемость гриппом составила 35,07 на 100 тыс населения [1]. Самая высокая заболеваемость гриппом регистрируется среди детей и подростков. В 2020 г. заболеваемость гриппом детского населения составила 92,97 на 100 тыс. населения, у возрастной группы 1–2 года – 144,08 на 100 тыс. населения, у детей 3–6 лет – 113,43 на 100 тыс. населения.

Как известно, наиболее эффективным способом профилактики гриппа является вакцинация. По оценкам экспертов ВОЗ, ежегодная иммунизация населения позволяет снизить заболеваемость гриппом на 60 % [2,3]. В России, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 125н от 21 марта 2014 г. «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», вакцинации против гриппа подлежат определённые группы населения [4]. Ряд зарубежных авторов опубликовали данные, что даже при умеренной эффективности вакцинации от гриппа их использование обеспечивает экономическую целесообразность в результате сокращения затрат на лечение и выплат по листкам нетрудоспособности [2,3].

По данным Роспотребнадзора, увеличение охвата вакцинацией с 1 % в 1996 г. до 46,6 % населения в 2017 г. привело к снижению заболеваемости гриппом в 85,5 раза [5]. Данная тенденция наблюдается во всех группах населения. Общая заболеваемость детей до 17 лет снизилась в 10,5 раз (с 970,9 случаев в 2007 г. до 91,9 случая на 100 тыс. населения в 2017 г.).

Результаты исследований

Среди опрошенных наиболее популярным методом профилактики является прием лекарственных препаратов (36,5%).

Лекарственные препараты в свою очередь включали в себя такие препараты как Кагоцел, Анаферон, Арбидол и Гропринозин.

Все препараты применялись строго по назначению лечащего врача.

 Вторыми по популярности стали вакцинирование (19,7%) и закаливание (17,6%). Меньшая доля студентов (14,8%) избегает мест массового скопления людей в период эпидемии. Лишь 1,9% опрашиваемых выбрали здоровый образ жизни как предпочитаемый метод профилактики. Остальные студенты предпочитали ношение маски и средства нетрадиционной медицины.

Хотелось бы подчеркнуть, что здоровый образ жизни может является как обособленным методом профилактики, так и комплексным, дополняя все вышеперечисленные методы, дополняя и усиливая эффективность лечения и профилактики.

«За» вакцинацию высказывались 72% опрошенных, 28% - «против». Причины, по которым студенты не вакцинировались: не верят в эффективность вакцины – 39%, узнали о вакцинации слишком поздно – 20%, имеют противопоказания – 12%, считают, что могут справиться с заболеванием самостоятельно – 9%. Это может указывать на низкий охват информированием о вакцинации и убедительности данных о ее эффективности.

Несмотря на то, что большинство респондентов были благосклонны к вакцинации, доля вакцинированных составляет лишь 30% опрошенных, среди которых практически вдвое преобладают девушки (62%).

Исходя из полученных данных, до вакцинации 40% студентов не болели, 36% были вынуждены остаться дома из-за плохого самочувствия, 22% перенесли ОРВИ в легкой форме, и лишь 2% проходили лечение в условиях стационара. Эффективность вакцинации отражается в снижении заболеваемости среди респондентов: после вакцинации абсолютное большинство (90%) не болели гриппом, 8% опрошенных перенесли его в легкой форме, и лишь 2% респондентов были вынуждены остаться дома из-за плохого самочувствия или проходили лечение в условиях стационара.

С каждым годом процент вакцинированных среди студентов-медиков увеличивается, в частности, 2019 году были привиты 8,6% респондентов, в 2020 году – 9,3%, а в 2022 году – уже 22,1% опрошенных. В связи с эпидемией гриппа в 2022 году и нарастающей популярностью вакцины против гриппа 22% не вакцинированные опрошенные, которые ранее были против вакцины, изменили свое мнение в пользу вакцинации.

Выводы

Наиболее популярными методами профилактики гриппа и ОРЗ среди студентов-медиков являются лекарственные препараты (противовирусные: гриппферон, римантадин, эргоферон), вакцинация и закаливание. В своем большинстве студенты положительно относятся к вакцинации против гриппа, заболеваемость ОРЗ среди студентов значительно снижается в группе вакцинированных. Главной причиной отказа от вакцинации является сомнение в эффективности данного способа профилактики, что может указывать на низкий охват информированием о вакцинации и убедительности данных о ее эффективности. Тем не менее, наблюдается положительная тенденция роста популярности данного метода профилактики за период 2019-2022 гг. Полученные данные отражают необходимость улучшения качества информирования всех групп населения, в том числе обучающихся, для достижения большего охвата вакцинацией.

Список литературы

  1. Об итогах распространения гриппа и ОРВИ в мире и Российской Федерации в эпидсезон 2019/2020. URL: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/63/4442.
  2. Глобальная стратегия по гриппу на 2019–2030 гг. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/311184/ 9789241515320-eng.pdf.
  3. Отчет о шестом совместном совещании Европейского регионального бюро и Европейского центра профилактики и контроля заболеваний по эпиднадзору за гриппом (2018 г.). URL: https://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0009/ 385803/who-euro-ecdc-influenza-meeting-rep-rus.pdf.
  4. Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». URL: https: //base.garant.ru/70647158.
  5. Таточенко В.К., Озерецковский Н.А. Иммунопрофилактика-2018: справочник. 13-е изд., доп. М.: Боргес, 2018. 266 с.
  6. Phadke VK, Bednarczyk RA, Salmon DA, Omer SB. Association Between Vaccine Refusal and Vaccine-Preventable Diseases in the United States: A Review of Measles and Pertussis. JAMA. 2016;315(11):1149–1158. doi: https://doi.org/10.1001/ jama.2016.1353.
  7. Schwartz JL. Costs, Consequences, and Policy Responses of Vaccine-Preventable Disease Outbreaks. JAMA Pediatr. 2018; 172(9):805–807. doi: https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2018.2238.
  8. МУ 3.1.1082-01. Эпидемиологический надзор за дифтерийной инфекцией: методические указания. — М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России; 2002. — 24 с. [MU 3.1.1082-01. Epidemiologicheskii nadzor za difteriinoi infektsiei: Methodological guidelines. Moscow: Federal Center for State Sanitary and Epidemiological Supervision of the Ministry of Health of Russia; 2002. 24 p. (In Russ)].
  9. МУ 3.1.2.1177-02. Эпидемиологический надзор за корью, краснухой и эпидемическим паротитом: методические указания. — М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России; 2003. — 34 с. [MU 3.1.2.1177-02. Epidemiologicheskii nadzor za kor’yu, krasnukhoi i epidemicheskim parotitom: Methodological guidelines. Moscow: Federal Center for State Sanitary and Epidemiological Supervision of the Ministry of Health of Russia; 2003. 34 p. (In Russ)].
  10. Reuben R, Aitken D, Freedman JL, Einstein G. Mistrust of the medical profession and higher disgust sensitivity predict parental vaccine hesitancy. PLoS One. 2020;15(9):e0237755. doi: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0237755.
  11. Калюжная Т.А., Федосеенко М.В., Намазова-Баранова Л.С. и др. Преодоление антипрививочного скепсиса: поиски решения выхода из сложившейся ситуации // Педиатрическая фармакология. — 2018. — Т. 15. — № 2. — С. 141–148. — doi: https://doi.org/10.15690/pf.v15i2.1871 [Kaliuzhnaia TA, Fedoseen ko MV, Namazova-Baranova LS, et al. Overcoming ‘Anti-Vaccination Scepticism’: Seeking a Solution to the Situation. Pediatriches kaya farmakologiya — Pediatric pharmacology. 2018;15(2):141–148. (In Russ). doi: https://doi.org/10.15690/pf.v15i2.1871].

Интересная статья? Поделись ей с другими: