УДК 7.072

Морская картина как пространство синтеза традиционного и инновационного в творчестве живописцев современного Китая

Ли Юе – аспирант Дальневосточного федерального университета.

Научный руководитель Алексеева Галина Васильевна – доктор искусствоведения, профессор, председатель Ассамблеи народов Приморского края, председатель регионального профессорского собрания.

Аннотация: Морская картина в китайском пейзажном искусстве как самостоятельный жанр сформировалась только во второй половине XX века, а в начале XXI столетия она превратилась в достаточно популярное направление развития реалистической живописи. Анализ работ современных художников-маринистов отражает сложный процесс культивации сравнительного нового для культуры Китая объекта изображения в рамках заимствованной из стран Запада техники масляной живописи. При этом произведения китайских маринистов демонстрируют своеобразие, которое обусловлено соединением национального эстетического подхода и западных инноваций.

Ключевые слова: марина, масляная живопись, современное искусство, китайская живопись, жанровый анализ.

Тема моря, как и морская картина, – сравнительно новые для китайского искусства явления, хотя и частично представленные в древней разновидности пейзажной живописи – «шаньшуй» («горы и вода»). Однако вода часто оставлялась художниками как пустое не прорисованное пространство, с упором на изображение других элементов в композиции. Более того, мастера преимущественно жили внутри материка, а китайский пейзажист XI века Го Си полагал, что воды – это «кровеносные сосуды» гор, и они нужны для того, чтобы подчеркнуть материальность, твердость и величие последних [1].

Вместе с тем, в связи с усилением влияния западных тенденций в сфере изобразительного искусства и знакомства китайских художников с мариной последние начали постепенное движение в сторону формирования нового жанра в пространстве национального искусства. За многолетний период интеграции и адаптации западных достижений к началу XXI века живописцы из Китайской Народной республики смогли привнести свой подход, техники, приемы и материалы в это искусство. Тем самым, морской пейзаж в интерпретации китайских мастеров живописи становится важным объектом внимания со стороны исследователей с точки зрения способности культуры Китая творческие перерабатывать иностранные идеи и воплощать в новой оригинальной форме и со своеобразным смысловым наполнением.

Целью предлагаемой работы является изучение современного состояния жанра марины в китайской живописи на основе анализа творческой деятельности наиболее известных маринистов. Данная установка стала следствием предположения автора о том, что морская картина в Китае – это соединение западного и местного подхода к передаче образа воды и прибрежных земель. Более того, часть территорий Китайской Народной республики – это морское побережье, которое издавна представляло экономическую, политическую, культурную ценность для китайского народа, но при этом художники в силу определенных обстоятельств и особенностей национальной эстетики, философии словно игнорировали ее. Обращение к живописи такого рода дает возможность увидеть и оценить, как происходит процесс открытия новых для Китая объектов творчества и в рамках современного искусства, что имеет важность для искусствоведения не только в Китае, но и в мире в целом.

Отметим, что жанр марины, но в контексте изучения всего китайского изобразительного искусства и архитектуры, рассматривали многие искусствоведы, в том числе российские исследователи. Например, это и М.Б. Кравцова, и Н.А. Виноградова и некоторые другие. Тема моря в пейзаже поднималась также в трудах китайских ученых, а именно Юй Цзяньхуа, Си Чэня, Ху Су, Чжан Мэйлина и др. Изображение моря в «гохуа» и/или масляной живописи становилось в фокус внимания при изучении искусствоведами технических приемов и художественных материалов, особенно при их интеграции в китайское искусство. Этому вопросы посвящены работы Ван Юэ, И Цзина, Ли Вэйя, Линь Му и др. Анализ историографии данной проблемы показывает, что жанр марины в живописи Китая пока еще остается малоизученной и дискуссионной темой. Настоящая работа призвана отчасти восполнить выявленный пробел за счет освещения ситуации в современной живописи.

В настоящее время в Китае живут и работают множество художников-пейзажистов. Между тем, тех, кто неизменно и планомерно обращается к теме моря в своих полотнах крайне мало. Причем ситуация аналогична, как в лагере приверженцев «гохуа», так и западноевропейской техники масляной живописи. При этом большая часть от небольшого числа китайских маринистов стремится синтезировать приемы и подходы национального и западного искусства. Например, для живописца старшего поколения У Гуаньчжуна характерно именно то слияние восточных и западных изобразительных элементов, которое и стало «визитной карточкой» китайской марины [2, c. 54]. Для его морских картин свойственна насыщенность цветовой палитры и некоторая пастозность мазка, которые сочетаются с характерным для местной эстетики созерцающим отношением к объекту изображения. Исследователь Чжун Цинхуа называет это «художественно-творческий метод изображения живой природы» [3]. Так, в картине «Отлив» заметно, что точкой отсчета для живописца служит общее и непосредственного впечатление от увиденного и понравившегося вида, на основе которого он выстраивает композиционный и колористический строй полотна (см. илл. 1). Отсюда и ощущение быстроты движений при накладывании мазков, текучий и удлиненный характер многих из них. Волнообразные движения воды, волны с пенящимися гребнями – все это создает эффект энергии и жизни.

image1

Рисунок 1. У Гуаньчжун. Отлив. 2000-е гг.

Художник Гао Цюань – основатель Академии масляной живописи в жанре марины и целого направления в китайском изобразительном искусстве. Начав свою творческую деятельность еще в 1960-х годов, он посвятил свою жизни развитию морской картины маслом и пропаганде этого искусства в родной стране. Как отмечает сам Гао Цюань море в его картинах – это всегда отражение его души и единства «человек – стихия» [4]. Для того, чтобы показать огромные волны, брызги, дать почувствовать мощь и дикость потока как нельзя лучше подходит язык масляной живописи. Например, в полотне «Гимн ветру и волнам» (см. илл. 2) художник показывает мощную темную волну, стремительно накрывающую берег и скрывающую небо. Он умел использует технику лессировок, чтобы создать эффект толщи воды. В картине «Волна», созданной в тот же 1998 год, море имеет иное настроение: спокойное и радостное. Некогда грозные волны стихли и превратились в тихую рябь, которая мерно «лижет» песочный берег. Вода изображена такой прозрачной, лазурной, что можно увидеть сквозь белые разводы пены светлое дно. Лишь чайки, тревожно кружа над поверхностью, вносят диссонанс в общее эмоциональное состояние.

image2

Рисунок 2. Гао Цюань. Гимн ветру и волнам. 1998.

В морских пейзажах Юй Пуцзе – мастера-живописца Шаньдунской академии живописи и консультанта Комитета масляной живописи Союза художников Циндао, почетного председателя Общества масляной живописи Циндао – соединился талант художника-графика, декоратора и живописца. Выбор такой непростой для китайского художника темы, как море, был обусловлен тем, что автор вырос и жил на берегу. За десятилетия своей творческой деятельности он создал блестящую галерею образов морской линии, идущей вдоль его родного Циндао. Один и тот же вид, мотив у него абсолютно разные, поскольку каждый раз автор наделяет их новым звучанием, впечатлением, переживанием. Излюбленный мотив – это солнце, встающее из-за горизонта или скрывающееся за его пределами (см. илл. 3). Он – мастер переходных состояний стихии: рассвет или закат, предчувствие шторма или молочный туман, окутывающий побережью накануне теплого дня.

image3

Рисунок 3. Юй Пуцзе. Рассвет в сентябре. 1990-е гг.

При этом автор стремится показать за счет воды, каменистого или поросшего травой берега, высокого неба простоту и красоту мира, через образы которого, как он полагает, можно научиться правильно воспринимать реальность и понять свое место в ней [5]. Этот взгляд близок принципам традиционной китайской философии и эстетики, что привносит своеобразие в пейзажи. Примечательно, что в отличие от других китайских маринистов, Юй Пуцзе вводит в композицию изображения людей в виде фигурок прогуливающихся, купающихся жителей и туристов, а также рыбаков с лодками и сетями. Так, Юй Пуйцзе говорит о влиянии на него морской стихии: «Перед моим взором расстилается лазурное и безбрежное море, проявляющее непредсказуемые перемены под воздействием ветра, дождя, солнца и лунного света. Звуки волн, рассекающих воздух, опьяняют и сводят с ума. Иногда они сотрясают грохотом, напоминающим звуки барабана, порой клокочут, словно раскаты грома. Море потрясает и волнует мою жизнь и душу, становится центральной темой моего творчества, тесно связанного с природой» [6].

Таким образом, в китайской живописи постепенно формируется жанр марины. Этот процесс долгий и сложный, и осуществляется лишь отдельными художниками, которые в силу личного интереса и любви к морской стихии, понимания художественной ценности данного жанра стремятся утвердить море как самостоятельный и важный объект в современном реалистическом искусстве Китая. Их работы – это творческая лаборатория, в границах которой происходит поиск и синтез новых идей, подходов, техник и материалов. Уже сейчас в начале XXI столетия можно говорить о выделении специфических черт китайской версии марины, а именно: философский взгляд на морскую стихию как средство самопознания и самораскрытия, стремление показать эмоциональное состояние за счет разных состояний моря; применение разных техник масляной живописи от пастозного мазка до тонких лессировок.

Список литературы

  1. Го Си (郭熙) // Artsy, 2009. – URL: https://www.artsy.net/artist/guo-xi-guo-xi-1/works-for-sale (Дата обращения: 13.03.2022).
  2. У Гуаньчжун (吴冠中) // Онлайн энциклопедия «Байду байкэ». – URL: https://baike.baidu.com/item/%E5%90%B4%E5%86%A0%E4%B8%AD/80889 (Дата обращения: 15.03.2022).
  3. Чжун Цинхуа. Рассуждение о новом понимании традиционных ценностей масляной живописи. – Пекин: Центральная академия художеств, 2007. – 215 с. (仲清华. 《浅谈油画中“传统”价值的再认识》[D]. 中央美术学院, 2007年, 215).
  4. В океан вливаются сотни рек, он имеет необъятную душу: великое море, написанное кистью первого мариниста Китая Гао Цюаня // Ежедневные новости (海纳百川、有容乃大,中国画海第一人高泉画笔下的大海!// 每日头条). – URL: https://kknews.cc/culture/8xqr6q.html (Дата обращения: 17.03.2022).
  5. Цай Цзинкай. Первый мастер морского пейзажа маслом в Китае: Юй Пуцзе // Интернет-ресурс «Соху» (蔡景楷. 中国画海油画第一人:于普洁). – URL: https://www.sohu.com/a/434211880_442498 (Дата обращения: 10.03.2022).
  6. Юй Пуцзе (于普洁) // Персональный сайт художника. – URL: http://yupujie.zxart.cn/ (Дата обращения: 10.03.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: