УДК 745.51(477.75)

Сакральная символика традиционного растительного крымскотатарского орнамента

Хлевной Владимир Александрович – ассистент кафедры Декоративного искусства Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: В статье приведена типология крымскотатарского орнамента, охарактеризованы основные фитоморфные мотивы, их семантика и значение.

Ключевые слова: крымскотатарский орнамент, семантика, символика.

Цель статьи. Проследить символику и семантику традиционного крымскотатарского растительного орнамента, как части единой системы образно-пластического языка.

Постановка проблемы. Крым на протяжении веков является исторически сложившейся многонациональной общностью, в которой происходили особенно интенсивные межэтнические процессы, приводившие к сложным и многообразным культурным взаимовлияниям. Сегодня, в век глобализации и масштабных социально-политических потрясений, изучение культуры этносов Крыма является особенно актуальным, с одной стороны, для сохранения идентичности каждого народа, а с другой, для достижения межнациональной толерантности.

Крымские татары принадлежат к тюркским коренным народам Крыма. Изучение крымскотатарского орнамента, как отражения многовековых культурных традиций, выявление значения его элементов и их семантики позволяет проанализировать корни народной культуры, понять иносказательный язык орнаментального «текста». 

Изложение основного материала. Крымские татары – коренной народ Крыма, сформировавшийсяся в начале XIV в.в результате этногенеза тюркских племен, первичной основой которых являются тавро-скифы, а также генуэзской (итальянской) и греческой ветвей, объединившихся из среды проживавших на территории Крыма народов.

В процессе этногенеза было образовано два основных региона Крыма: степной, заселенный кыпчакскими кочевыми племенами – ногайцами, и горно-прибрежный, жители которого происходили из кавказско-балканской семьи народов, таких, как греки, генуэзцы, готы, аланы и др. Термин «татары» произошел от кыпчакского названия горно-прибрежной группы «таты», хотя самоназванием обеих групп было «къырымлы» – «крымцы». С возникновением общего языка на основе кыпчакской и огузской лингвистических волн, а также с принятием ислама произошло сближение и постепенное слияние двух групп народностей, которые впоследствии стали называться крымскими татарами. Несмотря на это, в культуре, быте, языке, декоративно-прикладном искусстве можно проследить основы степной либо прибрежной традиции [1, с. 129].

К традиционным ремеслам крымских татар относится художественная обработка металла, проявляющаяся, в том числе в ювелирном искусстве, резьба по дереву,ткачество, ковроткачество, вышивка, художественная выделка кожи, прикладная книжная графика, камнерезное искусство. Предметами древности, дошедшими до нас в музейных и частных коллекциях, являются предметы традиционного быта и культовая атрибутика. Многие из этих предметов были богато декорированы орнаментом. Сегодня интерес исследователей вызывает декоративно-прикладное искусство крымских татар, в частности орнаментальное, не только как проявление бытовых традиций, но и в качестве переданных с помощью языка символов религиозных взглядов и жизненной философии.

Этнический орнамент, в частности, крымскотатарский, проявляется в символах и знаках как зрительный образ, в котором закодирована память народа, его архаичные верования, изначально языческие, доисламские, позднее – христианские и магометанские. Идеология советской власти привела к забвению многих народных традиций, мастера, владеющие ремеслом, постепенно практически исчезли. Орнаментальные символы и знаки, относящиеся к этнической памяти, долгое время оставались без должного внимания, орнамент бытовых предметов воспринимался лишь в качестве декора. Изучение и раскрытие значения этих символов позволит лучше понять богатую и многогранную культуру крымскотатарского народа.

Орнамент как вид декора, представляющий собой ритмичное чередование, повторение элементов через равные интервалы, появился практически повсеместно в глубокой древности. Изначально в качестве элементов орнаментально горяда использовались схематичные изображения окружающего мира – Солнца, звезд, растений, людей, животных. Впоследствии, в процессе исторических миграций, элементы орнамента проникают от одной культуры и территории к другой. Иногда очень сложно отследить первоначальную семантику символа, который встречается повсеместно, например, Солнца. В других случаях конфигурация элемента имеет ярко выраженную этническую или конфессиональную окраску.

В соответствии с классификацией крымскотатарского орнамента, составленной Н. М. Акчуриной-Муфтиевой [1, с. 277], орнаменты подразделяются на:

  1. Антропоморфные;
  2. Зооморфные;
  3. Фитоморфные;
  4. Скевоморфные;
  5. Астральные;
  6. Абстрактные (геометрические);
  7. Текстовые (эпиграфические).

В основе традиционного крымскотатарского орнамента лежат изображения, относящиеся к дотюркскому языческому периоду, он вобрал в себя традиции декоративно-прикладного искусства народов, участвовавших в этногенезе крымских татар. Однако позднее, с принятием ислама и запретом на изображение живых существ, антропоморфные и зооморфные элементы орнамента либо исчезли, либо трансформировались, превратившись в отдельные части, символизирующие целое (например, бараний рог, гусиная лапка, глаз вола и т.д.). Такие элементы становятся абсолютно абстрактными, и могут быть соотнесены с оригиналом лишь по названию.

В связи с особенностями предписаний ислама, широкое развитие в крымскотатарском декоративно-прикладном искусстве получили три вида орнамента: абстрактный (геометрический), текстовый (эпиграфический) и фитоморфный (растительный). Последний был распространен особенно широко, вобрав в себя традиции не только крымских земель, но и привнесенные арабские, тюркские, армянские и пр. Растительный орнамент крымских татар отличается большой разновидностью цветочных и лиственных мотивов, изяществом их композиционного решения, цветовым богатством. Изображения элементов растительного орнамента становятся не просто декором, а выработанной символической системой, благодаря которой орнаментальная композиция стала представлять собой целое зашифрованное послание, без труда читаемое представителями этноса. Через орнамент мастера могли выразить пожелания семье, например, в многодетности, или почтить память ушедшего родственника, и т.д. [2, с. 78].

Так, например, у крымских татар гранат с большим количеством зерен внутри символизирует плодородие, изобилие и достаток, многочисленность семьи. Подобным же значением наделяется и изображение виноградной грозди. Изображение плетущихся ветвей винограда, волнообразных и спиралевидных, часто встречается в крымском декоративно-прикладном искусстве. Это связано с традиционностью возделывания этой культуры в Крыму. Одновременно волнообразный побег символизирует бесконечность течения времени, жизни, преемственность семьи, постоянный труд.

Многочисленные изображения кипариса связаны с тем, что это дерево в культурах мусульманских народов было символом бессмертия, а также олицетворяло мужской символ.

 Вообще же изображение дерева является одним из самых древних символов в мировом декоративном искусстве, и означает древо жизни, райское древо познания добра и зла, семейное генеалогическое древо. Древо жизни, иначе называемое райским деревом, является общим для многих восточных народов мотивом, встречается и в еврейской изобразительной пластике, и в иранских и турецких орнаментальных композициях, и в восточно-христианских сюжетах, а также очень распространено в крымскотатарской, караимской и крымчакской орнаментике. Изображение Древа жизни трактуется, как олицетворение двух аспектов: как часть райской жизни, обещанной праведникам, а также символизирует плодородие, род, преемственность поколений через мудрость религиозных учений и следование традициям. Корни означают истоки, прародителей, ствол – стержень рода, отходящие от него ветви – отдельных представителей рода [3, с. 168-174].

В том же ключе трактуется и изображение вазона с многочисленными ветвями, плодами, листьями и цветами. Эти символы встречаются у многих народов мира, в частности, в индийском, ирано-персидском, семитском, славянском декоративно-прикладном искусстве.

Изображения цветов также были символичны. Так, изображение тюльпана означало мужской символ, изображение розы – женский, причем нераспустившийся бутон символизировал молодую женщину, распустившийся цветок розы – взрослую женщину, жену, мать семейства. Олицетворением старой женщины была гвоздика, означавшая преклонный возраст, мудрость, жизненный опыт. В крымскотатарской народной орнаментике также часто встречается изображение изогнутого S-образного побега с цветами и плодами, который является интерпретацией Древа жизни [2, с. 24].

Важную роль в орнаменте играла и символика цвета.

Подбор цветов, сочетание оттенков является, с одной стороны, отражением красочной контрастной крымской природы, многообразия пестрых красок местного ландшафта. С другой стороны, каждому цвету, так же, как и изобразительному элементу, в народной культуре придавалось свое символическое значение, связанное с древним фольклором и олицетворением сил природы, божества, человеческих добродетелей и пороков и т.д. [4, с. 197].

Южный берег воспринимается как образ «вечной весны», вечного цветения и пробуждения, и, таким образом, сама природа диктовала выбор южнобережными мастерицами свежих легких цветов – светло-сиреневого, фиолетового, белого, желтого. В ранних крымскотатарских вышивках (до середины XIX в., когда появились анилиновые красители) цвета орнаментики сближенные, нежные, представляющие собой единый колорит. Более суровая степная природа и образ жизни степняков обусловили выбор основных цветов, связанных с физической силой, с практическим, земным ощущением.

Так, красный цвет, по поверью, отгоняющий злых духов, использовался для нашивок и сумочек для амулетов у крымских татар. Одновременно красный цвет был символом плодородия. Охранные молитвы для амулетов также писались красными чернилами.

Синий цвет был символом небесного пространства, воздуха в традициях всех автохтонных народов Крыма. Словосочетание «Кёк Тенъгри» означает «Бог небесный», синий цвет – «кёк» олицетворял Бога. В связи с этим, особенно почитались синие и голубые амулеты из бирюзы и лазурита.

Зеленый цвет, считающийся в исламе символом Пророка Магомета, мог присутствовать в качестве особого знака в одежде крымскотатарских духовных лидеров, хаджи.

Белый цвет был в крымскотатарской традиции как символом чистоты, так и, иногда – траура. Однако в большинстве случаев траурным цветом считался черный.

Желтый (золотой) цвет в культуре крымских татар являлся символом богатства и благополучия, а также духовной и физической чистоты [1, с. 264-265].

Вывод. Таким образом, можно сделать вывод о глубокой символичности крымскотатарского декоративно-прикладного искусства, что связано как с многовековым наследием верований и мировоззрений предков, изначально языческих, позже христианских и мусульманских, так и с условием запрета на изображение живых существ в исламе. Вследствие этого была сформирована уникальная система изобразительных знаков и символов, позволившая крымским татарам, осознавая собственную национальную идентичность, создавать творческие работы в различных жанрах, стилях и техниках декоративно-прикладного искусства.

Список литературы

  1. Акчурина-Муфтиева Н. М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV – первой половиныXXв. / Н. М. Акчурина-Муфтиева. Симферополь: СГТ, 2008. – с. 392.
  2. Заатов И.А. Крымскотатарское изобразительное и декоративно – прикладное искусство 20 ст / И. А. Заатов. – Симферополь, 2002. – с. 279
  3. Котляр Е. Р. Обрядовые в иудейской синагогальной и православной Литургии: история и семантика / Е. Р. Котляр // Культурные ландшафты Крыма: кол.монография / отв. ред. Д.С. Берестовская. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2016. – С. 168-174.
  4. Чепурина П. Я. Орнаментальное шитье Крыма / П. Я. Чепурина. – Л., 1938.

Интересная статья? Поделись ей с другими: