УДК 75

Образование Марии Медичи

 Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна. 

Аннотация: В начале 1622, Марии Медичи, жена короля Франции Генриха IV, после его смерти, заказала Рубенсу цикл из 24 картины на темы из своей собственной биографии. Тогда Мария Медичи только помирилась со своим сыном. Вернувшись в Люксембургский дворец, который покинула из-за ссоры, она решала украсить галереи работами Рубенса. Одну - сценами из своей жизни, другую - прославляющие её мужа, погибшего от руки убийцы.

Ключевые слова: Мария Медичи, искусство.

В 1610, в Люксембургском дворце в Париже Мария Медичи оплакивает потерю своего покойного мужа Генриха IV и провозглашает себя королевой-регентшей Франции до совершеннолетия своего сына Людовика XIII. Спустя годы королева заказала Рубенсу серию работ, изображающих славу ее жизни и жизни ее мужа. Два крыла первого этажа Люксембургского дворца были оформлены подобным образом.

Для большинства историков это одно из самых признанных художественных достижений в истории. Всего за четыре года фламандский художник создал 24 работы, из которых некоторые являются наиболее выдающимися. Для создания полотен, составляющих серию, он использовал аллегорические фигуры, вдохновленные классической мифологией, в сочетании с христианскими символами.

«Образование Марии Медичи» - шестая картина из этой серии, отражающая различные аспекты, характерные для нее.

image1

Рисунок 1. «Образование Марии Медичи» (1623-1625).

Здесь мы можем увидеть богинь Минерву и Аполлона, обучающихся чтению и музыке. Меркурий изображен в ракурсе, демонстрируя свое красноречие.

В нижней полосе мы видим музыкальный инструмент, палитру с кистями и упавший щит, символизирующие, что королева должна была способствовать процветанию искусства и культуры, оставив в стороне войны.

Наконец, все фигуры словно купаются в золотистом оттенке, создавая точный контраст освещения, подчеркивая яркость некоторых цветов, например, красного.

Мария Медичи, будучи провозглашенной королевой-регентшей, могла расправиться с любым, кто не принимал ее политику. Она полагалась на своего самого главного советника, кардинала Ришелье, поскольку он был так же умен и амбициозен, как и она.

Королева, стремясь сохранить максимальную власть, уговорила Людовика XIII позволить ей сохранить трон несмотря на то, что он достиг совершеннолетия. Но законный наследник все больше разочаровывался в том, что его собственная мать не уступит ему корону.

Отношения между ними становились все более напряженными, пока в 1617 году Людовик не потребовал, чтобы его мать отказалась от трона. Аристократка согласилась, но не отказалась от своего влияния на корону. Она заняла место в Тайном совете своего сына и пыталась навязать ему свои политические идеалы.

Шли дни, и он понял, что у него есть важный соперник, который сможет завоевать доверие короля. Это был его бывший советник, кардинал Ришелье. Таким образом, Мария увидела, что ее власть оказалась под угрозой, когда кардинал вбил клин между ней и ее сыном. Марии Медичи пришлось действовать, что она и сделала с помощью искусства. В то время считалось, что образы обладают силой, способной заставить их происходить на самом деле.

Список литературы

  1. Авермат, Р. Петер Пауль Рубенс / Р. Авермат ; пер. Ю. Я. Яхниной ; ред., послесл. Т. А. Седовой ; примеч. Н. В. Кирдиной. Москва : Искусство, 1977. 223 с. : ил.
  2. Кирдина, Н. В. Петер Пауль Рубенс : альбом. Государственный Эрмитаж / Н. В. Кирдина. Москва : Изобразит. искусство, 1978. 64 с. : ил.

Интересная статья? Поделись ей с другими: