УДК 75

Русская революция и то, как она произвела переворот в современном искусстве

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Русская революция XX века способствовала созданию радикальных направлений в искусстве, новых источников вдохновения и выразительных средствах. Направление авангарда мгновенно преобразовало мир силой искусства. Авангард имел неупорядоченную систему, представляя собой набор школ и направлений с пересекающимися, но часто противоположными програм­мами. 

Ключевые слова: авангардные художники, искусство.

Революционные исторические события, как правило, стимулируют новое искусство. Например, не случайно, что современное искусство зародилось во Франции, стране, пережившей глубокие политические и социальные перемены в XVIII и XIX веках.

Следующий шаг в разрыве с художественной традицией произойдет в наименее подозрительной стране, и это будет 7 ноября 1917 года (25 октября по юлианскому календарю, действовавшему в то время, отсюда и «Октябрьская революция»). В России родится невиданная доселе общественно-политическая система и столь же революционная и беспрецедентная форма искусства.

XX век начался для России травматично: кровопролитная война с Японией, закончившаяся унизительным поражением; народ, состоящий в основном из рабочего класса, страдающий от долгих рабочих часов, нищенских условий и жестоких репрессий со стороны загнивающего государства; некомпетентность царя Николая II, самого непопулярного человека, жестоко подавлявшего свой народ; терроризм, жестокие забастовки, беспорядки на улицах, военные мятежи.

Именно в 1905 году был зажжен фитиль революции. Рабочие Санкт-Петербурга прошли маршем к Зимнему дворцу, где они требовали улучшения условий жизни, а царь, приняв одно из худших политических решений в истории, отдал приказ полиции атаковать демонстрантов. Оно закончилось гибелью более ста рабочих, что теперь известно как «Кровавое воскресенье».

Вся Россия уже ненавидела царя и его четырех друзей-аристократов, которые управляли страной как своим частным поместьем. Напряжение нарастало. На несколько лет все успокоилось (царь снова спас свою шею с началом Первой мировой войны), но там были посеяны семена революции, которые не прорастали до так называемой Февральской революции 1917 года, инициированной женщинами, и пути назад уже не было. В октябре царь был свергнут в считанные дни, а через год убит.

Затем Ленин возглавил страну и установил коммунистическую республику, осуществив политический и социальный эксперимент, основанный на философии Маркса, движимый силой веры народа в этот утопический идеал. Внезапно Россия стала новой страной, необычайно новой, невиданной ранее. Это было футуристично. Россия радикально изменилась, а вместе с ней изменилось и ее искусство.

image1

Рисунок 1. Фотомонтаж Ленина работы Густава Клуциса (1930).

Авангардные художники страны увидели уникальную возможность. Поскольку Россия была чем-то совершенно новым, ее искусство тоже должно было быть новым. Они выбрали совершенно беспрецедентное искусство, которое должно было быть передовым и демократичным, и которое называлось - по крайней мере, на данный момент - беспредметным искусством. Дебаты о новой роли искусства в те первые дни революции были жаркими, захватывающими, а тон - экспериментальным.

В конечном счете, и это видно сейчас, художники победили своих политиков: русское искусство того времени дрейфовало бы в самые бредовые авангардные движения . Художники имели полную свободу действий, и более того, по крайней мере в те ранние годы, они были на стороне установленной власти, а не против нее, что редкость в истории искусства.

Новое радикальное и прогрессивное общество заслуживало столь же радикального и прогрессивного искусства. И художники начали работать над визуальной идентичностью коммунизма. Такие люди, как Малевич, Татлин, Кандинский, Марк Шагал, Эль Лисицкий, Родченко. А также многие женщины: Гончарова, Александра Экстер, Любовь Попова, Степанова.

Список литературы

  1. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932. Т. 1. СПб., 1996.
  2. Русский авангард в кругу европейской культуры. Материалы международной конференции. Москва, 1993.

Интересная статья? Поделись ей с другими: