УДК 75

Пресыщенность искусству

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Многие считают современное искусство обманом, основанным на снобизме и маркетинге. Ненависть к современному искусству - явление не новое. Со времен импрессионистов искусство не перестает провоцировать скандалы.

Ключевые слова: современное искусство, акции протеста, движения.

Сегодня искусство как никогда разнообразно, многогранно. И, возможно, именно поэтому оно вызывает столько двусмысленности. Неизбежно возникает вопрос о его чистоте, поскольку мы должны признать явную тенденцию к легкомыслию и очевидный загадочный замысел.

Искусство сегодня – это отражение капиталистической экономики, и ничто не является таким спекулятивным, как концептуальное искусство.

В конце XX века возникли определенные художественные коллективы «ненавистники искусства». Не ненависть к искусству как таковому (совсем наоборот), а ненависть к бизнесу, который влечет за собой, ненависть к его корыстному и безответственному производству побудила к появлению сообщества.

В действительности это группы, которые просто требуют здравого смысла и эстетических критериев.

Многие могут сказать, и они не ошибутся, что истоки всего этого лежат в Дюшане и его дадаистских направлениях, но с точки зрения истории, художник-исследователь обязан пересекать границы, чтобы сотворить что-то новое.

Что же тогда является символом этого нынешнего искусства, столь элитарного, столь ложного, столь нелепого...?

Ну, это премия Тернера с ее спорными и неловкими решениями жюри. Учреждение, находящееся на полпути между официальным искусством и убогим мультинациональным, принимающее работы всех видов, кроме фигуративной живописи, и являющееся в настоящее время маяком современного искусства. Поэтому в Великобритании, где вручается эта премия, возникла группа художников, восставших против этого маленького мира.

Во главе с Билли Чилдишем и Чарльзом Томсоном, "Стакисты" были рождены для продвижения фигуративной живописи перед лицом подъема концептуального искусства, которое становилось все более неразборчивым и посредственным. Они хотели восстановить ценность живописи как выразительного средства перед лицом невыносимой поверхностности, которую они видели в искусстве.

То, что они говорили, было радикальным, бескомпромиссным и, вероятно, неправильным: «Художники, которые не рисуют, - не художники».

Стэкисты дистанцировались от коррумпированных премий, от официальных учреждений и открыли собственную галерею. Они проводили акции протеста перед такими храмами, как Тейт, и стремились как можно больше бойкотировать своего врага: концептуальное искусство, воплощенное в YBAs (молодых британских художниках, таких как Херст) и институциях, которые их поддерживали: Тейт Модерн, Чарльз Саатчи и премия Тернера.

Движение распространилось по всей Европе, развившись в Лейпцигскую школу, хартизм и арт-хейт.

Список литературы

  1. Уорхол Э.Философия Энди Уорхола (от Э к Ъ и обратно). СПб., 2000. – 212 с.
  2. Демпси Э.Стили, школы и направления, Искусство - XXI век 2008 г. – 125 с.
  3. Гордон, Кантор. Альфред Барр и интеллектуальные истоки музея современного искусства / Сибил Кантор Гордон ; перевод А. Захаревич, А. Глебовская ; под редакцией И. Булатовского. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2019. - 392 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: