УДК 378:371.4

Развитие цифровых компетенций в транспортной компании

Карбаинова Софья Сергеевна – магистрант Российского университета транспорта (МИИТ).

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные аспекты развития цифровых компетенций в транспортной компании.

Ключевые слова: цифровые компетенции, цифровая трансформация, Корпоративный университет РЖД, машинное обучение.

Развитие цифровых компетенций у населения является важнейшей задачей государства в период перехода к цифровым и интеллектуальным технологиям. Наличие необходимых цифровых компетенций повысит эффективность всех сфер деятельности, сократит и оптимизирует затраты, связанные с содержанием функционального персонала, придаст дополнительный импульс развитию экономики.

В современном мире цифровые навыки входят в число так называемых сквозных технологий, которые в первую очередь делают возможным активное участие в жизни общества и, прежде всего, в профессиональной сфере и формируют основу для обучения и трудоустройства на протяжении всей жизни.

На данный момент старшему поколению не хватает необходимых цифровых навыков для решения своих проблем и выполнения поставленных перед ними задач, однако молодое поколение более развито в этом направлении и уже не может представить свою жизнь без использования различных электронных устройств и Интернета для выполнения простейших задач. В то же время следует отметить, что в связи с появлением все большего количества новых услуг и технологий молодому поколению необходимы знания, умения и навыки для работы.

Если компания хочет трансформироваться – ей надо развивать цифровую культуру, без этого никак. Для успешной трансформации ОАО «РЖД» проводит обучение по развитию цифровых навыков для всех сотрудников компании, от высшего звена до рядовых сотрудников.

Цифровое преобразование транспортной сферы стало новейшим вызовом, поскольку оно предполагает формирование у железнодорожников совершенно новых навыков, выходящих за рамки традиционных систем обучения. Пандемия только ускорила внедрение цифровых технологий в транспортных компаниях. В будущем спрос на цифровые навыки будет только расти.

Искусственный интеллект и машинное обучение меняют целые профессии, и не только ИТ-специалистам необходимо умение работать с аналитикой больших данных. Несмотря на всю автоматизацию процессов на транспорте, люди будут работать, управлять и совершенствовать эти процессы. Человеческий капитал необходим для создания цифровой модели транспортной отрасли. Как раз данная модель должна стать "циркулирующей системой" экспортно-ориентированной инновационной экономики. Совершенствованием таких навыков нацелен заниматься Корпоративный университет РЖД.

Корпоративный университет ОАО «РЖД» – часть образовательной отраслевой экосистемы, она же, в свою очередь, является важнейшим инструментом формирования кадрового потенциала компании [1]. Конечно, ведь промышленное образование в России так же старо, как и железнодорожный транспорт. Это комплексная система, которая охватывает все уровни подготовки и позволяет пройти обучение по всем дисциплинам и направлениям, необходимым для железнодорожного транспорта.

Классическая модель образования отстает от реальной жизни. И в нашу эпоху быстрых преобразований этот разрыв будет только увеличиваться, поскольку образовательная среда также нуждается в трансформации. Прогресс меняет старые технологии и бизнес-процессы, привнося новые. Потребуется время, чтобы образовательное сообщество поняло, какие навыки необходимо развивать, чтобы адаптироваться к этим изменениям [2]. Кроме того, следуя классической модели университетов и техникумов, сначала необходимо разработать и утвердить новую учебную программу, а затем начать цикл подготовки специалистов. В результате образовательные программы, скорее всего, потеряют актуальность или, по крайней мере, будут сильно реструктурированы после окончания первого потока обучающихся. Поэтому крупнейшие компании по всему миру усиленно разрабатывают собственные образовательные платформы в той или иной форме, что даёт нам понять о необходимости нестандартного, альтернативного подхода к разработке контента для ускорения процесса обучения новых специалистов.

Непосредственное участие в обучении для собственных нужд становится возможностью выжить в условиях жесткой конкуренции на всех рынках, особенно в высокотехнологичной отрасли. Сегодня в России РЖД располагает, пожалуй, самой крупной образовательной инфраструктурой, которая охватывает все жизненные этапы профессиональной подготовки, начинающейся с системы начальной профориентации и продолжающейся до непрерывного повышения квалификации специалистов транспортной компании с высшим образованием.

Для устранения выявленных пробелов в компетенциях сотрудники РЖД получают рекомендации по обучению, адаптированные к их индивидуальным потребностям, и соответствующий учебный контент, который они могут взять с собой на рабочее место, чтобы помочь им выполнять поставленные задачи. Все это в значительной степени автоматизируется и внедряется с помощью современных обучающих платформ и искусственного интеллекта. Решения для цифрового обучения могут быть быстро адаптированы к требованиям и обладают высокой масштабируемостью. Таким образом, сотрудники транспортной компании могут получать поддержку в развитии своих навыков как на индивидуальной, так и на надежной основе [3].

Современная технологическая база Корпоративного университета РЖД позволяет погружать участников развивающих программ в реальные проекты по машинному обучению и моделированию транспортных систем, повышая их уровень цифровых компетенций на практических кейсах. Проектно-ориентированная программа университета может вывести процесс обучения специалистов по цифровой трансформации на качественно новый уровень. Благодаря налаженной системе профессиональной ориентации, компания имеет подготовленных специалистов. Этим и сильна железная дорога.

Цифровая трансформация в ОАО «РЖД» является не просто автоматизацией или оцифровкой процессов, а процессом изменения Компании в условиях цифровой экономики. Процесс подразумевает не только поиск и внедрение инноваций, формирование новых бизнес-процессов, повышение эффективности и расширение набора предлагаемых услуг, но и изменение корпоративной культуры за счет использования данных, внедрения цифровых продуктов и прорывных технологий. Цифровая трансформация транспортной отрасли в России на данный момент подразумевает изменение модели взаимодействия сотрудников с применением высокотехнологичных решений. Готовность персонала к изменениям – ключевой фактор успеха.

Список литературы

  1. Журнал «HR-партнер. Время Вызовы Решения» - Режим доступа: https://universitetrzd.ru/magazines/vypusk-7-2022.
  2. Климов А.А., Куприяновский В.П., Соколов И.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновская Ю.В. Цифровые технологии, навыки, инженерное образование для транспортной отрасли и технологии образования - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-navyki-inzhenernoe-obrazovanie-dlya-transportnoy-otrasli-i-tehnologii-obrazovaniya.
  3. Охотников, И. В., И. В. Сибирко Формирование образовательной среды нового поколения на основе цифровых технологий обучения в ОАО «Российские железные дороги». – Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). – Казань: Молодой ученый, 2019. – С. 66-68.

Интересная статья? Поделись ей с другими: