УДК 821.112.2

Семейная тема в новелле Т. Манна «Луизхен»

Мельникова Любовь Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Филологических дисциплин Балашовского института (филиала) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Аннотация: В статье подвергается осмыслению специфика раскрытия темы семьи в новелле Т. Манна «Луизхен». Посредством использования метода описательной поэтики выявляются особенности репрезентации немецким писателем образа «маленького» человека в рассматриваемом тексте: сочетание принципов реализма и романтизма, инверсия двоичных противопоставлений. Использование элементов карнавализации в данном произведении подчинено цели акцентировать трагизм финала жизненного пути главного героя.

Ключевые слова: Т. Манн, романтизм, реализм, «маленький человек», тема семьи, карнавал, М.М. Бахтин.

Поэтика ранних новелл Т. Манна неоднократно оказывалась в фокусе внимания отечественных исследователей, которые подвергали изучению их тематику [6], образный строй [3; 7], интертекстуальные связи [5], особенности художественной реализации принципов романтизма [1]. Во многих своих новеллах немецкий писатель подвергал художественному исследованию различные аспекты взаимоотношений между людьми, разные грани проявления характера личности человека. Очень часто Т. Манн обращается в своих текстах к проблеме изображения «маленького человека», в рамках раскрытия которой в его творчестве существенную роль играет оппозиция «тиран» – «угнетаемый». С одним из примеров реализации последней мы встречаемся в новелле «Луизхен» (1897). Ключевой в данном произведении является семейная проблематика. В центре сюжета – жизнь семьи адвоката Христиана Якоби. Исключительность данного семейства акцентируется уже в самом начале повествования: «Существуют браки, возникновение которых не может представить себе даже самая изощренная художественная фантазия. Их следует принимать, как принимаешь на театре странные сочетания таких противоположностей, как старость и тупость с красотой и жизнерадостностью, которые обычно служат математически рассчитанными основаниями фарсовых положений [4, с. 86]. Последняя фраза из приведенного отрывка задает горизонт читательских ожиданий, намечает ведущую тенденцию в отношениях супругов, составляющих подобный союз, а также намекает на возможную драматическую развязку семейной истории последних.

В основу репрезентации образов центральных персонажей в рассматриваемой новелле положен принцип контраста: грузный, неуклюжий, застенчивый Христиан и его изящная, стройная, соблазнительно притягательная супруга Амра.

В образе адвоката Якоби примечательной оказывается не только внешность, но и характер: «Не было на свете человека более вежливого, предупредительного, уступчивого, чем он; но все вокруг, может быть, и не отдавая себе в том отчета, чувствовали, что за его чрезмерно угодливыми и льстивыми манерами кроется малодушие, внутренняя неуверенность, и всем становилось не по себе» [4, с. 88]. Повествователь дает вполне однозначную оценку подобному стилю поведения: «Нет ничего отвратительнее, чем человек, который презирает самого себя, но из трусости и тщеславия хочет быть любезным и нравиться» [4, с. 88].

Писатель показывает, что адвокат, как человек, не имеющий чувства собственного достоинства, не может вызвать уважения ни у окружающих его людей, ни у собственной жены. Доминирующими качествами Амры в отношениях с адвокатом являются лживость и неверность. В противоположность ей Христиан демонстрирует пылкость, преданность, искренность, верность, обожание. Подобное раболепство не находит отклика в душе Амры, она воспринимает его как должное, а отдельные ее реплики – «Славный ты пес!» – являются показателем ее высокомерия и пренебрежения к собственному мужу.

В новелле Т. Манна присутствует и мотив «любовного треугольника». Посредством его использования немецкий писатель подвергает осмыслению проблему психологического насилия в семье. При этом необходимо отметить, что каждый из участников «любовного треугольника» – Христиан, Амра, Лейтнер – представлен в контексте характеристики определенного социально-психологического типа. В то же время данные герои оказываются наделены чертами, выделяющими их среди окружающих. Это, в свою очередь, позволяет говорить о наличии ореола исключительности, пусть и наделенного отрицательными коннотациями восприятия, в их образах. Все это свидетельствует о факте сочетания Т. Манном художественных принципов романтизма и реализма при создании развернутых портретов-представлений своих персонажей. Рассмотрим в качестве примера характеристику Альфреда Лейтнера: «Молодой музыкант, не без способностей, он в свои двадцать семь лет приобрел довольно широкую известность забавными маленькими пьесками; был он стройным мужчиной с дерзким лицом, светлыми, немного растрепанными волосами и ясной, самоуверенной улыбкой, отражавшейся в его глазах. Он принадлежал к современным не слишком требовательным к себе артистам, которые прежде всего стремятся быть счастливыми и приятными, свой маленький талант используют, чтобы придать собственной персоне побольше обаяния, и любят разыгрывать в обществе роль наивного гения. Обдуманно ребячливые, аморальные, беззастенчивые, веселые, самодовольные и притом достаточно здоровые, чтобы нравиться себе даже в болезни, они и вправду милы в своей суетности, пока их не коснется беда» [4, с. 90]. Легковесные произведения Лейтнера обращали на себя внимание ценителей искусства только ввиду наличия в них небольших оригинальных пассажей, переходов, вставок, гармоничных поворотов.

Необходимо отметить, что в образе Лейтнера отсутствует та философская глубина, которая присуща образам художников и музыкантов в литературе романтизма. Вышеупомянутый персонаж рассматривает занятия музыкой как средство, позволяющее выделиться из толпы. Данный герой отличается также эгоцентризмом и самовлюбленностью.

Ни Амре, ни Лейтнеру не свойственно следование каким-либо твердым нравственным принципам. Оба этих персонажа эгоистичны, сосредоточены преимущественно на развлечениях и получении удовольствия. Так, к примеру, задумав устроить праздник молодого весеннего пива, Амра игнорирует просьбу мужа об отсрочке этого торжества, руководствуясь исключительно личными интересами.

Кульминационной сценой, демонстрирующей пик жестокосердия, высокомерного презрения Амры к своему супругу Христиану, является эпизод на празднике весеннего пива, во время которого она просит мужа переодеться в красное шелковое платье и спеть песню, сочиненную Лейтнером. Примечательно, что молчаливое, но отчетливое неодобрение со стороны общества не служит препятствием для Амры, она настойчиво стремится воплотить свой замысел в жизнь. Подобной просьбой данная героиня обрекает своего супруга на всеобщее осмеяние, а также демонстрирует верх циничного отношения и к мужу, и к любовнику.

Сцена с переодеванием Христиана может быть прокомментирована в аспекте теории карнавализации М. М. Бахтина. В эпизоде появления на сцене адвоката в красном шелковом платье мы наблюдаем инверсию двоичных противопоставлений: степенный адвокат, глава семейства оказывается в роли шута, принявшего на себя эту миссию по прихоти своей легкомысленной супруги. М.М. Бахтин отмечал, что «карнавал празднует уничтожение старого и рождение нового мира <…> Уничтоженный старый мир дан вместе с новым, изображен вместе с ним, как отмирающая часть единого двутелого мира. Поэтому в карнавальных образах так много изнанки, так много обратных лиц, так много нарочито нарушенных пропорций» [2, с. 454]. В глазах зрителей вышедший на сцену адвокат выглядит жалкой, отвратительно разряженной тушей. Однако его появление не вызывает веселья у окружающих, а, скорее, наоборот: «Не исходил ли от этой жалкой фигуры больше чем когда-либо холод страдания, который убивал всякую непосредственную веселость и неотвратимым гнетом мучительного беспокойства ложился на собравшееся общество? Одинаковый ужас светился в глубине бесчисленных глаз, устремленных на эту картину, – те двое у рояля и супруг на подмостках» [4, с. 101]. Недоумение общества вызвано осознанием факта нравственного падения Христиана, вызванного его добровольным согласием на публичное унижение. В результате фарс заканчивается трагической развязкой: не выдержав ни физической, ни моральной нагрузки Якоби умирает. Мир Амры меняется, она избавляется от ненавистного ей супруга, однако это обновление происходит в результате психологического насилия над личностью Христиана, поэтому вместо всеобщей радости в обществе доминирует атмосфера скандала.

Неумение и нежелание слышать другого, отсутствие духовной чуткости – те проблемы, на которые обращает в данном случае особое внимание Т. Манн.

Финал новеллы «Луизхен» показывает, что цинизм и равнодушие к чувствам ближнего способным убить не только в переносном, но и в прямом смысле.

Список литературы

  1. Аверкина С.Н. Новелла Т. Манна «Разочарование». Формирование романтической модели // Мир романтизма. 2002. № 7 (31). С. 172–178.
  2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. Художественная литература, 1990. 543 с.
  3. Кочеткова А.П. Образ художника в новелле Т. Манна «Тонио Крегер» // Филологические чтения: материалы международной научной конференции. Оренбург: ООО ИПК Университет, 2019. С. 351–356.
  4. Манн Т. Луизхен // Собрание сочинений в десяти томах. Том седьмой. Рассказы. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. С. 86–103.
  5. Мельникова Л.А. Традиции Ф.М. Достоевского в новелле Т. Манна «Алчущие» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 8. С. 2378–2383.
  6. Никонов С.С. Тема искусства и образ художника в новелле Томаса Манна «Тристан» // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Т.2. Чебоксары, 2017. С. 43-45.
  7. Пономарева А.Е. Мифологические образы-символы в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции» // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: Материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Гуманитарные науки». Калуга, 2018. С. 518–521.

Интересная статья? Поделись ей с другими: