УДК 339.54.012

Аллюзии в романе Сесилии Ахерн «P. S. I love you»

Тихонова Валерия Андреевна – студентка магистратуры Уральского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются аллюзии, как художественное средство выразительности текста современного романа.

Ключевые слова: аллюзии, художественный текст, современный роман, средство выразительности.

В статье рассматривается использование аллюзий в художественном тексте на примере романа Сесилии Ахерн “P. S. I love you".

Аллюзия в художественном тексте представляет собой некий намек на известные исторические события, философию, мифологию, заставляя читателя обратиться к тем или иным источникам [2, с. 68].

Цель аллюзии в литературном произведении по существу та же, что и у метафоры. Аллюзии используются для развития и раскрытия характеров персонажей, структуры и темы текста. Предполагается, что читатель путем сопоставления контекста художественного текста и первоначального контекста данной аллюзии лучше поймет задумку автора [1, с. 3].

Основные функции аллюзии в художественном тексте:

  1. Информативная,
  2. Экспрессивная,
  3. Эстетическая,
  4. Функция создания и раскрытия образов,
  5. Фатическая,
  6. Апеллятивная,
  7. Функция достижения комического эффекта [3, с. 101].

В тексте романа “P. S. I love you” встречаются аллюзии. Первая аллюзия появляется во время сна Холли, когда она идет и видит тигровые лилии на своем пути. Если мы обратимся к анализу сновидений, которым занимались такие толкователи, как Ванга, Миллер, Эдгар Кейси, то увидим, что данный символ во снах означает, что человек ищет спокойствия от хаотичной жизни, которую ведет в данный момент, таким образом, тигровая лилия – поиск сбалансированного благополучия.

Вторую аллюзию в романе представляет сад, который является символом рая на земле, этот символ присутствует во многих религиозных традициях. Например, в исламе сад связан с душой, сердцем, духом и сущностью. Сад главной героини после смерти Джерри зарос и был в полном запустении, что символизирует и духовное состояние Холли. К концу романа брат Холли помогает привести сад в порядок точно также, как Джерри помогает Холли снова вернуться к счастливой жизни.

Во многих произведениях литературы, особенно в поэзии часто встречается море, которое героям помогает переосмыслить свою жизнь, понять свой путь, а кто-то хочет буквально в нем раствориться, чтобы забыть все проблемы. Например, у В. А. Жуковского море символизирует жизненный путь или саму жизнь. Море символизирует переменчивость жизни, а шум прибоя, который слышит герой, как бы, ассоциируется с его внутренним голосом.

В романе Холли не просто так в трудные минуты приходит именно к морю, чтобы послушать шум волн, это помогает отвлечься от внешнего мира и погрузиться в свои мысли, а также найти свой жизненный путь.

Следующая аллюзия появляется во время разговора на семейном ужине, когда Холли и Киара обсуждают путешествие сестры в Австралию, Холли затрагивает тему татуировок, и Киара говорит, что набила бабочку. Бабочка в мифологии является символом трансформации (из гусеницы в прекрасное существо), и этот образ очень точно описывает сестру Холли. Киара все время изменяет внешность с помощью пирсингов, татуировок и яркой краски для волос, она редко долго живет на одном месте, постоянно в разъездах и путешествиях.

Еще одна аллюзия появляется, когда брат Холли на ее день рождения дарит ей орхидею. В американской культуре орхидея символизирует решение жизненных проблем, так как этот экзотический цветок способен прорости сквозь каменистую почву.

По мнению известного китайского философа Конфуция, орхидея способна защищать дом от темных духов.

Орхидею в качестве подарка принято считать пожеланием гармонии, уюта и благополучия в доме.

Ричард не просто так дарит Холли именно орхидею, в дальнейшем он признается, что восхищается ей, ее силой в преодолении жизненных трудностей, а уют и гармония – это то, чего так не хватает в данный момент Холли.

Таким образом, можно сделать вывод, что аллюзии используются в художественных текстах современных романов, не являются архаикой. Они помогают лучше раскрыть духовное состояние героев, а также являются отсылкой к устоявшимся в культуре символам, которые уже не всегда воспринимаются современным читателем буквально, но помогают ему самостоятельно переосмысливать сказанное автором через призму собственного читательского и житейского опыта, а также посредством атрибуции, которая неотъемлемо связана с процессом декодирования авторского посыла.

Список литературы

  1. Thornton W. Allisions in ulysses. Chapel Hill, 1968. 554 с.
  2. Нечаева К. К. Аллюзии: виды, функции, трудности перевода (на примере португальских СМИ) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2018. Т. 805, № 12. С. 66-79.
  3. Пепеляев Р. В. Аллюзия как феномен интертекстуальности (на примере англоязычных авторов) // Наука сегодня: проблемы и пути решения. 2017. Т. 45, № 21. С. 101-102.

Интересная статья? Поделись ей с другими: