УДК 658.5

Внутрекорпоративные услуги как фактор уровня качества продукции

Порошин Даниил Олегович – студент кафедры Инноватики и интегрированных систем качества Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Товкачева Виктория Владиславовна – студент кафедры Инноватики и интегрированных систем качества Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Аннотация: В статье раскрыта важность внутрикорпоративных услуг в организации. Рассмотрено влияние внутрикорпоративных услуг на персонал и на уровень его мотивации. Сформирован подход рассмотрения данного типа услуг в организация.

Ключевые слова: качество, услуга, мотивация, эффективность, организация, система, взаимоотношения.

Особенность современных предприятий является постоянный рост. Эта закономерность основана на том, что спектр научных открытий и возможностей увеличивается каждый год и привычный уклад жизни и работы меняется вслед за этим. В соответствии со статистикой рост промышленного производства в 2022 году составил 5,9% по сравнению с 2021 годом [1].

Но эта закономерность помимо положительных сторон, выраженных в новых товарах и услугах, имеет и слабые стороны. Одной из таких сторон является увеличение риска сбоев в работе, в связи с повышением функциональных элементов системы. Данное явление основывается на теории надежности систем, в которой сказано, что надежность системы зависит от вероятность безотказной работы элементов и количества элементов данного типа. [2]

В свою очередь, повышение вероятности сбоев в работе влечет за собой повышение рисков производства товаров и услуг с низким уровнем качества, что напрямую отразиться на покупателях и на прибыли организации.

Также характерной чертой роста организации является рост количества сотрудников, работающих в ней. Эта также может потенциально влиять на уровень качества выпускаемой продукции или услуг.

В связи с вышесказанным, все чаще ощущается потребность в создании методов, направленных на повышение эффективности взаимодействия между функциональными элементами организации и специалистами организации.

По мнению журнала ЕСМ-Journal [3] данная проблема относиться к разделу внутрикорпоративных услуг. В свою очередь, термин «внутрикорпоративные услуги» может трактоваться по-разному. Так по мнению Виктора Золотова руководителя производства департамента технологий Microsoft компании TOPS Consalting внутрикорпоративные услуги - это отдельный класс задач, для которого характерны такие атрибуты как: единый интерфейс доступа, идеология, автоматизация оказания. По мнению Дарьи Коробейниковой аналитика компании DIRECTUM, внутрикорпоративные услуги - это набор уникальных услуг, зависящий от специфики организации и направленный на выстраивание взаимоотношений организации и сотрудников.

Проанализировав мнение экспертов, можно сформировать следующее определение внутрикорпоративных услуг, внутрикорпоративные услуги - это отдельный комплекс задач, направленных на формирование эффективных взаимоотношений между подразделениями организации и сотрудниками, работающими в данной структуре.

Исходя из данного определения, внутрикорпоративными услугами являются те услуги, которые влияют или могут влиять на эффективность взаимоотношений организации и сотрудников. Примером такой услуги может является предоставления возможности дополнительного образования.

Стоит отметить, что даже такие формы услуг, как предоставление возможности повышения уровня квалификации, может влиять на уровень качество выпускаемой продукции. Для подтверждения данного тезиса, целесообразно рассмотреть следующий пример.

Сотрудник в течении установленного периода времени выполнял свои должностные обязанности, демонстрируя высокий уровень вовлеченности в процесс. По истечению установленного периода времени, сотрудник захотел повысить свой уровень квалификации, для выполнения более сложных элементов работы. При обращении в отдел подготовки персонала, он получил ответ, в котором было сказано, что организация сотрудничает с образовательными учреждениями, занимающимися повышением уровнем квалификации, но договор и пакет документов для обучения, сотрудник должен заключать с образовательной организацией отдельно.

Данное положение дел, вынуждает сотрудника самостоятельно приезжать в образовательную организации для заключения договора, при этом он вынужден брать отгул на работе, что влияет на объем выпаленной работы и ее качество, что в конечном итоге отразиться на уровне качества произведенного продукта.

Также стоит отметить, что уровень мотивации сотрудника при этом также снижается.

В свою очередь, Кирилина О.Н в статье «Роль мотивации в управлении персоналом» [4] отмечает, что мотивации создает желание работать с более высоким уровнем отдачи и с большей степенью эффективности.

В соответствии с этим тезисом можно сказать, что при снижении уровня мотивации снижается эффективность и самоотдача, что влияет на процессы работы организации.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод о то, что внутрикорпоративные услуги являются важным аспектом работы организации, которые определяются эффективность данной организации. Также на фоне данного вывода правомерным будет вывод о том, что внутрикорпоративные услуги необходимо рассматривать, как основные услуги организации.

При рассмотрении внутрикорпоративных услуг как основных целесообразно применять те же принципы менеджмента качества, что и для основных услуг.

Принципы менеджмента качества:

  • ориентация на потребителя;
  • лидерство;
  • взаимодействие людей;
  • процессный подход;
  • построенное улучшение;
  • принятие решений на основании фактов;
  • менеджмент взаимоотношений.

Также стоит отметить, что все требования, указанные в ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [5] предъявляемые к основным процессам, также правомерны и к внутрикорпоративным.

Таким образом подводя итоги вышесказанного, можно сделать следующий вывод о том, что в настоящий момент времени организации активно расширяются, осваивая новые технологии и оборудования, при этом количество функциональных элементов и численность сотрудников в организации растет, вместе с эти растет и риск появления сбоев в работе и как следствие снижение уровня качества выпускаемой продукции или услуг. В таких условиях, особо важной задачей является обеспечение эффективного взаимодействия сотрудников и элементов организации. Взаимодействие сотрудников и элементов организации в свою очередь относиться к группе внутрикорпоративных услуг, которые должны рассматриваться в организации, как один из видов основных услуг. Это подразумевает под собой применение требований и правил равноценных правилам, применяемым к основным видам услуг. При таком подходе к внутрикорпоративным услугам у сотрудников будет более высокий уровень мотивации, заинтересованности и самоотдачи, что будет положительно влиять на уровень качества выпускаемой продукции или услуг. 

Список литературы

  1. Динамика промышленного производства в марте 2022 года [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/163079.
  2. Андреев А.В. Теоретические основы надежности технических систем / учебное пособие /А.В. Андреев, В. В. Яковлев, Т. Ю. Короткая. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. 164с.
  3. Внутрикорпоративные услуги. Круглый стол / ЕСМ-Journal [Электронный ресурс]. – URL: https://ecm-journal.ru/material/Vnutrikorporativnye-uslugi-Kruglyjj-stol?ysclid=l8raiih3yp.
  4. Кириллина О.Н. Роль мотивации в управлении персоналом // Бизнес образование в экономике знаний. – 2019. №201.
  5. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, М.: Стандартинформ, 2015, с.2.

Интересная статья? Поделись ей с другими: