УДК 338:61
Оптимизация исполнения контрактов ГЧП для клинико-диагностических лабораторий
Бекбусунов Асет Шакратович – магистрант программы «Магистр делового администрирования» Алматы Менеджмент Университета.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы исполнения контрактов ГЧП для клинико-диагностических лабораторий на примере КДЛ «Олимп», предоставляющей широкий спектр медицинских анализов и участвующей в реализации ГЧП проектов. Проблема исследования связана с не проработанностью подходов в обеспечении экономически эффективной реализации ГЧП проектов КДЛ «Олимп». Целью статьи является разработка модели оптимизации исполнения контрактов ГЧП исследуемой компании. Использование предлагаемой шкалы для бальной оценки показателей исполнения контракта в КДЛ «Олимп» может сократить долю потенциально расторгнутых и частично неисполненных контрактов по линии ГЧП, что даст экономический эффект.
Ключевые слова: ГЧП проекты, исполнение контрактов, КДЛ «Олимп».
Около 60% проектов в области здравоохранения в развитых странах реализуются в форме ГЧП [1, с. 189]. Это долгосрочное взаимодействие государственных и коммерческих структур, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта, но и в его дальнейшей эксплуатации (предоставлении услуг создаваемому объекту) и (или) техническое обслуживание, а также распределение рисков и ответственности между партнерами [2, с. 115].
Одним из важных аспектов доказательной медицины для подтверждения предварительного диагноза – это лабораторная диагностика. Доктора, основываясь на определенные признаки и симптомы, направляют в собственные КДЛ государственных поликлиник [3, с. 7].
Сеть КДЛ «Олимп» имеет филиалы в 14 областях Республики Казахстан, и в 3-х городах республиканского значения гг. Астана, Алматы, Шымкент и насчитывает 18 лабораторий, а также более 470 пунктов приема и забора биоматериалов. Проблема компании связана с не проработанностью подходов в обеспечении экономически эффективной реализации ГЧП проектов КДЛ «Олимп», что выражается в большой доле расторгнутых и частично неисполненных контрактов ГЧП.
В связи с этим проблема минимизации этих рисков требует решения как со стороны участника, так и со стороны заказчика тендеров. Например, участник торгов при принятии решения об участии в покупке и определении минимальной контрактной цены должен сделать финансовый прогноз о производительности организации на условиях предлагаемой минимальной цены торгов.
Целью такого прогноза должна быть оценка предполагаемого финансово-экономического положения КДЛ «Олимп» в рамках ГЧП в плановый период, равный сроку действия договора, в зависимости от установления различных вариантов цены контракта; на этой основе формируется оптимальный диапазон приемлемых изменений цены контракта в рамках процесса электронного аукциона. Поэтому, прежде чем принимать решение о контракте, компания должна выполнить финансовый прогноз из следующих четырех основных этапов:
- Анализ бухгалтерских и финансовых документов.
- Определение порога прогноза (минимума) рентабельности по данной категории договоров, которое по-прежнему остается экономическим значением сделки для КДЛ «Олимп» в рамках ГЧП.
- Расчёт прогнозной рентабельности договора по стартовой цене, определение диапазона изменения рентабельности.
- Определение на основании результатов расчета рентабельности договора, с учетом его изменения в приемлемую стоимость, минимальной цены, приемлемой по договору для КДЛ «Олимп» в рамках ГЧП.
При расчёте рентабельности контракта недостаточно иметь упрощенные сметы, необходимо определить все возможные элементы затрат [4, с. 44]. Для этого следует привлечь специалистов из различных служб компании. Ошибки прогноза могут сделать его экономически невыгодным или просто невозможным выполнение контракта. Искажающая рентабельность может привести к нехватке оборотного капитала [5, c. 152].
По этой причине компания должна пересмотреть планы исполнения контракта, что, как правило, приводит к потере времени и (или) качества исполнения контракта, строго определенного условиями контракта:
- Срок действия договора в соответствии с требованиями, изложенными в условиях отсчета (показатель А);
- Качество выполнения заказа в соответствии с техническими условиями на момент принятия товаров / работ/ услуг по договору (показатель Б);
- Необходимость прибегать к гарантийным обязательствам и качеству их выполнения (показатель В).
Соответствующая шкала оценивания приведена в таблице 1.
Таблица 1. Предлагаемая шкала для бальной оценки показателей исполнения контракта.
Показатель А |
Показатель Б |
Показатель В |
Балл |
В установленный контрактом срок |
Результаты контракта приняты без замечаний |
К гарантийным обязательствам прибегать не приходилось |
5 |
Выполнения контракта осуществлено с опозданием по вине исполнителя: - до 5 дней |
В процессе приемки результатов контракта были установлены замечания и срок на их устранение: - Замечания устранены в установленный срок |
Однократное обращение к гарантийным обязательствам. Замечания устранены надлежащим образом и в согласованные сроки |
4 |
- от 5 дней до 15 дней |
- Замечания устранены за пределами установленного срока |
Однократное обращение к гарантийным обязательствам. Замечания устранены надлежащим образом, но за пределами согласованных сроков. Или неоднократное обращение к гарантийным обязательствам. Замечания устранены надлежащим образом и в согласованные сроки |
3 |
- от 15 дней до 2-х месяцев |
- Замечания устранены по результатам составления повторного акта в повторно установленные сроки |
Неоднократное обращение к гарантийным обязательствам. Замечания устранены надлежащим образом, но одно (или несколько из них) за пределами согласованных сроков |
2 |
- свыше 2-х месяцев |
- Замечания устранены по результатам составления повторного акта, но свыше повторно установленных сроков |
В период гарантийного срока, заказчику пришлось прибегать к услугам третьих лиц за устранением недостатков. Или истребовать устранение недостатков с исполнителя по решению суда |
1 |
Контракт расторгнут по инициативе заказчика, в связи с существенным нарушением условий участником |
Результаты контракта не приняты, контракт расторгнут по инициативе заказчика, в связи с существенным нарушением условий участником |
Контракт расторгнут по инициативе заказчика, в связи с существенным нарушением условий участником |
0 |
Использование шкалы для бальной оценки показателей исполнения контракта в КДЛ «Олимп» может сократить долю потенциально расторгнутых и частично неисполненных контрактов по линии ГЧП, что даст положительный экономический эффект.
Список литературы
- Рита П.Д. ГЧП в области здравоохранения: обоснование и движущие силы // PwC. Великобритания. 2017. 189 с.
- Мочальников В.Н. Мировые тенденции развития государственно-частного партнерства // Вестник Института экономики РАН. 2019. №2. С. 115-130.
- Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в здравоохранении // Управление здравоохранением. 2017. № 1. С. 7-11.
- Бутенко Я. Частно-государственное партнерство: эффективный инструмент взаимодействия // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 7. С. 44-51.
- Матаев Т.М. Риски в сфере государственно-частного партнерства // М.: МАКС Пресс. 2019. 152 с.