УДК 338:61

Оптимизация исполнения контрактов ГЧП для клинико-диагностических лабораторий

Бекбусунов Асет Шакратович – магистрант программы «Магистр делового администрирования» Алматы Менеджмент Университета.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы исполнения контрактов ГЧП для клинико-диагностических лабораторий на примере КДЛ «Олимп», предоставляющей широкий спектр медицинских анализов и участвующей в реализации ГЧП проектов. Проблема исследования связана с не проработанностью подходов в обеспечении экономически эффективной реализации ГЧП проектов КДЛ «Олимп». Целью статьи является разработка модели оптимизации исполнения контрактов ГЧП исследуемой компании. Использование предлагаемой шкалы для бальной оценки показателей исполнения контракта в КДЛ «Олимп» может сократить долю потенциально расторгнутых и частично неисполненных контрактов по линии ГЧП, что даст экономический эффект.

Ключевые слова: ГЧП проекты, исполнение контрактов, КДЛ «Олимп».

Около 60% проектов в области здравоохранения в развитых странах реализуются в форме ГЧП [1, с. 189]. Это долгосрочное взаимодействие государственных и коммерческих структур, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта, но и в его дальнейшей эксплуатации (предоставлении услуг создаваемому объекту) и (или) техническое обслуживание, а также распределение рисков и ответственности между партнерами [2, с. 115].

Одним из важных аспектов доказательной медицины для подтверждения предварительного диагноза – это лабораторная диагностика. Доктора, основываясь на определенные признаки и симптомы, направляют в собственные КДЛ государственных поликлиник [3, с. 7].

Сеть КДЛ «Олимп» имеет филиалы в 14 областях Республики Казахстан, и в 3-х городах республиканского значения гг. Астана, Алматы, Шымкент и насчитывает 18 лабораторий, а также более 470 пунктов приема и забора биоматериалов. Проблема компании связана с не проработанностью подходов в обеспечении экономически эффективной реализации ГЧП проектов КДЛ «Олимп», что выражается в большой доле расторгнутых и частично неисполненных контрактов ГЧП.

В связи с этим проблема минимизации этих рисков требует решения как со стороны участника, так и со стороны заказчика тендеров. Например, участник торгов при принятии решения об участии в покупке и определении минимальной контрактной цены должен сделать финансовый прогноз о производительности организации на условиях предлагаемой минимальной цены торгов.

Целью такого прогноза должна быть оценка предполагаемого финансово-экономического положения КДЛ «Олимп» в рамках ГЧП в плановый период, равный сроку действия договора, в зависимости от установления различных вариантов цены контракта; на этой основе формируется оптимальный диапазон приемлемых изменений цены контракта в рамках процесса электронного аукциона. Поэтому, прежде чем принимать решение о контракте, компания должна выполнить финансовый прогноз из следующих четырех основных этапов:

  1. Анализ бухгалтерских и финансовых документов.
  2. Определение порога прогноза (минимума) рентабельности по данной категории договоров, которое по-прежнему остается экономическим значением сделки для КДЛ «Олимп» в рамках ГЧП.
  3. Расчёт прогнозной рентабельности договора по стартовой цене, определение диапазона изменения рентабельности.
  4. Определение на основании результатов расчета рентабельности договора, с учетом его изменения в приемлемую стоимость, минимальной цены, приемлемой по договору для КДЛ «Олимп» в рамках ГЧП.

При расчёте рентабельности контракта недостаточно иметь упрощенные сметы, необходимо определить все возможные элементы затрат [4, с. 44]. Для этого следует привлечь специалистов из различных служб компании. Ошибки прогноза могут сделать его экономически невыгодным или просто невозможным выполнение контракта. Искажающая рентабельность может привести к нехватке оборотного капитала [5, c. 152].

По этой причине компания должна пересмотреть планы исполнения контракта, что, как правило, приводит к потере времени и (или) качества исполнения контракта, строго определенного условиями контракта:

  • Срок действия договора в соответствии с требованиями, изложенными в условиях отсчета (показатель А);
  • Качество выполнения заказа в соответствии с техническими условиями на момент принятия товаров / работ/ услуг по договору (показатель Б);
  • Необходимость прибегать к гарантийным обязательствам и качеству их выполнения (показатель В).

Соответствующая шкала оценивания приведена в таблице 1.

Таблица 1. Предлагаемая шкала для бальной оценки показателей исполнения контракта.

Показатель А

Показатель Б

Показатель В

Балл

В установленный контрактом срок

Результаты контракта приняты без замечаний

К гарантийным обязательствам прибегать не приходилось

5

Выполнения контракта осуществлено с опозданием по вине исполнителя:

- до 5 дней

В процессе приемки результатов контракта были установлены замечания и срок на их устранение:

- Замечания устранены в установленный срок

Однократное обращение к гарантийным обязательствам. Замечания устранены надлежащим образом и в согласованные сроки

4

- от 5 дней до 15 дней

- Замечания устранены за пределами установленного срока

Однократное обращение к гарантийным обязательствам. Замечания устранены надлежащим образом, но за пределами согласованных сроков. Или неоднократное обращение к гарантийным обязательствам. Замечания устранены надлежащим образом и в согласованные сроки

3

- от 15 дней до 2-х месяцев

- Замечания устранены по результатам составления повторного акта в повторно установленные сроки

Неоднократное обращение к гарантийным обязательствам. Замечания устранены надлежащим образом, но одно (или несколько из них) за пределами согласованных сроков

2

- свыше 2-х месяцев

- Замечания устранены по результатам составления повторного акта, но свыше повторно установленных сроков

В период гарантийного срока, заказчику пришлось прибегать к услугам третьих лиц за устранением недостатков. Или истребовать устранение недостатков с исполнителя по решению суда

1

Контракт расторгнут по инициативе заказчика, в связи с существенным нарушением условий участником

Результаты контракта не приняты, контракт расторгнут по инициативе заказчика, в связи с существенным нарушением условий участником

Контракт расторгнут по инициативе заказчика, в связи с существенным нарушением условий участником

0

Использование шкалы для бальной оценки показателей исполнения контракта в КДЛ «Олимп» может сократить долю потенциально расторгнутых и частично неисполненных контрактов по линии ГЧП, что даст положительный экономический эффект.

Список литературы

  1. Рита П.Д. ГЧП в области здравоохранения: обоснование и движущие силы // PwC. Великобритания. 2017. 189 с.
  2. Мочальников В.Н. Мировые тенденции развития государственно-частного партнерства // Вестник Института экономики РАН. 2019. №2. С. 115-130.
  3. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в здравоохранении // Управление здравоохранением. 2017. № 1. С. 7-11.
  4. Бутенко Я. Частно-государственное партнерство: эффективный инструмент взаимодействия // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 7. С. 44-51.
  5. Матаев Т.М. Риски в сфере государственно-частного партнерства // М.: МАКС Пресс. 2019. 152 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: