УДК 629.039.58

Исследование новых методов обучения персонала на производственных объектах с повышенной опасностью

Верховцев Вячеслав Евгеньевич – студент Тольяттинского государственного университета.

Научный руководитель Жуков Александр Николаевич – доцент Тольяттинского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются новые методы обучения персонала на производственных объектах с повышенной опасностью.

Ключевые слова: обучение персонала, производственные объекты, повышенная опасность, методы обучения, безопасность труда.

Цели

Разработать и внедрить эффективные методы обучения, которые обеспечат высокий уровень профессионализма сотрудников и снизят риски возникновения аварийных ситуаций.

Методология

Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа существующих методов обучения, выявления их преимуществ и недостатков, а также разработки новых подходов к обучению, основанных на современных технологиях и принципах безопасности.

Разработка и внедрение новых методов обучения персонала на производственных объектах повышенной опасности является актуальной задачей по предотвращению несчастных случаев и обеспечению безопасности работников. Традиционные методы обучения не всегда могут в полной мере охватить все аспекты работы на объектах повышенной опасности, поэтому для достижения лучших результатов постоянно изыскиваются новые подходы и инновационные технологии.

Одним из новых методов обучения персонала является виртуальная реальность (VR). Эта технология создает имитацию реальной рабочей среды, в которой сотрудники могут отрабатывать свои навыки и реагировать на различные ситуации. Виртуальная реальность позволяет сотрудникам научиться правильно реагировать на чрезвычайные ситуации, отрабатывать навыки безопасного использования оборудования и применять необходимые процедуры и меры предосторожности.

Еще одним новым методом обучения является использование дополненной реальности (AR). С помощью AR работники получают возможность просматривать дополнительную информацию о рабочих процессах, инструкции по выполнению определенных задач и предупреждения о потенциальных опасностях. Например, работник, использующий AR-очки, может увидеть, как правильно обслуживать или ремонтировать сложное оборудование, а также получить информацию о своей текущей работе и ее специфике.

Тренажеры и имитации могут создать реалистичную рабочую обстановку и позволить работникам потренироваться перед выполнением определенных задач. Например, с помощью специальных тренажеров медицинский персонал может попрактиковаться в выполнении сложных медицинских процедур, а спасатели - в эвакуации людей в чрезвычайных ситуациях. Такое обучение помогает сотрудникам научиться правильно реагировать на реальные жизненные ситуации и повышает их уровень подготовки.

Оценка эффективности новых методов обучения персонала на опасных производственных объектах необходима для обеспечения безопасности работников и предотвращения несчастных случаев. Тренажеры виртуальной реальности, дополненной реальности и симуляционные тренажеры являются эффективными инструментами для такого обучения, позволяющими работникам приобретать практический опыт без риска для своей жизни и здоровья. Внедрение этих методов требует дополнительных затрат и технической поддержки, но в конечном итоге приводит к повышению безопасности на рабочих местах и снижению риска несчастных случаев на производстве. Такие инновационные методы обучения должны стать обязательными составляющими процесса подготовки персонала на опасных объектах.

Эффективность этих методов обучения может быть оценена путем анализа количества и качества ошибок, допущенных персоналом в виртуальной среде, времени реакции персонала, точности принимаемых решений, уровня вовлеченности в процесс обучения и сотрудничества с другими участниками. а также путем сравнения результатов работы обученных работников с необученными. Новые методы обучения могут снизить количество ошибок и повысить производительность. Анкетирование и опросы персонала также являются важным методом оценки эффективности новых методов обучения. Работники могут оценить уровень полезности и эффективности новых методов и высказать свое мнение о необходимости дополнительных улучшений и изменений в процессе обучения.

Систематическая оценка эффективности новых методов обучения на опасных производственных объектах позволяет повысить их качество, учесть ошибки и недочеты, а также эффективно использовать ресурсы и снизить риски на рабочем месте. Правильно подобранные и разработанные методы обучения способствуют повышению профессионализма персонала, повышают безопасность и эффективность работы на производственных объектах с повышенной опасностью.

В рамках исследования был проведен опрос среди участников тренинга, которые прошли курс с использованием симулятора виртуальной реальности для сварки “SOLDOMATIC”, а также тренажера-манекена для обучения оказанию первой помощи.

Целью опроса была оценка эффективности и вовлеченности участников в учебный процесс. В опросе приняли участие пятьдесят человек.

1

Рисунок 1. Диаграмма вовлеченности опрашиваемых сотрудников.

Опрос показал высокую степень вовлеченности участников в учебный процесс с использованием тренажеров. Участники отметили, что тренинг был интересным и увлекательным. Они также подчеркнули, что материал, который объяснял инструктор, был усвоен намного лучше, чем на теоретических занятиях.

Участники отметили, что использование тренажеров позволило им лучше понять и запомнить материал. Они также выразили желание продолжить обучение с использованием подобных тренажеров в будущем.

2

Рисунок 2. Диаграмма возрастов опрашиваемых сотрудников.

Среди 59 опрашиваемых человек, 13 человек проявили скепсис к новым методам обучения. Возраст опрашиваемых со скептическим мнением составлял от 40 до 54 лет. Это может указывать на то, что методы обучения требуют доработки с учётом возрастных особенностей и восприятия информации.

Таким образом, результаты опроса подтверждают эффективность использования тренажеров виртуальной реальности и манекенов-имитаторов для обучения. Они позволяют повысить вовлеченность участников и улучшить процесс обучения с учетом адаптации для работников в более старшем возрасте.

Одним из наиболее распространенных подходов к обучению персонала на опасных производственных объектах является традиционная форма обучения, основанная на лекциях, видеозаписях и практических заданиях. У этого метода есть свои преимущества, такие как возможность подачи большого объема информации и демонстрации реальных ситуаций. Однако у него есть и свои недостатки, такие как ограниченное взаимодействие между обучаемыми и тренером, а также отсутствие возможности моделировать сложные ситуации.

Хорошо зарекомендовавшим себя методом подготовки персонала на производственных объектах с повышенной опасностью является гибкое обучение. Этот подход основан на использовании различных образовательных технологий, которые позволяют слушателям самостоятельно выбирать время и место для обучения. Например, можно использовать мобильные приложения, которые предоставляют доступ к учебным материалам в любое удобное время и в любом месте. Гибкое обучение также позволяет сотрудникам учиться в своем собственном темпе, что может повысить эффективность обучения и усвоение информации.

Однако, несмотря на преимущества новых методов обучения, они не должны полностью заменять традиционные методы. Сочетание различных подходов к обучению персонала на промышленных объектах повышенной опасности может оказаться наиболее эффективным. Например, обучение в виртуальной реальности можно сочетать с практическими занятиями под руководством опытных инструкторов

Исследование показало, что новые методы обучения, такие как виртуальная реальность и интерактивные тренажеры, обладают значительным потенциалом в обучении персонала. Они позволяют создавать симуляции опасных ситуаций и обучать работников управлению ими. Это позволяет персоналу приобретать необходимые навыки и знания, не подвергая их реальным опасностям. Более того, эти методы обучения могут быть более доступными и экономически эффективными, поскольку их можно проводить в специально оборудованных классах или даже на удаленных учебных площадках.

Таким образом, анализ подходов к подготовке персонала на опасных производственных объектах подчеркивает преимущества новых методов обучения, таких как электронное обучение и гибкая программа обучения. Однако для повышения эффективности обучения рекомендуется сочетать различные подходы, чтобы максимально повысить уровень подготовки и снизить риски аварий на опасных производственных объектах.

Результаты

В результате исследования были предложены новые методы обучения, учитывающие специфику производственных объектов с повышенной опасностью и обеспечивающие высокий уровень безопасности труда.

Выводы

Результаты исследования могут быть полезны специалистам в области безопасности труда, руководителям предприятий, а также всем, кто интересуется вопросами повышения эффективности обучения персонала на производстве. Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на более глубокую проработку предложенных методов обучения, а также на их внедрение и оценку эффективности в реальных условиях производственных объектов.

Список литературы

  1. Хасанова А. Ф., Галлямов М. А. Повышение эффективности обеспечения работников средствами индивидуальной защиты [Электронный ресурс] : Транспорт и хранение нефтепродуктов. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-obespecheniya-rabotnikov-sredstvami-individualnoy-zaschity (дата обращения: 21.04.2024).
  2. Широков Ю. А., Тихненко В. Г., Ивакина Е. Г., Имамзаде А. И. Применение методов виртуальной реальности при обучении безопасности труда трактористов-машинистов [Электронный ресурс] : ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева». 2022. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48181394 (дата обращения: 21.04.2024).
  3. Яковлева Е. В., Чубова Е. В. Снижение уровня травматизма с помощью внедрения виртуальной реальности в процесс обучения по охране труда [Электронный ресурс] : Вестник техносферной безопасности и сельского развития. 2023. №3 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/snizhenie-urovnya-travmatizma-s-pomoschyu-vnedreniya-virtualnoy-realnosti-v-protsess-obucheniya-po-ohrane-truda (дата обращения: 21.04.2024).
  4. Augmented Reality- The Future of Workforce Training in Manufacturing [Electronic resource] : cerexio.com. 2023. URL: https://cerexio.com/blog/augmented-reality-future-training-manufacturing/ (дата обращения: 21.04.2024).
  5. Kysilova V. How Augmented Reality Improves the Efficiency of Corporate Training [Electronic resource] : Electronic journal JASOREN. URL: https://www.jasoren.com/how-augmented-reality-improves-the-efficiency-of-corporate-training/ (дата обращения: 21.04.2024).
  6. Russel G. Empower Field Service Support: Augmented Reality (AR) Workforce Compliance, Onboarding, Training and Task-Based Skills Assessments [Electronic resource] : Electronic journal linkedin.com URL: https://www.linkedin.com/pulse/empower-field-service-support-augmented-reality-ar-training-russell (дата обращения: 21.04.2024).
  7. Tatic D. Tesic B. The application of augmented reality technologies for the improvement of occupational safety in an industrial environment [Electronic resource] : Computers in Industry. Volume 2017, pp 1-10. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0166361516302718 (дата обращения: 21.04.2024).
  8. Yarmolovich Y. Safety Training with Virtual and Augmented Reality [Electronic resource] : Augmented and Virtual Reality E-learning. URL: https://hqsoftwarelab.com/blog/safety-training-arvr/l (дата обращения: 21.04.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: