УДК 712.4
Исследование по оптимизации дизайна зеленых насаждений на станциях метрополитена
Чжао Чжихан – студент магистратуры Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.
Аннотация: В контексте постоянного расширения строительства станций метро, проектирование транспортных сооружений, таких как зеленые переходы метро, стало важной тенденцией развития метрополитена. Однако в практике разработки реальных проектов возникают такие проблемы, как большое энергопотребление зданий и низкое качество пространства на станции. На основе анализа стандартов оптимизации и исследовательских материалов по «зеленым» станциям метро в статье предлагаются принципы оптимизации пространственных характеристик, основанные на экологическом комфорте и энергосбережении, с учетом трудностей, связанных со спросом и развитием пространства.
Ключевые слова: оптимизация, дизайн, зеленые насаждения, пространство, станция метрополитена, экология, энергосбережение.
В традиционных зданиях станций метро уделяется больше внимание эффективности транспортных сооружений и редко предусматривается проектирование внутренней и наружной физической среды. Использование зеленых насаждений на станциях метро направлено на создание эффективной, энергосберегающей, комфортной и низкоуглеродистой среды. Применяйте технологии «зеленого дизайна» при планировании, проектировании, строительстве и эксплуатации станций метро помогает снизить потребление энергии при создании комфортной физической среды. Основываясь на существующих теориях и практических примерах, мы ознакомились с соответствующими стандартными материалами, чтобы разобраться и углубить основные теории зеленого дизайна станций метрополитена.
1. Необходимость оптимизации использования зеленых насаждений на станциях метрополитена
1.1. Соответствие зеленого дизайна потребностям людей
Строительство и освоение подземного пространства имеет большие возможности и перспективы для развития, что способствует экономии земли и ресурсов. С точки зрения социальной выгоды для городских жителей, живущих в мегаполисах, подземный транспорт является узлом, с которым большинству людей приходится сталкиваться каждый день. Физическая среда на станциях метро влияет на уровень счастья людей и их мотивацию к работе и жизни. Таким образом, внедрение более экологичных методов проектирования для создания благоприятной внутренней и наружной среды является общей необходимостью для оптимизации среды обитания[1].
1.2. Трудности в освоении подземного пространства
Метро выступает крайне важным транспортным узлом в городе на данном этапе и будет оставаться таковым в ближайшие десятилетия. Подземное пространство герметично, окна ограничены по размеру и возможностям открывания. Поступление естественного света и поток воздуха не такие свободные, как в надземных зданиях. Их заменяю искусственным освещением и механической вентиляцией, что приводит к невозможности самопроизвольной циркуляции воздуха, а значит к ухудшению его качества. Кроме того, из-за высокой скорости работы и большого количества механического оборудования оставляют желать лучшего звуковая, световая и воздушная среда в подземном пространстве метро.
2. Принципы оптимизации использования зеленых насаждений на станциях метрополитена
Оптимизированный дизайн зеленых зон на станциях метро основан на трех принципах: целостность, привлекательность и комфорт, энергосбережение.
Целостность относится к пространственному резервированию промежуточного пространства для будущего проектирования подземных городских пространств. С точки зрения экологии это может способствовать комплексному и интенсивному развитию города и способствует улучшению городской экологической среды, как, например, стратегии развития подземных пространств Сингапура.
Привлекательность относится к дизайну зеленых подземных общественных пространств. Воздействие на людей должно учитывать физиологические факторы и факторы окружающей среды, такие как тепло и влажность, качество воздуха, звук и освещенность помещения.
Энергосбережение заключается в минимизации энергопотребления здания в условиях, которым соответствует существующая технология и которые являются экономически применимыми [2].
3. Меры по оптимизации использования зеленых насаждений на станциях метрополитена
В подземном пространстве станций метрополитена существуют неблагоприятные факторы, такие как недостаточное естественное освещение, плохая вентиляция и высокий уровень шума. Они могут быть решены путем пассивной расстановки приоритетов зданий и активной оптимизации оборудования. На станциях метро обычно наблюдается большой мобильный поток пассажиров, в условиях котороо необходимо хорошо управлять динамичной физической средой подземного пространства, что влияет на физическое здоровье людей. Поэтому, исходя из следующих соображений, решения предлагаются на основе теории[3].
3.1. Оптимизация визуального пространства станций метро и оптимизация пространства для коррекции поведения людей
3.1.1. Меры по оптимизации наружного пространства
Во-первых, можно спроектировать над станцией метро площадь под открытым небом при условии ее сочетания с окружающей территорией. Она отлично поддерживает принцип сохранения земли и в зависимости от размера станции метро служит местом для размещения других общественных объектов, такими как магазины и места отдыха. Во-вторых, можно оптимизировать дизайн освещения вокруг станции метро высадить растения, сочетая их практичность с декоративными свойствами. Наконец, в то время как архитектурная форма и внешний дизайн станции метро интегрированы с окружающей городской средой, они переходят в дизайн интерьера станции метро.
3.1.2. Меры по оптимизации внутреннего пространства
Во-первых, как и при проектировании других типов зданий, необходимо отталкиваться от выбора экологически чистых строительных материалов и сбалансировать масштаб пространства, размеры и цвета всех элементов. Во-вторых, когда сталкиваешься с недостатками подземного пространства, методы дизайна должны использоваться для решения проблем подавленного психологического состояния людей в метро. Исследования самочувствия и поведения людей под землей в основном базируются на экологической психологии и архитектурной науке о пространственном познании. Наконец, нужно полностью изучить преимущества подземного пространства и в полной мере использовать его общие функциональные характеристики. Важно оптимизировать подход к изменениям в надземном и подземном пространстве здания, например, за счет использования двухуровневых и мезонинных пространств.
3.2. Оптимизация световой среды станций метрополитена
Свет является основой для обеспечения комфортной визуальной среды в помещении. Приоритет следует отдавать пассивному освещению, а затем активному. То есть, когда естественное освещение в проекте невозможно, необходимо обеспечить, чтобы система освещения создавала эффекты, аналогичные естественному освещению с точки зрения освещенности, цвета, цветовой температуры, визуального восприятия и т.д. Это позволяет избежать ощущения подземелья, которое заставляет людей чувствовать себя подавленными. Исследования с точки зрения эргономики показывают, что в метро целесообразно использовать освещение с люминесцентными лампами от 4000 К.
3.3. Оптимизация звуковой среды станций метрополитена
Наиболее интуитивной важным органом взаимодействия человека с окружающей средой, помимо зрения, является слух. Акустическая среда имеет наибольшее значение при оценке различных показателей физической среды. В связи с работой техник на станции метро, шумом и большим потоком людей и т.д. возникает проблема дискомфорта в звуковой среде подземного пространства. Поэтому используется необходимое программное обеспечение для компьютерного моделирования звуковой среды, а дизайн звуковой среды разрабатывается с помощью звукоизоляции и звукопоглощения. Это позволяет подземному пространству станции метро создавать расслабляющую атмосферу. Важно использовать хорошее звукопоглощение и звукоизоляцию в помещениях с большим скоплением людей. Уровень шума в местах массового скопления людей не должен превышать 60 дБ, а уровень шума в городских коммерческих зонах должен быть в пределах 50 дБ.
3.4. Оптимизация жаркой и влажной среды на станциях метро
Ттемпературу, влажность и скорость ветра в помещении станции метро регулируют в основном с помощью системы кондиционирования воздуха. Таким образом, с одной стороны, могут быть внедрены системы кондиционирования воздуха, использующие новые источники энергии в качестве источника холода и тепла, а также кондиционеры, которые разумно настраиваются в соответствии с различными потоками людей, различными утренними и ночными режимами и разными сезонами года. Например, использование технологии наземного теплового насоса позволяет экономить энергию при сохранении комфорта. С другой стороны, система подачи свежего воздуха может использоваться для подачи воздуха в помещение с улицы, тем самым улучшая микроклимат в подземных помещениях и снижая содержание углекислого газа и других вредных веществ. Кроме того, пассивная вентиляция подземного пространства также может регулировать тепловой комфорт в подземном пространстве.
3.5. Оптимизация вентиляционных условий на станциях метрополитена
На станциям метро должен использоваться принцип принудительной циркуляции воздуха для организации естественной вентиляции помещения. Для этого проектируются воздуховыпускные отверстия и специальные узлы для оптимизации вентиляции, рационально организовываются и проектируются воздушные пути в помещении, принимая во внимание конструкцию вентиляции ключевых мест
Список литературы
- Чжао, Пэнфэй Стратегия применения "зеленых" технологий при строительстве станций метро / ПэнфэйЧжао. – Текст : непосредственный // Экономия энергии в зданиях. – 2020. – № 48. – С. 75-79.
- Чжу, Лэй Основа и отражение современного архитектурного проектирования помещений и педагогических исследований / Лэй Чжу. – Текст : непосредственный // Издательство Юго-Восточного университета. – 2010. – № 4. – С. 35-40.
- Су, Чэньпэн Создание естественной световой среды в подземном пространстве города / Чэньпэн Су. – Текст : непосредственный // Архитектура Хуачжуна. – 2007. – № 25. – С. 122-123.