УДК 159.9

Исследование понятия мотивации личности в различных направлениях психологии: бихевиористском, психоаналитическом, когнитивном и гуманистическом

Шаблина Дарья Сергеевна – студент Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний.

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные теории и концепции мотивации, предложенные представителями каждого из направлений, а также анализируются подходы к пониманию того, что движет человеческим поведением. Особое внимание уделяется различиям в трактовке мотивации в рамках каждой психологической школы, их влиянию на формирование личности и способы применения полученных знаний в практической работе с людьми. Описываются основные особенности мотивации каждого направления, что позволяет читателю получить более глубокое понимание многогранности этого важного психологического явления.

Ключевые слова: мотивация, мотив, исследователи, когнитивный подход, психоаналитическое направление, гуманистическое направление, бихевиористское направление, зарубежные, отечественные.

Мотивация – понятие, широко используемое в современной культуре и гуманитарных науках, близкое к значению слов «намерение», «толчок», «вклад», «поощрение». Данная концепция впервые была предложена и рассмотрена немецким философом А. Шопенгауэром. Moveo – это латинское слово, означающее «двигаться, действовать», поэтому и мотивация в буквальном смысле слова означает «движение, действие». Но в современной культуре оно используется в многомерном, расширенном, преобразованном смысле.

Изучение литературных источников показывает, что в зарубежной психологии на данный момент существует примерно пятьдесят теоретических концепций мотивации. При анализе понятия мотивации личности выделяются четыре основных на­правления: бихевиористское, психоаналитическое, когнитивное, гумани­стическое.

Представители бихевиористского подхода в психологии указывают на то, что термин «мотивация» не является недостаточно научным [2]. По их мнению, экспериментальная психология в рамках этого понятия изучает потребности и влечения, которые имеют чисто физиологическую основу. Рассматривая раздражитель как активный источник организма, бихевиористы объясняют поведение через модель "стимул – организм – реакция". Они считают, что динамическим условием поведения человека является реактивность организма, то есть его способность реагировать на раздражители определенным образом. Согласно этому подходу, мотивация рассматривается как состояние, функция которого заключается в снижении порога реактивности на определенные раздражители. [2].

Многие исследователи, как зарубежные, так и отечественные, указывали на ограничения идей, разрабатываемых теоретиками бихевиоризма. [3]. Например, Ж. Нюттен отметил, что поведение не только является реакцией организма на воздействия окружающей среды, но также включает в себя поиск отсутствующих или даже несуществующих ситуаций и объектов. А.Н. Леонтьев подчеркнул, что ограничения бихевиористического подхода проявляются в том, что он "отвлекается от содержательного процесса, в рамках которого субъект взаимодействует с предметным миром через свою деятельность". [4].

В рамках психоаналитического направления З. Фрейд и другие исследователи выделяли инстинктив­ную и бессознательную природу мотивации [5]. Источником активности, по их мнению, является инстинкт как врожденный побудитель, влечения. Фрейд выделял три основных мотива поведения человека: мотив получения сексуального удовлетворения; мотив выра­жения своей агрессии; мотив смягчения собственных страданий и трево­ги, возникающих в результате конфликта первого и второго мотивов и социума [5].

Д. Макклелланд утверждал, что врожденные механизмы связывают определенные действия или предметы с эмоциональным возбуждением, способствующим целенаправленной активности. Он считал, что мотивация представляет собой готовность к этой активности [6].

Другой представитель психоаналитической школы А. Адлер под­черкивал роль социальных факторов в формировании поведения [7]. Он утверждал, что все действия человека направлены на укрепление чувства собственного превосходства и преодоление ощущения неполноценности. По его мнению, основным мотивом является стремление к превосходству, которое считается врожденным и неотъемлемой частью человеческой мотивации. А. Адлер также считал, что ведущей мотивацией личности является реализация своего творческого «Я».

К. Хорни также отмечает, что личностное развитие сильное зависит от общества и социальной среды [8]. Она предлагает классификацию типов личности на основе ведущих потребностей:

  • агрессивный тип, основной потребностью здесь является желание контролировать других людей, стремление к успеху, престижу и ощущению собственного превосходства;
  • уступчивый тип, для которого важны потребности в любви и одобрении, склонность избегать конфликтов и соперничества, стремление к подчинению;
  • устраненный тип, чьей главной потребностью является самодостаточность и уединении.

Таким образом, Карен Хорни подчеркивает влияние социальной среды на мотивацию личности.

Дж. Аткинсон, один из зарубежных исследователей мотивации в рамках психоаналитического направления, считал необходимым разгра­ничение понятий мотива и мотивации [5]. Он впервые рассмотрел мотивы как постоянные личностные характеристики. В рамках исследования мотивации достижения подробно изучены моти­вы стремления к успеху и избегание неудач. Согласно Дж. Аткинсону мо­тив, ожидание результата и его привлекательность соотносятся друг с другом так, что задачи средней трудности сильнее всего мотивируют к деятельности достижения при условии преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудач. С другой стороны, если преобладает мотив избегания неудач, наибольшую мотивацию будут вызывать задачи низкой или же повышенной сложности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что в рамках психоаналитиче­ского направления в исследовании проблем мотивации ученые признают ее социальную обусловленность, а также влияние личностных особенностей и факторов ситуации на поведение.

Идеи о возможности возникновения проблем социально-психологической мотивации впервые появились в рамках когнитивной психологи.

Исторически предшественником когнитивного подхода в психоло­гии является К. Левин [2]. Он рассматривал мотивацию человека как комплексный системный процесс, зависящий от динамического взаимодействия между субъектом и объектом. Автор, на основе своих исследова­ний разработал первую психологическую модель мотивации – «ожида­ние + ценность», которая впоследствии оказала значительное влияние на развитие теории мотивации достижения.

Основываясь на работах К. Левина в рамках когни­тивного направления в изучении проблем мотивации, Л. Фестингер раз­работал теорию когнитивного диссонанса [2]. По мнению исследова­теля, когнитивный диссонанс возникает в результате несогласованности между двумя представлениями. При этом мотив рассматривается как когнитивное образование, мотивация – когнитивный процесс, как сово­купность всех представлений личности.

Х. Хекхаузен в своих работах трактовал мотивацию как взаимодействие индивидуальных черт личности и особенностей текущей ситуации. Он подчеркивал результативность деятельности как основной критерий оценки [9].

Далее мы рассмотрим подходы к определению мотивации с точки зрения гуманистического направления в психологии.

Наиболее влиятельным представителем гуманистического направ­ления является Г. Олпорт [10]. Его теория мотивации основана на идее двухуровневой функциональной мотивации. Первый уровень, устойчивая функциональная автономия представляет собой нейрофизиологические меха­низмы регуляции организма. Второй уровень, приобретенные интересы, ценности и намерения, представляет собой личную функциональную автономию.

Таким образом, мотивация рассматривается как сложная разно­образная самоорганизующаяся система, существующая в настоящее время и придающая познавательным процессам направленность. Ве­дущей мотивацией личности выступает желание постоянного совершенствования, достигаемое путем нарушения равновесия во взаимодействии личности с окружающей средой [10].

Одна из наиболее известных теорий мотивации была разработана А. Маслоу [1]. Исследователь предложил рассматривать основную мо­тивацию человека как иерархию, состоящую из разных уровней, начиная с самых основных – физиологических, до более высоких – психологических.

Таким образом, гуманистическое направление в исследовании мотивации фокусируется на изу­чении личностных свойств, классификации мотивов, определении ­направленности человеческой активности.

Несмотря на различные подходы, мотивацию обычно рассматривают как динамический процесс, включающий различные системы организма и характеристики личности, включая мышление и поведение. Таким образом, мотивация представляется как постоянно развивающаяся система, существующая в настоящем времени.

При этом параметры, определяющие этот процесс, зависят от точки зрения автора и его принадлежности к определенному направлению. Например, психоаналитики видят основным формирующим мотивационным процессом силу инстинктов, бихевиористы не придают самостоятельной роли мотивации, а представители гуманистического направления считают, что механизмы самореализации играют ключевую роль. Когнитивисты же подчеркивают значение сознания в этом процессе.

Список литературы

  1. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
  2. Хрестоматия по курсу введение в психологию: Учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 56 с.
  3. Барановская, Т.А. Обзор зарубежных теорий обучения. Исторический очерк / Т.А. Барановская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 11. – С. 216 – 222.
  4. Леонтьев А.Н. Издательский центр Акаде­мия, Потребности. Мотивы. Эмоции. 2005. – 352 с.
  5. Виленский, О.Г. Зигмунд Фрейд и психоанализ / О.Г. Виленский. – М.: Вузовская книга, 2009. – 152 c.
  6. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
  7. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека, Киев: "Наука жить", 1997. – 27 с.
  8. Хорни К. Новые пути в психоанализе. – М.: Академический Проект, 2007. – 240 с.
  9. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с.
  10. Олпорт Г.В. Личность в психологии. – М.: КСП; СПб.: Ювен- та, 1998. – 345 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: