УДК 159.9

Приемы разрешения межличностных конфликтов

Канунников Роман Игоревич – кандидат психологических наук, доцент Уральского юридического института МВД России.

Аннотация. В статье изучено понятие межличностного конфликта, выделены его ключевые особенности. Рассмотрены классификации межличностных конфликтов. Выявлено, что ключевым фактором межличностного конфликта является наличие противоречий, которые могут возникнуть как между незнакомыми людьми, так и между хорошо знакомыми участниками. Определены наиболее эффективные приемы разрешения межличностных конфликтов.

Ключевые слова: конфликт, межличностный конфликт, стратегии поведения, причины конфликтов, конфликтная ситуация.

При всем внешнем разнообразии межличностных конфликтов, существуют и общие показатели, что позволяет систематизировать данные конфликты. В связи с этим чаще всего выделяют два вида межличностных конфликтов: ценностный и ресурсный. Ценностный межличностный конфликт возникает в результате несовпадения ценностей. Ресурсный конфликт или по-другому конфликт интересов, связан с отстаиванием своей позиции в социуме и напрямую связан с самооценкой участников конфликта. 

Исследованием межличностного конфликта посвящены работы таких зарубежных авторов как, например К. Хорни, К. Левина, М. Дойча и т. д. В отечественной психологии межличностный конфликт изучали Н.А. Ковтун, А.М. Митяева, В.Е. Валуйкова, В.В. Вахнина, В.И. Михайлов, Н.А. Штейников и т.д.

В концепции А.М. Митяевой, межличностный конфликт, понимается как преломление своих внутренних проблем через существующую реальность. В этом случае зачастую происходит переоценка своих способностей и недооценка чужих. На это накладывается стремление воспроизвести реакцию своих родителей и вызвать по возможности у оппонента ту реакцию, которая была у участника межличностного взаимодействия с их родителями. Родительское поведение в межличностном взаимодействие, в том числе и в конфликтной ситуации, в случае успеха закрепляется, и дети в последующем могут отказываться от выработки своих моделей поведения [4].

Как считает А.Е. Лукина наиболее значимые межличностные конфликты всегда сопровождаются повышением эмоциональной сферы всех участников. Именно повышения эмоционального фона участников конфликта, мешает выбрать наиболее эффективный выход из создавшейся конфликтной ситуации, усугубляет конфликт, затягивает его. Только после подавления эмоций, появляется возможность использовать соответственно разум для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон [3].

Причинами возникновения конфликта могут являться нарушение организационного взаимодействия, обусловленное нечеткой постановкой задач работы, ошибки межличностного восприятия.

По мнению Е.Ю. Шавардовой, межличностные конфликты всегда связаны с другими видами конфликтов. Внутриличностные проблемы, приводящие к возникновению внутриличностных конфликтов, накладывают отпечаток и на межличностное взаимодействие. Таким образом внутриличностный конфликт может способствовать появлению межличностного. Межличностный конфликт в группе между двумя и более оппонентами может привести к тому, что вся группа втянется в конфликтную ситуацию и выступить на стороне одного из участников, что в последующем может привести к межгрупповому конфликту. Расширение конфликта на межгрупповой может привести к обострению сложившихся противоречий, усугубиться и привести уже к межнациональному конфликту [6].

Конфликты многообразны по своей природе и поэтому классификаций конфликтов достаточно много. Межличностный конфликт это один из видов конфликта, представляющий особый интерес в связи с тем, наиболее часто встречается, характеризуется столкновением личностей, имеет сложности в разрешении, связан с эмоциональными переживаниями.

Наиболее распространенной является классификация А.С. Кармина.

  1. Подлинный конфликт. Такой конфликт воспринимается всеми участниками как реально существующая проблема, требующая своего разрешения. Объективность конфликта подтверждается действиями оппонентов и поиском конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
  2. Случайный конфликт. В этом случае конфликт очень сильно зависит от внешних обстоятельств. Одно и то же слово в зависимости от контекста высказывания, социального окружения, состояния каждого из участников может стать конфликтогеном, приводящим к возникновению межличностного конфликта.
  3. Смешанный конфликт. Причины конфликта являются очень глубокими. Это может быть как личная неприязнь, история взаимоотношений и т.д. Конфликт четко не прослеживается, но вместе с тем имеет определенную динамику периодами то усиливаясь, то ослабляясь.
  4. Приписанный конфликт. Участники межличностного конфликта не совсем верно понимают суть проблемы. Также могут ориентироваться на слухи, передаваемые оценочные суждения и т.п. Прояснение позиций конфликтующих сторон в этом случае часто приводит к разрешению конфликтных ситуаций.
  5. Латентный конфликт. Это неосознаваемый конфликт. Накопившимся противоречиям необходим инцидент. Оппоненты еще не готовы вступить в открытое противоборство и пытаются урегулировать ситуацию.
  6. Ложный конфликт. Неправильное истолкование сложившейся ситуации, приводит к нарушению межличностного взаимодействия, в связи с чем оппонентам сложно принять противоположную точку зрения [5].

Межличностные конфликты могут возникать и в процессе групповых взаимодействий. В этом случае они часто возникают из-за дефицита ресурсов или конкуренции за престижные позиции. Межличностные конфликты выявляются во взаимодействии двух и более индивидов, где противостояние базируется на различиях в интересах и противоположных целях. Индивидуальное восприятие становится важным элементом в динамике межличностных конфликтов, влияя на возможность нахождения общего языка и решения противоречий. Такие конфликты могут также возникать на уровне организации, где индивиды защищают не только свои личные интересы, но и интересы коллектива или организации в целом [2].

В рамках стратегий поведения в конфликтах применяются следующие наиболее эффективные приёмы разрешения межличностных конфликтов:

  1. Координация усилий, направленных на разрешение конфликта. Суть данного прима заключается в осознании всеми участниками конфликта существующей проблемы, перевода ее в деловое русло и координация усилий, направленных на разрешение конфликта.
  2. Вынесение проблемы на всеобщее обозрение. В этом случае происходит привлечение максимального количества участников, заинтересованных в разрешении конфликта, с целью поиска наиболее объективной оценки сложившейся конфликтной ситуации и путей эффективного ее разрешения.
  3. Прием эмоционального сближения. Данный прием позволяет выслушать мнение оппонента, понять его чувства и переживания. Эмоциональное сближение участников зачастую способствует переводу конфликта в менее острую фазу и его дальнейшему разрешению.
  4. Прием оптимального самоутверждения, заключается в акцентировании на сути проблемы, а не на личности участников конфликта [1].

Таким образом, в ходе межличностного конфликта особо важным является умение, прогнозировать поведение человека. Прогнозирование, позволяет сформировать модель поведения, определить наиболее эффективные приемы, которые могут быть использованы в ходе разрешения межличностного конфликта. Владение широким спектром стратегий, способов и приемов, позволяет человеку с меньшими затратами выходит из создавшейся конфликтной ситуации.

Список литературы

  1. Бережная Е.А., Тууле П.С. Роль психологических методов в урегулировании межличностных конфликтов в организации // Гуманитарные научные исследования. – 2023. – № 4. С.23–27. URL: https://human.snauka.ru/2023/04/55372 (дата обращения: 24.02.2024).
  2. Дубков Д. М. Особенности межличностного конфликта в студенческих группах / Д. М. Дубков, Д. М. Мирзоян // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Медиация в современном мире: проблемы и перспективы развития», 30 апреля 2019 г. – Курск: Юго-Запад. гос. ун-т. – С. 75–77.
  3. Лукина А.Е. Особенности межличностного взаимодействия супругов с разной степенью удовлетворённости браком в условиях семейного конфликта // Современные научные исследования и инновации. – 2022. – № 7. С. 15 –18. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/07/98634 (дата обращения: 29.03.2024).
  4. Митяева А.М. Психологические детерминанты возникновения конфликтов в межличностном общении // Baikal Research Journal. – 2023. – Т. 14, № 1. – C. 158–164.
  5. Русакова, Д. А. Технологии и методы управления конфликтами // Молодой ученый. – 2019. – № 43 (281). – С. 200 – 205. – URL: https://moluch.ru/archive/281/63263/ (дата обращения: 07.04.2024).
  6. Шавардова Е.Ю. Медиация и конфликт. особенности межличностной коммуникации в образовательной среде. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). – 2022. – № 2. – С. 36–50.

Интересная статья? Поделись ей с другими: