УДК 342

Право человека на информацию в зарубежных странах

Ильин Илья Александрович – магистрант института экономики и права Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова.

Аннотация: В статье рассмотрено современное состояние права человека на информацию. На основе анализа права на свободу слова и СМИ зарубежных стран показаны его достоинства и недостатки. Показана возможность путей решения проблем, связанных с ограничением деятельности СМИ.

Ключевые слова: информация, средства массовой информации, право, цензура, свобода выражения.

В современном обществе информация является важнейшим инструментом, посредством которого государство может влиять на мнение общественности. Данное воздействие может осуществляться как в интересах самих граждан, так и в интересах государства.

Массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы [4].

В средства массовой информации входят все формы распространения массовой информации.

В Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации, и никакие ограничения не допускаются:

  1. поиска, приобретения, производства и непосредственно распространения массовой информации;
  2. создания новых средств массовой информации, обладания, употребления и распоряжения ими;
  3. производства, приобретения, сохранения и пользования технических устройств и оборудования, сырья и материалов, определенных для потребления и распространения продукции средств массовой информации.

В РФ запрещается цензура массовой информации, т. е. иными словами, нельзя требовать от редакции СМИ заранее утвердить сообщение или материал или запретить распространение сообщения или материала или любой его части.

Свобода слова гарантирует общественные дискуссии и способствует развитию свободной и независимой прессы, информированного гражданского общества и прозрачного государственного управления.

Свобода выражения мнений очень широка, но имеет свои пределы и может быть ограничена. Это может произойти, когда свобода самовыражения нарушает права других людей или ценности общества в целом. В таких случаях государство может законодательно ограничить или наказать за оскорбительное выражение мнения. Примерами могут служить вторжение в частную жизнь, распространение клеветнической информации, язык вражды, непристойность, порнография, общественный порядок и мораль, национальная безопасность, конфиденциальная информация, коммерческая тайна и нарушение авторских прав [4].

В сложившейся на сегодняшний день непростой международной ситуации некоторые страны злоупотребляют данным инструментом воздействия на население, тем самым нарушая как основные принципы международного права, так и собственное законодательство.

Таким образом, нарушается одно из основных прав человека – право на доступ к достоверной информации. Данное право может выступать легитимным регулятором деятельности органов государственной власти, что отсылает нас на один из основополагающих принципов деятельности государственных органов, а именно – открытости.

Независимо от государственных границ, Российские СМИ и Интернет-ресурсы, предоставляющие достоверную информацию, которая представляет общественный интерес, способствуют обличению правонарушений, обращают внимание на наличие социального неравенства и иных проблем в зарубежных странах.

В свою очередь, СМИ и Интернет-ресурсы должны чувствовать свою защищенность и независимость, что позволит оказывать значительное влияние на жизни людей, играть ключевую роль в продвижении прав и свобод человека, являясь общественным благом, в котором так сильно нуждаются люди в современных условиях. В соответствии с этим ни одно государство не имеет права заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на нарушение или ограничение этих прав и свобод, так как каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения [5].

Доступ к информационно-коммуникационным технологиям и открытый безопасный цифровой доступ имеют решающее значение для реализации права на свободу мнения и выражения своих мыслей, поэтому каждое государство должно предоставлять каждому человеку, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, включая журналистов и СМИ, возможность осуществлять свое право на свободу мнений и их свободное выражение.

В настоящее время ведутся активные «боевые действия» на фронте так называемых «информационных войн». На данный момент СМИ являются главным инструментом ведения таких «войн», при помощи которого власти могут продвигать выгодные для себя идеи в общество, а невыгодные – отсекать [5]. Таким образом, нарушается признанное мировым сообществом право человека на доступ к достоверной информации.

В невыгодном положении оказывается сам народ, которому предоставляют информацию с явным креном в сторону выгодной для конкретного государства позиции. Можно обозначить тенденцию ввода прямых запретов на работу российских СМИ, в связи с чем, мы должны обозначить необходимость укрепления позиций русскоязычных СМИ в глобальном информационном пространстве и доведении российской точки зрения до мировой общественности.

Некоторые страны недобросовестно пользуются своими возможностями в сфере регулирования деятельности СМИ. В условиях сложившейся в мире ситуации многие государства Запада ведут активную антироссийскую политику в сфере хранения, распространения и потребления информации. Это происходит посредством блокировки российских СМИ и Интернет-ресурсов на территории данных стран.

К примеру, в Болгарии 1 марта 2022 года была ограничена трансляция телевизионных программ для каналов «RT», «Sputnik» и связанных с ними проектов, в Великобритании 3 марта 2022 года официально был отключен от национального телевидения канал «RT», в Греции – официально прекращена работа российского хаба «Sputnik» 26 мая 2022 года, в Литве 27 февраля 2022 года вообще была остановлена ретрансляция всех российских телеканалов [5]. Учитывая вышесказанное, следует понимать, что такую позицию западных стран можно расценивать как массированную дезинформационную кампанию против России. Таким действиями власти стран подтверждают свою цель в виде массированной дезинформации своего населения и прививания выгодных для них общественных взглядов и настроений.

Самым вопиющим примером такого воздействия является нарушение права на свободу слова и СМИ федеральными органами государственной власти Республики Молдова посредством приостановления лицензий телеканалов, вещающих на русском языке, а также блокировки Интернет-ресурсов российских СМИ.

В последнее время ряд западных стран начал открытую дискриминацию как русскоговорящего населения, так и людей, разделяющих российские ценности, на своей территории. К этим странам относится и Республика Молдова, хотя ее власти говорят о конституционном нейтралитете в отношении конфликта России и Украины. Отсутствие ее нейтралитета заключается в том, что власти этого государства осуществляют открытую дискриминационную политику в отношении российских СМИ, тем самым принимая сторону Запада в данном конфликте.

Полагаем, что в данном случае имеет место дискриминация по национальному признаку в отношении русскоговорящего населения, проживающего в Республике Молдова.

Общеизвестно, что свобода СМИ предполагает, в том числе и обеспечение со стороны властных структур достоверного информирования граждан об общественных делах.

Государственные органы своими действиями не должны наносить ущерб мерам, направленным на защиту граждан в сфере получения, хранения и распространения информации. Анализируя же действия высших органов государства Молдова, следует вывод о нарушении ими конституционно установленного принципа свободы СМИ.

Помимо конституции своего государства власти Республики Молдова нарушают ряд статей законодательных актов, регулирующих деятельность СМИ. Действия высших органов государственной власти этой страны противоречат статье 7 Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах в Республике Молдова, в которой сказано: «Государство гарантирует поставщикам и распространителям медиауслуг свободу выражения мнения» [3].

Для понимания действий со стороны властей, которые выходят за рамки государственных границ и не могут быть решены одной страной, нужно обратиться к единственной в мире подлинно универсальной международной организации – ООН, которая является главным форумом для рассмотрения таких вопросов [1]. В связи с полномочиями, предоставленными Уставом ООН, и ее международным характером, Организация Объединенных Наций может принимать решения по таким вопросам как защита прав и свобод человека, поддержание международного мира, и с этой целью принимать меры для предотвращения и устранения актов агрессии [2].

Все вышеизложенное обязывает научное сообщество искать пути решения проблем, связанных с ограничением деятельности СМИ, что должно обеспечиваться выработкой механизмов по защите права человека на получение достоверной информации.

Подводя итог всему вышесказанному, следует констатировать, что действия ряда стран в сфере реализации прав и свобод человека на свободный доступ к информации, противоречат общепризнанным принципам и нормам как международного права, так и собственного законодательства, что в условиях современного развитого общества недопустимо. Каждое государство, в том числе и Российская Федерация, должны прикладывать все усилия для обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от гражданства и местонахождения лица. Люди имеют право свободно получать, распространять, создавать достоверную информацию, а это – залог адекватного развития каждого общества.

Список литературы

  1. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г. № 53/144 – URL: https://base.garant.ru/.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17. – Ст. 291.
  3. Кодекс Республики Молдова от 8 ноября 2018 года № 174 «Об аудиовизуальных медиауслугах» (с изменениями и дополнениями) // Официальный монитор Республики Молдова. –2018. – № 462-466. – Ст. №: 766.
  4. Алисултанов М.Ж. Международный опыт конституционно-правового регулирования доступа граждан к информации // Молодой ученый. – 2021. – № 9 (351). – С. 87-90.
  5. Резниченко С.А., Гавришев А.А. Государственная система поддержки деятельности российских СМИ по продвижению их продукции на зарубежные информационные рынки в условиях информационных войн // Государственное управление. Электронный вестник. – 2023. – № 96. – С. 149-150.

Интересная статья? Поделись ей с другими: