УДК 347.65/68

Наследственный фонд: зарубежный опыт и перспективы развития в России

Мужиковский Данила Сергеевич - студент магистратуры Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета,

Научный руководитель: Кузбагаров Муслим Назаргалиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского и Корпоративного Права Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета, доцент кафедры Правоведения Северо-Западного Института Управления РАНХ и ГС при Президенте РФ.

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы становления в России института наследственного фонда с учетом изучения положительного зарубежного опыта, выявлены некоторые проблемные аспекты теоретического и практического характера в этой сфере. Несмотря на то, что законодатель постепенно дополняет и развивает нормативно-правовую базу, правовое регулирование наследственного фонда нельзя признать достаточным. В законодательстве все еще имеется множество пробелов и противоречий, препятствующих развитию данного института в нашей стране. Не сформулировано единообразного подхода к пониманию сущности и правовой природы института наследственного фонда и в научной литературе, что предполагает необходимость систематизации теоретических концепций. В связи с изложенным, законодательные пробелы подлежат осмыслению с теоретической и практической точки зрения с целью выработки конкретных предложений по их преодолению.

Ключевые слова: наследование, наследник, наследодатель, доверительный управляющий, нотариус, завещание, наследственный фонд, траст.

Институт наследственного фонда является новым для России. Он не существовал в советский период и был закреплен в отечественном законодательстве только в 2018 году, что повлекло за собой расширение свободы завещательного распоряжения. В ч. 1 ст. 1116 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ [2] (далее – ГК РФ) содержится положение о возможности призыва к наследованию по завещанию наследственный фонд, учрежденный во исполнение последней воли наследодателя, выраженной в завещании. Требования к созданию наследственного фонда и управлению им предусмотрены ст. 123.20-8 и иными нормами, содержащимися в разделе 1 § 7 части первой ГК РФ [1].

В научной литературе ведутся активные дискуссии относительно сущности и правовой природы данного института, целесообразности его закрепления в законодательстве. Некоторые авторы утверждают об искусственном характере института наследственного фонда, но данный элемент, по признанию М.А. Гезгиева, в большей степени обусловлен волей наследодателя, разрабатывающего устав фонда, определяющего перечень лиц, которым он доверяет функции управления фондом [3, с. 21]. Большинство исследователей убеждены в наличии практической необходимости института наследственного фонда, поскольку он позволяет осуществлять управление наследственным имуществом. По мнению П.В. Крашенинникова, создание наследственного фонда обеспечивает сохранение бизнеса, передаваемого в наследство, оперативное управление его активами и не позволяет его раздробить наследниками на отдельные части [5, с. 17]. Для наследодателя важно не только сохранить бизнес, который был делом всей его жизни, но и передать его в надежное управление, обеспечить нормальное материальное благополучие семьи на случай своей смерти. Таким образом, институт наследственного фонда имеет многоаспектный характер, преследующий различные цели, являясь востребованным в современных условиях развития предпринимательских отношений.

Институт наследственного фонда был имплементирован в отечественную правовую систему из зарубежного правопорядка. Во многих странах он успешно функционирует на протяжении нескольких десятилетий, например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Лихтенштейне и других государствах, где создание наследственных фондов является весьма распространенной практикой для сохранения бизнеса, обеспечения имущественных интересов членов семьи. Так, в Германии законодательство допускает создание наследственных фондов как при жизни наследодателя, так и после его смерти, а также конкретизирует цель создания наследственных фондов сохранением переданного в фонд имущества и обеспечением имущественных интересов самого учредителя [8, с. 144]. В США также предусматривается возможность создания «прижизненных» наследственных фондов. ГК РФ соответствующую возможность исключает, ограниваясь только учреждением наследственных фондов после смерти наследодателя.

Швейцарское гражданское законодательство в большей степени конкретизирует и сужает цели создания наследственных фондов, сводя их к образованию и обустройству быта членов семьи, поддержке членов семьи и иным подобным целям. Таким образом, во главу угла при создании наследственных фондов поставлены не забота о сохранности бизнеса, а, в первую очередь, интересы семьи, что позволяет говорить о преобладании социальной составляющей над корпоративной.

Помимо этого, в законодательстве ряда зарубежных стран направление денежных средств наследственного фонда определяется также рамками достижения социальных, культурных и благотворительных и иных подобных целей. В России законодатель посчитал излишним закрепление такого ограничительного положения, что является свидетельством большей диспозитивности положений российского гражданского законодательства. Представляется, что такой широкий подход вносит неопределенность в понимание правового положения наследственных фондов, поскольку рамки их деятельности должны быть очерчены определенными границами.

В странах англосаксонской правовой системы соответствующие фонды именуются трастами, а в странах романо-германской правовой семьи, которая является близкой к России, – специальными фондами. Фонды в странах континентальной Европы признаются юридическими лицами. Такие корпорации являются самостоятельными участниками гражданско-правовых отношений, вправе заключать различные сделки, несут обязанности и меры ответственности. В отличие от фондов трасты в странах англосаксонской правовой семьи не имеют статус юридического лица, а права и обязанности они приобретают через действия доверительного управляющего. Следующее отличие между ними состоит в том, что фонды в обязательном порядке проходят публичную процедуру регистрации и только после этого приобретают правовой статус корпорации. Данная практика была воспринята и отечественным законодателем, который предусмотрел обязательную регистрацию наследственного фонда. Учреждение трастов не предполагает осуществление регистрационных действий. Допускается конфиденциальность создания и функционирования наследственного траста. Различия между фондами и трастами имеются также в объеме прав бенефициаров. По законодательству стран, относящихся к романо-германской правовой семье, бенефициары, как правило, ограничены в правах, что проявляется, например, в отсутствии прямого доступа к информации о деятельности фонда. Правомочия бенефициаров трастов носят более расширенный характер, включая в себя право требования к попечителям в судебном порядке совершения определенных действий, свободного доступа к информации о трасте.

Полагаем, что отечественный законодатель, взяв за основу зарубежный опыт создания и деятельности наследственных фондов, скопировал в отечественную правовую систему не все его элементы, которые необходимо более пристально рассмотреть на предмет их возможной имплементации в российскую правовую систему. В частности, отечественной модели наследственного фонда не свойственно установление минимального уставного капитала наследственного фонда, который разнится в странах. Например, по законодательству Германии соответствующая сумма определена в 50 тыс. евро, а в Швейцарии она должна составлять не менее 44 тыс. евро. Не предусмотрено такого лимита в Лихтенштейне [4, с. 87]. В тоже время данная практика заслуживает пристального внимания и изучения, в особенности если фонду предстоит передача управления делами индивидуального предпринимателя ввиду того обстоятельства, что тот в силу положений законодательства Российской Федерации отвечает по обязательствам всем своим имуществом. Таким образом, с закреплением в законе положения, предусматривающего минимальный уставной капитал наследственный фонд, фонд будет отвечать лишь имеющимся у него в ведении имуществом. Отсутствие требований к минимальному размеру уставного капитала фонда имеет другой негативный момент, связанный с тем, что переданного имущества может быть просто недостаточно для эффективной деятельности фонда, что не позволит достичь тех целей, для которых наследственный фонд создавался. При этом, следует учитывать наличие в отечественном законодательстве наличие императивного запрета, связанного с пожертвованием денежных средств и иного имущества в наследственный фонд. Это обстоятельство существенным образом сужает возможности фонда в ликвидности и осуществлении операций, связанных с извлечением материальной выгоды, которая впоследствии тратится на различные цели.

Признаем излишне затянутым процесс создания наследственного фонда, осложненный наличием абз. 4 п. 2 ст. 123.20-1 ГК РФ, который указывает на возможность учреждения наследственного фонда только по истечении года после открытия наследства. Такое ограничение носит необоснованный характер, поскольку оно не учитывает необходимость оперативного управления имуществом фонда. Представляется, что срок в шесть месяцев является более оптимальным для создания наследственного фонда, что будет в большей степени соответствовать интересам наследников, позволит обеспечить скорейшее эффективное управление имуществом фонда.

Не закреплены в российском законодательстве и цели создания наследственных фондов, что вносит определенное непонимание в вопросе определения границ использования средств фонда. Полагаем, что применительно к данной ситуации необходимо использовать положительный опыт Швейцарии, где законодателем в качестве приоритетных целей создания наследственных фондов определены обеспечение интересов семьи от пользования имуществом, переданного в фонд. Такая позиция конкретизирует сферу применения наследственных фондов и будет в большей степени способствовать развитию данного института в нашей стране.

Более легкой и доступной является процедура создания наследственного фонда в зарубежных странах по сравнению с Россией. Например, законодательство Германии, Лихтенштейна допускает только письменное волеизъявление наследодателя о выделении конкретного имущества в наследственный фонд. Согласно положениям ГК РФ процедура создания наследственного фонда является многоступенчатой. Создание в России наследственного фонда предполагает обязательное участие нотариуса, что является несвойственным многим странам. С одной стороны, участие нотариуса в создании наследственного фонда повышает степень правовой защищенности наследников, но, с другой стороны, требует от нотариуса оперативности в осуществлении наследственных действий, заинтересованности в оперативности принятия таких решений, соблюдения добросовестности. При этом, не все аспекты, связанные с созданием и деятельностью наследственных фондов, нашли свое должное раскрытие в правовых нормах. В качестве примера можно привести неурегулированную законом ситуацию, связанную с отказом лиц, названных в завещании в качестве органов управления, от участия в управлении фондом. В данной ситуации может возникнуть правовая неопределенность, связанная с тем обстоятельством, что в силу положений ГК РФ допускается внесение изменений в Устав и учредительные документы наследственного фонда исключительно на основании решения суда. В этой связи нотариус и наследники правом изменения членов органов управления непосредственно не наделены. Все это ведет к затягиванию создания наследственного фонда, что, в конечном счете, может привести к обесцениванию имущества фонда, разорению бизнеса.

В качестве существенного недостатка положений отечественного законодательства многие исследователи называют отсутствие конкретных и действенных мер контроля за деятельностью нотариуса и самих наследственных фондов, при том, что соответствующие меры контроля успешно применяются во многих странах и доказали свою эффективность [7, с. 175]. В Германии деятельность фондов контролируют исполнительные органы земель. По законодательству РФ контроль за деятельностью наследственного фонда носит только корпоративный характер, ограничиваясь действиями учрежденных органов управления. Нет в ГК РФ и специальных мер контроля за деятельностью нотариуса в рамках обозначенных законом полномочий по созданию наследственного фонда [6, с. 30].

Таким образом, следует говорить о том, что институт наследственного фонда в России находится только еще в стадии формирования. Если во многих странах он существует уже на протяжении нескольких десятилетий, то в нашей стране его история отсчитывается только с 2018 года. За такой короткий промежуток времени преждевременно рассуждать о результатах его развития и планировать перспективы его развития. Случаи создания наследственных фондов имеют единичный характер. Не сформирована и судебная практика по вопросу применения положений законодательства о наследственных фондах. Вместе с тем, убеждены, что развитие института наследственного фонда сдерживается не только существующими пробелами и противоречиями в законодательстве, но и тем, что не все отношения, опосредованные в связи с созданием и деятельностью наследственного фонда, нашли свое должное закрепление в ГК РФ. Наследственные фонды фактически выступают особой формой корпорации, отличающейся от иных разновидностей юридических лиц. Несколькими статьями в ГК РФ невозможно в полной и достаточной мере урегулировать все возможные аспекты и направления деятельности наследственного фонда. Показательными в этом отношении являются акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные партнерства, применительно к которым законодатель разработал и принял отдельные федеральные законы. В этой связи придерживаемся мнения, что совершенствование правового регулирования наследственных фондов видится в принятии специального Федерального закона «О наследственных фондах в Российской Федерации», в котором обозначить цели создания наследственного фонда, уточнить требования к решению наследодателя об учреждении наследственного фонда, конкретизировать требования к порядку создания и государственной регистрации фонда, детально раскрыть права и обязанности наследников, душеприказчика, выгодоприобретателя, нотариуса и иных сторон правоотношений, уточнить требования к кандидатуре доверительного управляющего, предусмотреть механизмы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью наследственного фонда, а также меры ответственности.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.09.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552.
  3. Гезгиев М.А. Особенности наследования предприятия наследственным фондом // Наследственное право. 2022. № 3. С. 20 - 22.
  4. Карташов М.А. Наследственный фонд: новое российское законодательство и иностранный опыт // Современное право. 2017. № 10. С. 83-90.
  5. Крашенинников П.В. Наследственное право (Включая наследственные фонды, наследственные договоры и совместные завещания) / П.В. Крашенинников. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Статут, 2019. 300с.
  6. Крикоров В.А. Наследственный фонд: проблемы и перспективы правового регулирования // Право и экономика. 2021. № 5. С. 28 - 32
  7. Суховенко А.В., Арсенов Н.А., Околелова В.А. Институт наследственного фонда: проблемы теории и практики // Социально-политические науки. 2018. № 5. С. 174-176.
  8. Тимербулатова Е.Д. Конструкция наследственного фонда в России и Германии // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2021. № 7. С. 140 - 164.