УДК 347.9

Современные проблемы защиты прав предпринимателей в Российской Федерации

Кухарев Александр Владимирович – магистрант Института технологий управления МИРЭА – Российского технологического университета.

Научный руководитель Фёдоров Роман Валерьевич – кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и административного права Института технологий управления МИРЭА – Российского технологического университета

Аннотация. В статье анализируются способы защиты прав предпринимателей, в том числе, по инициативе прокуратуры и Уполномоченных по защите прав предпринимателей. Автор высказывает предположение о значимости отдельных способов защиты и процессуальных статусах отдельных участников.

Ключевые слова: Защита прав, предприниматель, предпринимательская деятельность, арбитражный процесс, прокуратура, Уполномоченный по правам предпринимателей.

Государство берет на себя обязательства по увеличению круга полномочий в вопросе свободы предпринимательства, поскольку данный институт играет большую общественную роль для социума. Как следствие, права предпринимателей нуждаются в защите на различных уровнях.

Так, Конституцией РФ закреплено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1]. Согласно Основному Закону его гарантом выступает глава государства. В своем ежегодном Послании он отметил, что современная предпринимательская деятельность требует создания условий для ее реализации, и, соответственно, закрепленного законодательно контроля со стороны государства [2].

Нужно отметить, что законодателем закреплен и муниципальный контроль за предпринимательской деятельностью. В целом институт свободы предпринимательства обосновывает защиту указанного права со стороны государства. В то же время, это предполагает усиление роли контролирующих структур в зоне бизнеса, гарантирование условий для беспрепятственной экономической активности субъектов. Таким образом, принципы свободного предпринимательства и защиты прав предпринимателей становятся двумя столпами, на которых опирается современный экономический порядок, предписывающий непременную поддержку со стороны органов власти.

Форма судебного вмешательства для охраны прав, выделяющаяся своей универсальностью и результативностью, неизменно остаётся непоколебимым бастионом в защите законности.

Защита прав предпринимателей законодательно закреплена в правовых нормах АПК РФ, в котором предусмотрена защита со стороны прокуратуры. Кроме указанного способа защиты существуют так же и другие: например, деятельность Уполномоченного при Президенте РФ, а также защита предпринимательской деятельности на уровнях субъектов РФ [5].

Участие органов прокуратуры в процессе, разрешающем споры на арбитражной основе, представляет собой ключевой элемент, цель которого – поддержка и защита интересов, подвергшихся оспариванию или нарушениям со стороны субъектов коммерческой деятельности и в других секторах экономики. Отметим, что потребность в зашите обусловлена постоянным развитием экономики, два данных процесса отражают рост друг друга в рамках нашей страны.

Однако нужно помнить, что меры прокурорского реагирования в рамках защиты предпринимательстве также требуют улучшения, поскольку нередки сложности в законодательстве, а именно: наличие пробелов в сфере правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Фактически законодателем установлены нормы, которые наделяют прокурора полномочием о возбуждении исков по защите предпринимательстве, однако на практике зачастую не так-то просто реализовать данные нормы. Подобные обстоятельства сказываются неблагоприятно на результативности действий органов прокуратуры по защите интересов юридического сообщества, законом обеспеченных. Положения в пользу другой точки зрения говорят о том, что несмотря на то, что перечень субъектов, в интересах которых действует прокурор, является закрытым, это никак не ограничивает право других субъектов в самостоятельной защите своих прав в судебном порядке. Отмечается, что иные субъекты вправе самостоятельно представлять свои интересы в суде и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения.

В то же время, обращаясь к опыту зарубежных стран, видим, что правовые системы таких стран берут на себя полностью защиту свободы предпринимательстве, исключая небрежное отношение к ней со стороны иных субъектов.

Альтернативная методика открывает перед аналитиками двери для длительного изыскательского процесса о механизмах обеспечивания надежной защиты интересов коммерческой деятельности. В свете существующей ситуации, загадочность правовой позиции представителя органов прокуратуры в ходе судебных споров продолжает царить в пространстве неопределенности: будь это начальная точка судопроизводства или выдача заключения по сути разбирательства. Механизмы прокурорского включения в судебные процедуры, их цели, особенно в рамках дел, обозначаемых в АПК РФ ст. 52 (п. 1), еще ждут своей очертания. Набор действий, приписываемых прокурору в арбитражных тяжбах, где его участие спровоцировано третьими сторонами, требует четкой дефиниции. Дискуссионным в мнениях ученых остаётся также и вопрос объема полномочий прокурора в рамках защиты предпринимателей.

Отмеченный момент указывает на важность вопроса, касающегося правовых реалий поста прокурора. Имеется в виду его участие не только в арбитражной, но и в гражданской процедуре правосудия. Уточнения в этих сферах, бесспорно, призваны оказать благотворное воздействие на соблюдение правопорядка, задачи которого возложены на прокуратуру. Особенное внимание это может иметь в контексте защиты прав и интересов бизнес-субъектов в рамках действующей юридической практики.

Появление фигуры прокурора в роли защитника предпринимательских интересов в арбитражном процессе – тема, которая не раз становилась объектом анализов на страницах профессиональных изданий. Вопрос деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей (далее – Уполномоченный) является достаточно спорным, посколько полномочия данного субъекта находятся в постоянном развитии. Но поскольку трудности в реализации полномочий остаются и по сей день, то нужно полагать, что институт нуждается в совершенствовании.

Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» является началом нового этапа в защите предпринимательской деятельности [6]. Инициатива данного законопроекта исходила от главы государства, которую он выдвинул на экономическом форуме «Россия-2012». Положения закона должны были по замыслу внедрить должность Уполномоченного, статус которого и будет закреплен данным законом [4].

Деятельность Уполномоченного является воплощением государственной инициативы по защите прав предпринимателей, которая касается различных уровней. Выполнение функции защиты Уполномоченным подразумевает собой участие в судебных процессах. В рамках данного факта необходимо чёткое закрепление на законодательном уровне прав и обязанностей Уполномоченного, что впоследствии будет давать основания для оценки эффективности его работы.

Наличие сегодняшних правовых норм в сфере защиты предпринимательства не дает нам однозначного ответа о том, урегулированы ли законодателем права предпринимателя в полной мере. Сам статус Уполномоченного до сих пор является проблемном вопросом, поскольку, как минимум, он не является субъектом судебного разбирательства, поскольку отсутствует в АПК РФ в качестве такого субъекта. В то же время Уполномоченный имеет право обратиться в арбитражный суд, то есть быть инициатором судопроизводства, иначе его можно сравнить заявителем. Однако, непосредственно в процессе судебного разбирательства Уполномоченный не является заявителем, он выступает в роли третьего лица, что является ещё одним дискуссионным моментом.

Ещё раз отметим, что защита предпринимательских прав обосновала появление Уполномоченного, однако его роль ясна не до конца. Непосредственного участия в судебном заседании Уполномоченный может и не принимать, однако важна его роль в итоговом документе. Данное определение имеет доказательственное значение в последующем, поскольку в дальнейшем, возможно, данный документ будет предоставлен в иные инстанции. Кроме того, Уполномоченный должен заниматься подготовкой исков, жалоб, возражений, что является ещё одним из видов формы защиты предпринимателей. Видится целесообразным наделение Уполномоченного ещё одним правом – возможностью вмешательства в судебный процесс путём предоставления заключений по делам.

Несмотря на то, что понятие предпринимательской деятельности (ст.2 ГК РФ) предполагает самостоятельный характер ее осуществления и связанные с этим риском, российское законодательство «оберегает» предпринимателей, вводя новые институты для их защиты и расширяя круг участников в судебном процессе. Необходимо и в дальше продолжать развивать институт защиты прав предпринимателей, укрепляя их положение и наделяя их еще более широким спектром прав и гарантий, ведь от активно развитой предпринимательской деятельности зависит развитие экономики страны в целом.

Список литературы

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
  2. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 01.12.2016 г. // http://kremlin.ru/events/president/news/53379
  3. ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 29.12.2008 г. № 52 (ч.1), ст.6249
  4. Гадиятова М.В., Слышкин И.Г. «Проблемы эффективности участия прокурора в арбитражном процессе» // Российский юридический журнал, 2013 № 4.
  5. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ (постатейный) (3-е издание, переработанное и дополненное) // под ред. В.В. Яркова, Инфотропик Медиа, 2011.
  6. ФЗ «Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» от 07.05.2013 г. № 78-ФЗ // Собрание законодательства РФ 13.05.2013 г., № 19, ст. 2305.

Интересная статья? Поделись ей с другими: