УДК 347.44

Порядок заключения договора поставки для органов внутренних дел

Сухарева Яна Дмитриевна - аспирант Московского Финансово-Юридического Университета.

АннотацияВ данной статье рассматривается порядок заключения договора поставки для органов внутренних дел Российской Федерации. Обсуждаются основные этапы заключения договора, включая подготовку документации, проведение процедуры закупки, выбор поставщика, а также подписание и утверждение контракта. Указывается на важность соблюдения правил и процедур в соответствии с законодательством для обеспечения прозрачности и эффективности процесса закупки товаров для органов внутренних дел.

Ключевые словадоговор поставки, органы внутренних дел, заключение договора, закупки, процедуры, поставщик, контракт, правила, законодательство, прозрачность, эффективность.

Перед анализом порядка заключения договора поставки товаров для нужд органов внутренних дел Российской Федерации необходимо выделить важность понятия государственного контракта на такую поставку. Для этого мы обращаемся к статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации, где определено, что поставщик по государственному или муниципальному контракту обязуется передать товары государственному заказчику или указанному им лицу, а заказчик обязуется оплатить поставленные товары.

Данный закон четко определяет обязанности сторон в контексте государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров в том числе для нужд органов внутренних дел Российской Федерации. Поэтому заключенный договор занимает важное место в гражданском праве, устанавливая отношения между поставщиком и государственным заказчиком. Ясность закона способствует более эффективному и прозрачному исполнению контрактов, что является важным как для сторон, так и для общества в целом.

Государственный контракт на закупку товаров для нужд органов внутренних дел Российской Федерации – это юридический документ, заключаемый между государственным заказчиком (МВД России) и поставщиком с целью обеспечения государственных нужд в определенных товарах или услугах. Он устанавливает правила поставки, качества товаров, сроки исполнения и оплаты, регулируя отношения сторон.

Один из ключевых признаков данного договора является присутствие государственного заказчика, такого как орган государственной власти или государственное учреждение (например МВД России). Он заказывает товары или услуги для своей деятельности или выполнения государственных функций, обладая особыми правами и обязанностями.

Также важен предмет договора, который может включать товары, работы или услуги, необходимые для государственных задач. Качество и соответствие стандартам имеют ключевое значение.

Обязательность выполнения условий договора является важным аспектом. Государственные заказчики предъявляют высокие требования, и поставщики обязаны строго их соблюдать, иначе это может привести к серьезным последствиям, включая штрафы и расторжение контракта.

Договор поставки товаров является свободным от прав третьих лиц, что означает, что он заключается исключительно между поставщиком и государственным или муниципальным заказчиком без участия других сторон. Это обеспечивает ясность и непосредственность отношений между ними и позволяет эффективно управлять выполнением контракта.

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров, который размещается в соответствии с законодательством о закупках. Этот заказ является основанием для заключения контракта и определяет условия поставки товаров, включая объем, качество, сроки и цену.

Государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд делятся на два основных типа [4, c. 9]:

  • Государственные контракты на поставку товаров для федеральных государственных нужд - это контракты, заключаемые для обеспечения потребностей федеральных органов власти.
  • Государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд субъектов Российской Федерации - это контракты, заключаемые для обеспечения потребностей органов власти субъектов Российской Федерации, таких как региональные или муниципальные органы.

Это разделение позволяет эффективно управлять закупками на разных уровнях государственного управления и обеспечивать выполнение государственных функций на всех уровнях [6, c. 30].

В договоре поставки для государственных нужд участвуют две основные стороны: заказчики, представленные муниципальными и государственными органами или организациями, и поставщики, представленные юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Заказчиками могут быть муниципальные или государственные органы, а также организации, которые заказывают товары или услуги для обеспечения своей деятельности или выполнения государственных функций. В том числе и органы внутренних дел Российской Федерации. Они выступают в роли получателей товаров или услуг и обязуются оплатить их согласно условиям контракта.

Поставщики - это юридические и физические лица, которые предоставляют товары или услуги в соответствии с требованиями заказчика. Они обязуются выполнить поставку согласно условиям контракта, а также гарантировать качество и соответствие продукции или услуг установленным стандартам.

Более детальную информацию о составе участников договора можно выявить через структуру договорных связей, которые возникают на основе заказа государственного заказчика. Это позволяет уточнить, кто именно выступает в роли заказчика, кто является поставщиком, а также определить других участников или третьих лиц, которые могут быть связаны с исполнением контракта.

Исследование правового регулирования договора поставки, особенно с участием органов внутренних дел, имеет важное значение в российском законодательстве. Это обусловлено тесной связью института поставки с экономическими процессами в стране и его ролью в организации функционирования государственных органов на протяжении всей истории развития России.

Несмотря на наличие достаточного правового регулирования, на практике возникает множество проблем, связанных с заключением и исполнением договоров поставки.

При изучении вопросов правового регулирования договора поставки важно учитывать положения Гражданского кодекса Российской Федерации, которые применяются к отдельным видам договоров купли-продажи, включая договор поставки. Эти положения применяются субсидиарно, то есть в случае отсутствия или иного урегулирования вопроса в специальных нормах
 о договоре поставки.

Кроме того, при применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки следует учитывать положения Постановления Пленума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации
 от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки». Это позволяет обеспечить более единое и системное применение законодательства и судебной практики в данной сфере [2].

Предмет договора поставки не ограничивается просто товарами, он охватывает конкретные товары, закупаемые или производимые поставщиком. Часто поставки осуществляются крупными оптовыми партиями, а в системе договорных связей может присутствовать и посредник, реализующий продукцию с целью получения прибыли [7, c. 276].

Государственный заказчик, как правило, федеральный орган исполнительной власти, в контексте органов внутренних дел – МВД России, имеет возможность передавать выполнение части своих функций на условиях, предусмотренных Правительством Российской Федерации.

При заключении договора поставки необходимо согласование всех существенных условий. Отсутствие согласия по ним может привести к недействительности договора. Срок исполнения обязательства по поставке товара рассматривается в рамках договора, и его отсутствие не делает договор незаключенным, но может вызвать споры и проблемы в исполнении.

Описание товара в договоре поставки является ключевым моментом, включая номера стандартов, технические условия и артикулы. Это обеспечивает ясность и определенность поставляемой продукции.

В контексте договора поставки товаров для государственных нужд, определение количества поставляемого товара осуществляется согласно потребностям покупателя и возможностям поставщика. Это включает использование общепринятых параметров, таких как вес, длина, объем или количество в штуках. В случае изменения веса товара в процессе транспортировки или хранения, стороны могут согласовать приблизительное количество или установить допустимое отклонение в процентах [3, c. 362].

Срок поставки также определяется в договоре, фиксируется датой либо указывается период времени, в течение которого должна быть осуществлена поставка. Не всегда возможно учесть все аспекты в законе, и в некоторых случаях возникают вопросы, не прямо урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации. Например, процесс приемки товара может быть сложным, особенно при отсутствии внешних признаков повреждения груза. Также, если документы о приемке содержат противоречивые данные
 о количестве товара, это может привести к спорам о фактическом объеме поставки.

Дополнительно, товарная накладная подтверждает только факт получения товара, но не гарантирует его качество. Важно учитывать требования стандартов и договорных условий при приемке товара, чтобы избежать споров о его качестве [5, c. 9].

При приеме товара в соответствии с законом или договором необходимо осуществлять проверку наименования и количества товара, его комплектности и качества, состава ассортимента, а также состояния тары и упаковки. Если выявлены несоответствия по любой из причин, таких как некомплектность, ошибочная поставка, поставка сверх необходимого количества, недостача товаров, несоответствие требованиям качества или другие существенные недостатки, товар принимается на ответственное хранение.

Принятие на ответственное хранение означает обеспечение режима сохранности товара, включая поддержание определенного температурного режима, складирование с защитой от негативного воздействия, а также меры по предотвращению смешения товара с другой продукцией. В случае отказа от некачественного товара, если покупатель не обеспечивает его сохранность, он может быть считаться принявшим такой товар и обязан его оплатить.

Суды не удовлетворяют требования о замене некачественного товара без доказательства существенных недостатков. Обязанность доказать наличие существенных недостатков лежит на покупателе, и в случае отсутствия таких доказательств суд не будет удовлетворять требования о возмещении расходов на устранение недостатков товара.

После принятия товара на ответственное хранение покупателю необходимо незамедлительно уведомить поставщика. Термин "незамедлительно" подразумевает действие "как только это окажется возможным". Письменное уведомление, как предусмотрено статьей 513 Гражданского кодекса РФ, является надежным способом подтверждения передачи информации [1].

Согласно пункту 2 статьи 514 Гражданского Кодекса Российской Федерации, поставщик обязан вывезти товар, принятый на ответственное хранение, или распорядиться им иным образом в разумный срок, который зависит от характеристик товара и времени необходимого для принятия решения о его дальнейшей судьбе.

Если поставщик не выполняет свои обязанности, покупатель вправе реализовать товар или вернуть его поставщику. При этом расходы, связанные с возвратом товара или его реализацией, должны быть возмещены поставщиком.

В случае, если товар реализован покупателем, он вправе вычесть из полученной суммы затраты на реализацию и передать оставшуюся часть поставщику.

Важно отметить, что неисполнение вышеуказанных обязательств может привести к утрате прав и неоправданным убыткам. При неоплате товара покупателем, даже в случае поставки ненадлежащего качества или некомплектности, суд может удовлетворить иски поставщика о взыскании долга и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Следовательно, важно хорошо понимать права и обязанности сторон договора о поставке, когда в него вовлечены органы внутренних дел, чтобы эффективно управлять процессом поставки и снизить риски.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ.
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки".
  3. Абдуллаев Р.Р., Миннигулова Д.Б. Регламентация правоотношений по выполнению подрядных работ для удовлетворения нужд органов внутренних дел: советский этап // Образование и право, 11, 2022, С. 357-365.
  4. Амирова Р.А. Основные риски сторон при заключении договора поставки // The Scientific Heritage, 55-5, 2020, С. 6-10.
  5. Гриднева О. В., Гришмановский Д. Ю., Субхангулов Р. Р. Особенности заключения гражданско-правовых договоров учреждениями МВД России // Юридическая наука, 10, 2021, С. 7-12.
  6. Попова О. В., Шепелева Д. В. Правовое регулирование в сфере закупок // Право и государство: теория и практика, 9 (189), 2020, С. 29-32.
  7. Суровцева С. В., Дианов Д. В. Государственные закупки для материально-технического обеспечения органов внутренних дел как объект статистического исследования // Вестник Московского университета МВД России, 8, 2020, С. 274-277.