УДК 34

Работа банков и иных финансовых учреждений по предотвращению легализации доходов

Паршина Мария Александровна – студентка Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Аннотация: Данная статья затрагивает важный вопрос, который стоит на повестке дня – это меры противодействия легализации незаконных финансов. Манипуляции с капиталом, призванные скрыть происхождение и владельцев средств, заработанных противозаконным путем, включая деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков и террористическими актами, являются очень серьезной и насущной проблемой. Финансовые учреждения и банки, являясь ключевыми игроками в сфере экономики, должны строго придерживаться нормативов, направленных на предупреждение финансовых махинаций, поддерживая прозрачность средств и блокируя пути их «отмывания». Ввиду того, что банковская система ежедневно обрабатывает огромное количество транзакционных операций, она становится более уязвимой для противоправных действий в сфере финансов. Финансово-экономические учреждения, включая банки, нередко становятся инструментами для легализации незаконных доходов преступных и террористических группировок.

Ключевые слова: финансовые учреждения, отмывание денег, работа банков, финансовые преступления, кредитные организации, Альфа-Банк.

Финансовые преступления, иногда называемые экономическими преступлениями, являются разновидностью имущественных преступлений.  Преступник либо незаконно получает деньги для улучшения своего материального состояния путем мошенничества или коррупции, либо проводит, казалось бы, законные транзакции, чтобы скрыть незаконно приобретенные ресурсы от такой деятельности, как незаконный оборот наркотиков или эксплуатация человека.

Финансовые манипуляции часто используются для введения в оборот активов, полученных недобросовестным путем. В п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 года  № 23 (в редакционной версии от 07.07.2015 года) [8], которое касается нелегальной бизнес-деятельности и конвертации (очищения) финансовых средств или другого имущества с преступным происхождением, уточняется, что под финансовыми транзакциями и прочими подобными операциями подразумеваются любые действия, влияющие на изменение, создание или завершение юридических прав и обязательств, связанных с денежными средствами, ценными бумагами и другими видами имущества.

В рамках российского законодательства, различные экономические операции включают обширный спектр соглашений, регулируемых Гражданским кодексом Российской Федерации, такие как купля-продажа, мена, заем, договор аренды, предоставление кредитов, услуги подряда и прочее. Эти операции охватывают широкий круг действий, например, покупку и последующую продажу недвижимости и ценных бумаг, включая акции и облигации, а также приобретение объектов-помещений жилого назначения, загородных домов и участков земли [5].

В контексте противодействия отмыванию незаконно полученных доходов, государство осуществляет свою деятельность согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 года №115. [1]. Согласно положениям этого законодательного акта федерального значения, органы и организации в стране обязаны вносить свой вклад в борьбу с незаконным финансированием и предотвращение финансовой поддержки террористических и экстремистских действий, а также противодействовать распространению оружия.

Во избежание незаконных финансовых действий, каждый банк в России имеет строгие правила, требующие бдительности по отношению к транзакциям, производимым их клиентами. В случае выявления подозрительной активности, ИП (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц и физических лиц, банковские организации обязаны уведомлять Росфинмониторинг. Это достигается благодаря наличию специализированных подразделений внутри финансовых учреждений, задачей которых является наблюдение и анализ проводимых клиентами операций. Нарушение этих обязательств регулирования может привести к серьезным последствиям для банков, включая штрафы и даже аннулирование лицензии.

В соответствии с федеральным законодательством, в частности, согласно положениям, изложенным в ст. 6 ФЗ №-115, финансовым учреждениям необходимо осуществлять мониторинг определенных видов транзакций клиентов, начиная с 1 млн. рублей. К таким операциям относятся, например, конвертация валют, транзакции с ценными бумагами, покупка драгоценных камней, а также открытие счетов на имя других лиц и прочие сделки.

В случае возникновения подозрений по поводу законности проведения какой-либо финансовой операции, банк имеет полномочия временно заморозить счет, ожидая от клиента подтверждающие документы, которые удостоверяют законность его деятельности. Это требование распространяется не только на предпринимателей, но и на всех лиц, осуществляющих безналичные платежи, включая обычных граждан.

Банки имеют полномочия блокировать выполнение финансовых операций, которые, по их мнению, относятся к категории «сомнительные», так как подпадают под ряд особых условий. Критерии, по которым операция может быть классифицирована как подозрительная, установлены в подзаконных актах Центрального Банка России.

В соответствии с пунктом 6.3 Положения Банка России № 375, датированным 2 марта 2012 года, финансовые учреждения обращают внимание на определенные типы действий со стороны своих клиентов [6]. К примеру, наблюдается повышенный интерес в случаях, когда клиенты осуществляют операции, которые выходят за рамки их обычной бизнес-деятельности, включая те, что подразумевают обращение с цифровыми валютами, или, когда они не могут предоставить запрашиваемую информацию, связанную с такими операциями.

Кроме того, особое внимание уделяется ситуациям, когда финансовое учреждение уже принимало меры по блокировке подозрительных транзакций клиента, которые могли бы указывать на отмывание денег или финансирование терроризма, особенно если не были предоставлены документы, подтверждающие законность и экономическую обоснованность манипуляций с финансовыми ресурсами.

Другая аналогичная ситуация, если клиент своими действиями или бездействием создает препятствия для банка в процессе обновления информации о себе. В то же время, банковская организация вправе самостоятельно определять дополнительные обстоятельства, которые могут влиять на процессы внутри финансовой организации.

В этом контексте, каждый банк обладает автономией при формировании списка таких специфических факторов, согласно последнему пункту 6.3, который подразумевает индивидуальный подход. Однако для облегчения этой задачи, ЦБ РФ предоставляет обширные Методические рекомендации, в числе которых и рекомендации от 21.07.2017 года.

В документе № 18-МР освещены стратегии контроля за действиями финансовых учреждений в борьбе с преступной финансовой деятельностью и поддержкой террористических актов [3].

Разъяснения по усилению контроля за операциями клиентов, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при использовании корпоративных карт для получения наличности, изложены в документе № 19-МР [4].

Финансовые институты уделяют особое внимание ситуациям, когда клиенты снимают наличные в размере, превышающем 30% их выручки; снимают наличные чаще, чем раз в три-пять дней после поступления средств, или проводят ежедневные переводы.

Рассматриваются также случаи, когда клиенты не производят выплаты заработной платы через свои счета, не осуществляют уплату налогов на доходы физических лиц и взносов, а также не несут издержек, связанных с поддержкой своего бизнеса, таких как платежи за аренду и коммунальные услуги, закупки офисных принадлежностей и т.д. [2].

Крупнейший частный банк в России, занимающий четвертое место п размеру активов – «Альфа-Банк» руководствуется специализированными правилами для внутреннего контроля. Эти правила нацелены на борьбу с финансовыми злоупотреблениями, включая отмывание преступных доходов, поддержку террористических действий и пр.

В рамках этих нормативов, банк активно стремится снизить риски, связанные с преступными финансами и терроризмом, обязывая каждого сотрудника лично нести ответственность за соблюдение этих стандартов, а также защищает свои операции от влияния незаконных доходов [7].

В рамках своей деятельности, Альфа-Банк активно занимается регулированием и контролем за процессами, связанными с предотвращением легализации незаконно заработанных средств и обеспечением мер против финансирования террористических актов, ставя на первое место минимизацию данных рисков. Важной частью этой работы является личная ответственность каждого работника банка за добросовестное исполнение своих обязанностей, а также защита банка от возможности вовлечения в операции с средствами, полученными незаконным путем.

Альфа-Банк не стремится создавать ненужные препятствия для развития бизнеса своих клиентов. Основная задача — это тщательная проверка всех проводимых операций на предмет соответствия им законодательству, в частности, Федеральному закону № 115-ФЗ, и предоставление поддержки клиентам в их стремлении следовать данным нормативам.

Для того, чтобы уменьшить вероятность возникновения блокировок, банк предлагает предпринимателям и юридическим лицам определенные рекомендации.

  1. При начале работы с новым бизнес-партнером, важно провести тщательную проверку его финансового и юридического статуса.[2].   Исследование может включать анализ информации из государственных реестров и электронных баз, чтобы узнать о возможных задолженностях партнера, его участии в налоговых нарушениях, а также ознакомиться с записями в Реестре юридических лиц и другими релевантными данными о компании. Важность такой проверки также обусловлена необходимостью убедиться в отсутствии у контрагента процессов банкротства и разбирательств в арбитраже, которые могут свидетельствовать о серьезных финансовых проблемах или невыполнении договорных обязательств. Веб-портал Центрального Банка России предоставляет доступ к перечню организаций, подозреваемых в проведении незаконных финансовых операций; а система государственных закупок включает список компаний, не соблюдающих договорные обязательства.
  2. Важно регулярно обновлять информацию о кодах экономической деятельности вашего предприятия.
  3. Необходимо использовать банковский счет предприятия для оплаты всех производственных и хозяйственных расходов.
  4. При осуществлении платежей следует чётко указывать их цель.
  5. Нужно иметь подтверждающие документы на все проведенные финансовые операции.
  6. Поддержание соответствия с национальным налоговым законодательством и правилами взимания сборов является обязательным.

Место и роль банковских учреждений в борьбе против легализации незаконных средств нельзя недооценивать, ведь именно они становятся первым барьером на пути проникновения сомнительных финансов в экономику. Сотрудники этих учреждений обладают первичными данными о транзакциях и клиентах, вызывающих подозрения, и их действия могут пресечь попытки внедрения «грязных» денег в законный оборот. Ключевую роль играет оперативное распознавание и сообщение о таких действиях, что способствует разоблачению и дальнейшему судебному преследованию лиц, которые виновны в финансовых преступлениях, связанных с незаконным обогащением.

Таким образом, финансовые преступления влияют на общество, финансовую систему и банковские счета людей и предприятий. Правительство и финансовые учреждения в равной степени придают борьбе с финансовыми преступлениями первостепенное значение.

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации "Федеральный закон" от 07.08.2001 № 115 // Российская газета. - Ст. 6 с изм. и допол. в ред. от 07.08.2001.
  2. Закон № 115-ФЗ: что это простыми словами / [Электронный ресурс] // Альфа-Банк: [сайт]. — URL: https://alfabank.ru/help/articles/sme/rko/fz-115-chto-znachit-v-bankovskoy-sfere/ (дата обращения: 22.04.2024).
  3. Методические рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. № 18-МР “О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма” // Гарант.ру URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71630908/ (дата обращения: 22.04.2024).
  4. Методические рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. № 19-МР «О повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт». // Гарант.ру URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71630908/ (дата обращения: 22.04.2024).
  5. Никитина И. А Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие/ Никитина И. А — Томск: Издательство Томского государственного университета, 2020 — 320 c.
  6. Положение Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями и дополнениями) // Гарант.ру URL: https://base.garant.ru/70162622/ (дата обращения: 22.04.2024).
  7. Приложение к Приказу от 22 января 2024 № 56. ПРАВИЛА осуществления АО «АЛЬФА-БАНК» внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. (ред. №38): г. Москва, 23.01.2024. – 368 с.
  8. Российская Федерация. Постановления. О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ №23 (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 23 декабря 2010 г. № 31 и от 7 июля 2015 г. № 32): г. Москва, 18.11.2004. – 6 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: