УДК 34

Правовое регулирование, связанное с размещением фонограмм в сервисах, специализирующихся на потоковой передаче мультимедийного контента

Ломаткина Екатерина Александровна – магистрант Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина.

Научный руководитель Родионова Ольга Михайловна – доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина.

Аннотация: В статье исследуются вопросы, связанные с размещением фонограмм в онлайн-сервисах, специализирующихся на потоковой передаче мультимедийного контента. Проводится анализ таких понятий, как «музыкальный дистрибьютор» и «музыкальный агрегатор». Авторы статьи предлагают законодательно закрепить данные понятия для их разграничения и определения критериев относимости субъектов к тому или иному понятию.

Ключевые слова: фонограмма, музыкальный дистрибьютор, музыкальный агрегатор, потоковая передача, мультимедийный контент.

Проблематика регулирования и защиты гражданских прав на протяжении многих лет является объектом тщательного изучения ученых. Однако, стремительное развитие стриминговых сервисов, использующих фонограммы для потоковой передачи, выявило пробелы в законодательном регулировании поставленного нами вопроса.

Для более детального рассмотрения данного вопроса следует обратиться непосредственно к правилам цифровых платформ, предлагающих размещение фонограмм в качестве своего контента.

В соответствии с положениями, приведенными в пользовательском соглашении Яндекс Музыки, обладателями авторских и смежных прав являются официальные представители Яндекс музыки (именуемые в пользовательском соглашении «партнеры»), через которых осуществляется размещение музыкальных произведений и фонограмм. Перечень партнеров онлайн-сервиса представлен официальном сайте онлайн-сервиса [1].

На практике это осуществляется так: исполнитель или изготовитель фонограммы, автор музыкального произведения, представитель лейбла, дистрибьютор или исполнитель, управляющий правами на свои произведения самостоятельно, обращаются к партнерам Яндекс-музыки (музыкальным дистрибьютерам), предоставляют им подтверждение своих прав на соответствующий объект.

Партнер проверяет предоставленную документацию и за определенную плату размещает соответствующий объект интеллектуальной собственности в онлайн-сервисе Яндекс музыка.

В свою очередь, между музыкальными дистрибьютерами и обладателями авторских или смежных прав могут быть заключены договор об отчуждении, либо же лицензионный договор на объект интеллектуальной деятельности (в нашем случае - фонограмму).

Помимо защиты смежных прав, соответствующие договоры необходимо заключать для синхронизации (использовании трека в сериалах/кино и рекламе), сбора авторских отчислений. При отсутствии данных документов субъекты, обладающие авторскими или смежными правами, рискуют потерять дополнительную монетизацию.

К примеру, такой музыкальный дистрибьютер, как TuneCore [2], позволяет размещать исполнителям свои объекты авторских или смежных прав на сайтах Spotify, Apple Music, TikTok, YouTube, Tidal, Tencent и других. Именно эта компания еще в 2006 году совершила революцию в музыкальной индустрии, заключив прямое партнерство с цифровыми магазинами, избавив артистов от необходимости полагаться на лейблы при продаже своей музыки в Интернете, и сегодня является ведущим мировым агрегатором цифровой музыки.

При этом стоит отметить, что музыкальный дистрибьютор и музыкальный агрегатор – понятия разные.

Точно определить, кто такой музыкальный агрегатор не предоставляется возможности, поскольку законодательно данный вопрос не урегулирован, что порождает разрозненность мнений на этот счет.

К примеру, сервис MusicAlligator считает, что музыкальный агрегатор - компания, которая работает со стриминговыми платформами, отгружает им релизы в специальном формате и собирает роялти за лицензионное использование музыки. Иными словами, агрегатор позволяет артистам разместить музыку сразу на множестве платформ, беря на себя функции распространителя музыки в интернете [3].

Авторы B1 Digital Agency утверждают, что агрегаторы выполняют роль посредника между правообладелями фонограммы и дистрибьюторами. К примеру, если у исполнителя или изготовителя фонограммы нет прямого доступа к международному дистрибьютору (как Belive), то можно воспользоваться услугами агрегаторов — они доставят трек на площадки [4].

Дистрибьюторы занимаются, прежде всего, «доставкой» фонограммы на стриминговые сервисы и юридическим оформлением прав на соответствующую звукозапись.

В свою очередь, музыкальные дистрибьютеры заключают лицензионные договоры с онлайн-сервисами (партнерами), по которому партнеры несут юридическую ответственность за права на предоставляемый им контент. На основе лицензионного договора правообладателю выплачивается доля от выручки.

Правообладателю смежных прав на фонограмму лично разметить объект интеллектуальных прав нельзя. Данный запрет связан, прежде всего, с огромным количеством размещаемых объектов, для которых чисто физически предоставление правовой охраны невозможна, поскольку каждый трек, загружаемый на цифровую платформу, должен пройти проверку на «легальность» и «оригинальность».

Согласно пользовательскому соглашению «ВКонтакте» [5], чтобы разместить официально фонограмму, следует также воспользоваться помощью одного из дистрибьюторов, согласно опубликованному списку.

В то же время онлайн-сервис VK музыка позволяет загрузить фонограмму на свою страницу ВКонтакте или в сообщество. Данные звукозаписи не монетизируются и не проходят проверку на «оригинальность».

В пользовательском соглашении отдельно указано, что для возможности размещения фонограммы в историях пользователей или клипах, правообладателю необходимо через дистрибьютора добавить специальные разрешения.

Сами же дистрибьюторы заключают с онлайн-сервисами глобальные дистрибьюторские соглашения о цифровом распространении аудио- и видеозаписей, принадлежащих или контролируемых дистрибьютором – об этом упоминается в Апелляционном определении Первого Апелляционного суда общей юрисдикции от 23.09.2022 г. по делу № 66-2345\2022 года [6]. 

В руководстве по пользованию сервисом «YouTube» существует отдельный раздел, посвященный регулированию смежных и авторских прав, именуемый «Управление авторскими и смежными правами» [7], в котором руководство YouTube закрепляет такое понятие, как «добросовестное использование контента», а также приводит критерии добросовестного использования.

В соответствии с правилами размещения мультимедийного контента на сайте «YouTube» (https://www.youtube.com/) добавить фонограммы к аудио- или видеопроизведению возможно посредством бесплатной фонотеки, созданной специально для пользователей [8]. Фонограммы из медиатеки возможно включать даже в видео, обладающие монетизацией.

Если же автор размещаемого контента вставляет в аудиовизуальное произведение не размещенные в фонотеке фонограммы, то прибыль с монетизации контента будет перечисляться изготовителю или исполнителю фонограммы, используемой при потоковой передаче контента.

Однако, отказ от монетизации контента, полностью не освободит «блогеров» от ответственности. Руководство сервиса «YouTube» отмечают, что при рассмотрении конкретного спора, суд непременно будет учитывать, с какой целью был использован чужой материал, но при этом рассмотрит и другие обстоятельства дела. Соответственно, заявление о том, что загруженный контент предназначен "только для развлекательных целей", не позволяет избежать гражданско-правовой ответственности в полном объеме.

Следующим способом использования фонограммы в мультимедийном контенте является заключение с изготовителем или исполнителем фонограммы договора, разрешающего такое использование (лицензионный договор, а в редких случаях - договор об отчуждении исключительных прав).

Нередки случаи, когда к ответственности по спорам, возникающим в связи с незаконным размещением фонограмм на сайте «YouTube», в качестве ответчика привлекают компанию ГУГЛ ЛЛС (Google LLC). Однако, исходя из пользовательского соглашения, ГУГЛ ЛЛС (Google LLC) является информационным посредником и не несет ответственность за информацию, загружаемую пользователями сервиса «YouTube», непосредственно спорные произведения не использовало и не использует [9].

Мы провели социологический опрос среди пользователей сервиса «YouTube», размещающих мультимедийный контент, который показал, что 87% так называемых «блогеров» не заключают с обладателями смежных прав на фонограммы договоры, позволяющие им использовать объекты смежных прав в создаваемом и распространяемом ими контенте. А заключают подобные договоры лишь те субъекты, мультимедийный контент которых пользуется успехом среди других пользователей, что притягивает к их аудиовизуальному произведению пристальное внимание.

На практике же, зачастую, чтобы обойти соответствующее правило, авторы контента записывают «каверы» на фонограммы или же в процессе обработки контента накладывают посторонние шумы, существенно изменяя фонограмму, защищая себя тем самым от исков правообладателей.

Проведя анализ пользовательских соглашений таких сервисов, как «Яндекс Музыка», «ВК Музыка» и «YouTube», а также судебной практики по спорам с данными сервисами, можно отметить следующее:

Размещение фонограмм на стриминговых сервисах осуществляется музыкальными дистрибьюторами, которые «проверяют» предоставленную правообладателями документацию. Перечень партнеров онлайн-сервисов обычно представлен на официальном сайте стриминговых площадок. Правообладателю смежных прав на фонограмму лично разметить объект интеллектуальных прав нельзя. Данный запрет связан, прежде всего, с огромным количеством размещаемых объектов, для которых чисто физически предоставление правовой охраны невозможна, поскольку каждый трек, загружаемый на цифровую платформу, должен пройти проверку на «легальность» и «оригинальность». В то же время экосистема «ВКонтакте» предоставляет своим пользователям возможность размещения фонограммы в социальной сети, при этом ответственность за неправомерное размещение аудиозаписей несет непосредственно публикатор.

Способами использования фонограммы в мультимедийном контенте онлайн-сервисов является заключение музыкальными агрегаторами или дистрибьюторами договоров с изготовителем или исполнителем фонограммы, которые разрешают такое использование.

При этом понятия «музыкальный дистрибьютор» и «музыкальный агрегатор» в Российской Федерации законодательно не закреплены, из-за чего существуют споры при попытках их толкования. В настоящее время огромную популярность приобрели стриминговые платформы и именно музыкальные агрегаторы и музыкальные дистрибьюторы являются непосредственными связующими звеньями между правообладателями фонограмм и стриминговыми сервисами, на которых они распространены. В связи с этим считаем необходимым ввести данные термины в гражданский оборот и закрепить законодательно, чтобы разграничить данные понятия, определить критерии относимости тех или иных субъектов к дистрибьюторам или агрегаторам, а также наделить их правами и обязанностями в соответствии с выполняемыми ими действиями.

Список литературы

  1. Яндекс Справка. URL: https://yandex.ru/support/music/performers-and-copyright-holders/terms.html (дата обращения: 21.03.2024)
  2. TuneCore: Продавайте свою музыку по всему миру. URL: https://www.tunecore.com/ru/?locale=ru-us (дата обращения: 18.03.2024)
  3. URL: https://musicalligator.ru/faq (дата обращения: 18.03.2024)
  4. Лейбл, дистрибьютор, агрегатор. В чем разница? URL: https://vc.ru/u/1261955-b1-digital-agency/748183-leybl-distribyutor-agregator-v-chem-raznica (дата обращения: 26.03.2024)
  5. Как разместить свой трек в VK Музыке: список дистрибьюторов. URL: https://vk.com/@vkmusic-kak-razmestit-muzyku-vkontakte-spisok-distributorov (дата обращения: 26.03.2024)
  6. Определение Первого Апелляционного суда общей юрисдикции от 23.09.2022 г. по делу № 66-2345\2022 // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Управление авторскими и смежными правами. URL: https://support.google.com/youtube/topic/2676339?hl=ru&ref_topic=6151248,3230811,3256124,&sjid=5676114873091294159-EU (дата обращения: 11.03.2024)
  8. Как использовать композиции и звуковые эффекты из фонотеки YouTube. URL: https://support.google.com/youtube/answer/3376882?hl=ru (дата обращения: 11.03.2024)
  9. Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28.02.2024 по делу № 66-629/2024 // СПС «КонсультантПлюс».