УДК 347.44

Гражданско-правовое регулирование на поставку товаров для государственных нужд

Сухарева Яна Дмитриевна - аспирант Московского Финансово-Юридического Университета

Аннотация: В настоящей статье автор прослеживает процесс развития отечественного законодательства в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд, анализирует отдельные нормативные акты; рассматривает проблемы отношений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. Дан анализ судебной практики по делам, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Обращается внимание на отсутствие единообразия судебной практики, предлагаются способы устранения правовых коллизий при применении законодательства о закупках. Рассмотрены пути реформирования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Ключевые слова: поставка, договор поставки, государственные и муниципальные нужды, поставка товаров для государственных нужд, обязательство.

Институт государственных закупок играет ключевую роль в поддержании социального, экономического и политического благополучия государственных структур, обеспечивая их всем необходимым, от продуктов до услуг и работ. В этом контексте, контракты на поставку ресурсов должны быть надлежащим образом урегулированы в рамках гражданского права. Чтобы удовлетворить потребности в товарах, не зависимо от их собственности, был разработан специализированный правовой режим, который отделяет эти вопросы в особую категорию обязательств, известную как государственные (или муниципальные) потребности.

В современных условиях экономических отношений, контракты на поставку товаров играют ключевую роль в управлении и ведении бизнеса для удовлетворения потребностей государства и местных властей. Рамки российского законодательства, а именно статья 526 Гражданского кодекса РФ, определяют такие контракты как юридически оформленные соглашения, где одна сторона (поставщик) обязуется предоставить товары, необходимые государственным или муниципальным органам, или третьим лицам по их указанию, а вторая сторона (государственный или муниципальный заказчик) гарантирует выполнение финансовых обязательств за эти товары [3].

В контексте поставки товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных органов, законодательное регулирование этих взаимоотношений в первую очередь опирается на положения параграфа 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако, в случаях, когда указанный параграф не покрывает всех аспектов, дополнительно используются такие нормативные акты, как Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года, касающийся контрактной системы закупок для государственных и муниципальных нужд. Сам по себе договор поставки товаров аналогичен договору купли-продажи, в рамках которого поставщик, являющийся предпринимателем, берет на себя обязательства по передаче товаров в установленные сроки, которые предназначены для использования в бизнес-деятельности клиента или для других нужд, не относящихся к личному, семейному или домашнему потреблению.

Этот договор имеет ряд специфических черт, которые выделяют его среди других типов договоров купли-продажи. Во-первых, его заключают либо государственные органы, либо муниципальные сущности, а также организации, действующие от их имени. Во-вторых, выбор поставщика часто происходит через механизм открытых аукционов. В-третьих, процесс и временные рамки для подписания договора строго определены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Кроме того, финансирование покупок осуществляется за счет бюджетных средств России и ее регионов. Нарушения условий договора могут привести к неустойкам, установленным законодательством. А для разрешения споров, возникающих по договорам, компетентны арбитражные суды Российской Федерации, причем это касается случаев, когда стороны обязаны подписать договор [1].

Договорные отношения, касающиеся снабжения государственных и местных органов необходимыми товарами, образуют независимые юридические структуры. Однако эти отношения часто обладают чертами, аналогичными стандартным соглашениям о поставках товаров, что дает основание применять к ним соответствующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. Ключевой особенностью таких соглашений является их консенсуальный характер, подразумевающий наличие взаимного согласия сторон по всем критически важным аспектам договора.

Этот контракт предусматривает компенсацию. От других соглашений о поставке он отличается конкретными целями купли-продажи, включением в процесс поставок представителей государственных или местных органов власти, а также использованием бюджетных и внебюджетных ресурсов для оплаты товаров. Поставки, предназначенные для государственных или муниципальных нужд, по своей сути аналогичны стандартным договорам поставки, где товары обычно обладают общими характеристиками, хотя некоторые эксперты утверждают, что договор может касаться и товаров с уникальными особенностями [4].

Зачастую дата выполнения обязательств, вытекающих из контракта на поставку, не обязательно синхронизируется с моментом его подписания. Такой договор может включать в себя различные фазы реализации, предусматривающие его исполнение сразу после заключения, в определённый период времени или же по требованию клиента. В контексте поставок, предназначенных для удовлетворения потребностей на уровне государства или муниципалитетов, основная задача заключается в поддержке функционирования государственных структур, местных властей, обеспечении национальной безопасности, а также защите здоровья и жизни населения.

Закупки, предназначенные для удовлетворения потребностей на уровне государства или муниципалитетов, предполагают уникальный состав участников в процессе поставок. При этом именно предприниматели выступают в роли поставщиков, тогда как роль заказчиков принадлежит различным уровням органов власти, начиная от федерального и заканчивая местным самоуправлением. Соглашения о поставках для государственных или коммунальных нужд оформляются в строгом соответствии с заблаговременно утвержденным планом закупок, который соответствует регулированию российского законодательства в области контрактной системы. Оплата по этим договорам производится в рамках установленных бюджетных лимитов, хотя существуют исключения, прописанные в третьем пункте семидесятой второй статьи Бюджетного кодекса РФ [5].

В области гражданского законодательства инструкции относительно формирования государственных и муниципальных соглашений весьма ограничены, охватывая лишь базовые требования к их структуре и необходимые пункты. Детальное регулирование таких договоров отсутствует, что приводит к проблемам согласованности и ясности в их оформлении и исполнении. Для разрешения вопросов, возникающих в процессе применения этих контрактов, можно применять административное право, но только после того, как возникнут конкретные правовые ситуации. Скрытность важнейших аспектов системы государственных закупок с юридической точки зрения мешает созданию последовательного и понятного правового механизма для заключения и дальнейшего применения этих договоренностей.

Для решения возникших затруднений было бы целесообразно установить четкие границы между понятиями, такими как «государственный заказ», «государственное соглашение» и «государственные закупки». Тем не менее, даже при попытке их классификации возникают сложности из-за разнообразия мнений экспертов относительно их взаимосвязей и различий. В законодательстве, регулирующем закупки, приведено официальное описание государственного контракта как соглашения, которое заключается представителем власти от имени РФ, ее регионов или муниципалитетов, с целью удовлетворения потребностей государства или местного самоуправления.

Подход к пониманию государственного заказа выявляет его экономическую природу скорее, чем юридическую. Данный заказ охватывает перечень товаров, работ и услуг, которые требуются госструктурам или органам местного самоуправления, и предполагает использование средств, как бюджетных, так и внебюджетных, для их приобретения. В контексте России, когда мы говорим о государственных закупках, мы имеем в виду не только закупки, необходимые для бесперебойной работы органов власти, но и такие, которые в будущем могут быть перепроданы. Эти закупки служат механизмом, через который осуществляется госзаказ, но при этом не всегда влекут за собой создание правоотношений с формальными обязательствами.

В процессе обеспечения нужд правительственных и местных властей, конечным этапом является закупочная деятельность, которая включает в себя выбор и покупку товаров, выполнение работ и предоставление услуг, строго для потребностей этих органов. Закупочная система, используемая государственными и муниципальными структурами, охватывает ряд процедур: от формирования и документирования требований к заказам до их размещения, подписания контрактов и их последующего исполнения, включая контроль исполнения контрактов со стороны надзорных органов [2].

Опираясь на анализированные данные, приходим к пониманию, что обсуждаемое соглашение критично для удовлетворения потребностей на уровне государства и его муниципалитетов в Российской Федерации. Этот контракт представляет собой уникальную сущность в рамках договорных отношений, так как не следует рассматривать его просто как разновидность стандартного контракта на поставку. Он выделяется особыми целями, которые отличаются от общепринятых условий поставки, имеет свою уникальную категорию участников и регулируется через особенные законодательные акты, которые также накладывают специфические процедуры для закупки товаров.

Список литературы

  1. Артюхин, А.С. Некоторые аспекты правового регулирования договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд / А.С. Артюхин // Эпомен. - 2019. - № 26. - С. 17-21.
  2. Батеева, Е.В. Актуальные вопросы правового регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации / Е.В. Батеева, И.В. Заикина, А. Л. Питерская // Аграрное и земельное право. - 2019. - № 2 (170). - С. 66-69.
  3. Демин, А.В. Публично-правовой аспект государственного контракта / А.В. Демин // Право. -2015. - № 3. - С. 23-27.
  4. Имекшуева, С.А. Поставка товаров. Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд / С.А. Имекшуева // В сборнике: Научный форум: Инновационная наука. Сборник статей по материалам XXVII международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 84-87.
  5. Овсянников, С.М. Договора поставки для государственных и муниципальных нужд / С.М. Овсянников // Юридический факт. - 2019. - № 47. - С. 13-14.