УДК 343.9

Практические проблемы уличной социальной работы в сегменте противодействия молодёжной девиантности и пути их решения

(на примере Санкт-Петербурга)

Новиков Валерий Николаевич – кандидат педагогических наук, специалист по социальной работе с молодёжью Городского центра социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ».

Иванов Роман Михайлович – аспирант Санкт-Петербургского государственного университета Аэрокосмического приборостроения.

Аннотация: Данная работа посвящена практическим и организационным проблемам деятельности отдела мониторинга уличного пространства «Социальный патруль», входящего в структуру Центра социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» в контексте предупреждения молодёжной девиантности на территории Санкт - Петербурга. В основе своей в тексте рассматривается проблема детской преступности в Санкт-Петербурге. В сттатье представлены, в частности, такие проблемы в деятельности специалистов «Социального патруля» как плохая координация и слабое понимание этой деятельности со стороны районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, система которых уже не первый год показывают свою низкую эффективность. Результаты работы могут послужить основой для последующих исследований региональных аспектов уличной преступности несовершеннолетних и её профилактики.

Ключевые слова: преступность, правонарушения, несовершеннолетние, уличная социальная работа, проблема, деятельность, предупреждение.

Введение

Санкт - Петербург – город федерального значения России и второй по численности в стране. Будучи одним из главных культурно – развлекательных, финансовых и привлекательных для жизни центров страны Петербург притягивает в свою орбиту большое количество населения. Среди этого населения довольно большой процент составляют лица, не достигшие 18 лет, что обусловлено высокими темпами развития социальной инфраструктуры. К большому сожалению, высокая плотность населения и интеграция людей из других субъектов приводит к росту числа противоправных деяний. Особую озабоченность, как и ранее, вызывает детская преступность.

Каждый год информационно – аналитический центр Санкт – Петербурга ежеквартально подготавливает отчёт о количественно – качественных характеристиках преступности несовершеннолетних в городе. По итогам января ‒ июня 2023 года в сравнении с январем – июнем 2022 года в Санкт-Петербурге в ситуации с преступностью несовершеннолетних отмечены следующие негативные изменения:

  1. увеличилось на 6 % общее число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними;
  2. увеличилось на 31,6 % число групповых преступлений, совершенных несовершеннолетними;
  3. увеличилось число мошенничеств (с 3 до 34 ед.), разбоев (+140 %, +7 ед.), грабежей (+30,8 %, +4 ед.) и краж (+18,6 %, +13 ед.), совершенных несовершеннолетними. [8]

К вышеобозначенным тенденциям можно с уверенностью добавить и рост числа случаев причинения вреда здоровью гражданам на основе хулиганских, идеологических, политических и других асоциальных мотивов. В конце 2023 – начале 2024 гг. увеличилось общее количество нападений на петербуржцев со стороны этнических групп населения, преимущественно кавказской и азиатской национальностей. В большинстве своём такие нападения совершаются молодыми людьми в возрасте 15 – 20 лет, в составе группы, преимущественно в вечернее время. Некоторые из таких случаев сами участники снимали на видео, которое впоследствии распространяли в сети Интернет. Чаще всего органы правопорядка возбуждают уголовные дела по статье 213 УК РФ – «Хулиганство».

Также вызывает опасение и увеличение количества преступлений корыстной направленности среди несовершеннолетних. Всё, как правило, начинается с административных правонарушений. Из бесед со многими подростками становится понятно, что едва ли не каждый из них регулярно совершает мелкие хищения товаров в различных магазинах. По большей части они практикуют тайное хищение еды, спиртных напитков, а иногда одежды и косметических принадлежностей, часто с целью перепродажи и дальнейшего получения прибыли. Далеко не всегда несовершеннолетние бывают задержаны на месте происшествия, доставлены в отдел полиции, вызваны на заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а впоследствии поставлены на учет инспектором по делам несовершеннолетних, что порождает у них чувство безнаказанности за свои поступки.

Как это не печально, но заметное место при работе с несовершеннолетними занимают преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Несмотря на общее снижение подростковой преступности в последние годы, мы ежегодно отмечаем, что каждое пятое преступление, совершаемое подростками — из этой сферы. Как правило, опять же все начинается с административного правонарушения за появление в состоянии наркотического опьянения либо хранение наркотических средств для себя, для собственного употребления. Как пишет В. О. Лучин, средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15 – 17 лет, но участились случаи первичного употребления психоактивных веществ уже в 11 – 13 лет [6, с. 191]. Многие подростки пытаются также заработать себе на этом карманные деньги, работая «закладчиками».

Активно потворствуют детскому алкоголизму и наркомании различного рода увеселительные учреждения на территории города, преимущественно в историческом центре. Согласно расписанию, которое активно публикуется в молодежных группах в социальных сетях, в них съезжаются несколько раз в месяц несовершеннолетние со всех концов города и Ленинградской области для посещения так называемых «Вечеринок для подростков 14+», которые проводятся, как правило, в выходные и праздничные дни в вечернее время. Адрес проведения таких мероприятий постоянно меняется, при этом администрация каждого конкретно взятого ночного клуба является арендодателем, а организатор мероприятия – арендатором предоставляемой площади. Формат «Вечеринок» предполагает наличие платного входа на территорию увеселительного заведения, а в нем – бара, в котором происходит реализация в том числе и алкогольной продукции. Ввиду высокой стоимости алкоголя в баре клубов, зачастую имеет место распитие несовершеннолетними алкогольной продукции, принесенной с собой, а также имеется информация о фактах реализации на территории проводимых мероприятий запрещенных категорий психотропных и наркотических веществ.

Практика показывает, что несмотря на работу правоохранительных органов, организаторы таких досуговых мероприятий работают по-прежнему и захватывают все новые площадки на территории Санкт-Петербурга. Налагаемые штрафные санкции во всех подобных случаях чаще всего касаются нанимаемого обслуживающего персонала, а иногда – арендодателя, но никак не арендатора клуба. Только постоянная работа по выявлению адресов таких «Вечеринок» и введение повышенной ответственности, вплоть до уголовной, могут возыметь эффект. Например, можно предложить ввести «коллективную ответственность» всех, кто причастен к проведению подобных мероприятий: арендодатель помещений, непосредственные организаторы акций, собственник специального оборудования, обслуживающий персонал, организаторы концертов и прочие. К сожалению, только репрессивные меры могут заставить задуматься всех любителей продажи алкоголя и наркотических веществ несовершеннолетним.

Выявление информации о «вечеринках 14 +» – одна из задач, которая стоит перед отделом мониторинга уличного пространства «Социальный патруль» (далее в тексте – ОМУП «СП»). Отдел мониторинга уличного пространства является структурным подразделением СПб ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ», –крупнейшего на территории города, да и, пожалуй России, учреждения по делам молодёжи, проводящего комплексную профилактику асоциального поведения юного поколения.

Отдел уличной профилактической работы занимает крайне важное место в структуре, проводимой СПб ГБУ ГЦСП «КОНТАКТ» первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реализуя ряд направлений своей работы.

В их числе можно выделить: 1) выявление безнадзорных несовершеннолетних и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и оказание помощи в экстренных случаях по принципу «здесь и сейчас»; 2) выявление несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению и профилактическая работа с ними на месте выявления; 3) выявление и предотвращение фактов незаконной реализации алкоголя и табачной продукции, а также наркотических веществ несовершеннолетним а также выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в противоправные действия); 4) выявление локаций «зон риска», которые могут иметь негативный эффект для жизнедеятельности ребёнка (опасные для жизни и здоровья объекты, в том числе заброшенные строения, чердаки и подвалы); 5) информационный обмен с другими субъектами профилактики [9].

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили конкретная предметная база наблюдения в рамках работы специалистов по социальной работе с молодёжью на территории города Санкт – Петербурга отдела мониторинга уличного пространства «Социальный патруль», входящего в структуру СПб ГБУ «Контакт» на протяжении более 10 лет.

Также в основу изложенного материала легли исследовательские работы, посвящённые вопросу межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; методические пособия по уличной социальной работе и взаимодействию между учреждениями предупреждения ювенальной преступности.

В данном исследовании применен, в первую очередь, диалектический метод познания, поскольку в рассматриваемых отношениях производится поиск причинно – следственной связи, взаимосвязь между идеальным и существующим, определяются закономерности развития явлений и их интерпретация через призму мнений специалистов.

Сам диалектический метод, как известно, включает в себя ряд операций, которые связаны с умственной деятельностью. В данной работе используются такие операции как: анализ (есть необходимость в разложении известной информации на составные части и отдельное изучение каждой из них), дедукция (рассуждение от общего положения к частным выводам), индукция (обратный дедукции процесс), аналогия (форма познания с переносом известных свойств уже изученного явления на малоизученное).

Результаты и обсуждения

Отдельно хочется поднять вопрос о межведомственном взаимодействии ОМУП «СП» с иными субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, так как это одна из насущных проблем в его работе. Как известно, центральным звеном в координации работы субъектов профилактики являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДНиЗП), которые призваны координировать ход работы всех учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на вверенной территории. КДНиЗП является коллегиальным органом управления как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне отдельно взятого муниципального образования, который, с одной стороны, выполняет функцию координации деятельности органов и учреждений системы профилактики, а с другой стороны, наделен государственными полномочиями в сфере административной юрисдикции. В Санкт-Петербурге такие комиссии осуществляют свою деятельность в каждом из 18 районов.

Как ни прискорбно это констатировать, но система осуществления деятельности нынешних КДНиЗП фактически устарела. Действующее Постановление Правительства от 06.11.2013 N 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» не удовлетворяет запросу времени. И на это есть несколько аргументов.

Во – первых, данный нормативный акт носит лишь рекомендательный характер, отдавая всю прерогативу формирования КДНиЗП субъектам федерации и муниципальным образованиям (то есть создавая двухуровневую систему). Почему нельзя было законодательно установить обязательный перечень требований к организации КДНиЗП на общефедеральном уровне? Даже количество членов комиссий в муниципальных образованиях законодательно не определено. Подобное решение сократило бы законодательные и организационные пробелы в деятельности КДНиЗП и позволило бы ей использовать свой потенциал в полной мере. Основная задача КДНиЗП уровня субъекта федерации с нашей точки зрения – это прежде всего управление и методическое руководство организацией административной деятельности комиссий муниципальных образований. Об этом неоднократно упоминал и известный криминолог, кандидат юридических наук А. А. Беженцев [10].

Заседания КДНиЗП проходят, как правило, два раза в месяц, что не позволяет оперативно решать многие задачи. Комиссии по большей части рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных как самими несовершеннолетними, так и их родителями (законными представителями) и назначают ответственных субъектов профилактики для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Однако зачастую работа ведется лишь формально, так что координация и взаимодействие всех учреждений, входящих в перечень субъектов профилактики детской преступности, не осуществляется. Всё это ставит под сомнение эффективность их деятельности. С данным тезисом соглашается и А. А. Беженцев, который пишет, что вследствие подобных проблем КДНиЗП фактически превратились в карательные органы, где, зачастую их члены не пытаются разобраться в конкретной ситуации [4, с. 13-14]. 

Во – вторых, нет четкого понимания того, каким образом комиссия проводит работу по устранению причин и условий, способствующих преступному поведению детей и подростков. Законом установлены права комиссии, которые позволяют эти задачи выполнить. В частности, в случае, если специалист ОМУП СПб ГБУ ГЦСП «КОНТАКТ» выявляет несовершеннолетнего, склонного к совершению правонарушений, направляется информационное письмо на имя председателя КДНиЗП с просьбой рассмотреть его на заседании комиссии. Однако, не понятен механизм работы «на практике», когда ни у родителей ребенка, ни у самого ребенка нет желания участвовать в социальной работе с субъектами профилактики.

В – третьих, за неявку на заседание КДНиЗП не предусмотрено никакой ответственности, что создаёт удобную возможность для детей и их родителей не являться по вызову. Таким образом, рассмотрение дела об административном правонарушении будет каждый раз переноситься на следующее заседание комиссии, пока не истечет срок давности. Хотя законодатель дал возможность КДНиЗП принимать решение по делу в отсутствие несовершеннолетнего, далеко не все КДНиЗП в этом случае выносят постановления об административном наказании.

Кстати, о штрафах: например, по статье 5.35 КоАП РФ за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних грозит ответственность в виде штрафа в размере от 100 до 500 рублей [1, ч. 1 ст. 5.35]. Такая мизерная санкция не способна вразумить никого, это очевидно. Степень общественной опасности за действия по нарушению прав ребёнка носят несоизмеримо больший характер, нежели указанный размер санкции. В этой связи необходимы изменения в части наказания законных представителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Помимо этого, целесообразно рассмотреть вопрос о принудительном приводе родителей и их несовершеннолетних детей на заседания КДНиЗП.

Ввиду того, что с назначением на официальные должности в КДНиЗП второго уровня постоянно работают не более двух человек – ответственный секретарь и его помощник, остальные члены комиссии в соответствии с нормативными документами работают «по согласованию», то есть на безвозмездной основе. Для превенции правонарушений несовершеннолетних членам КДНиЗП необходимо доплачивать за посещение заседаний и активное участие в ее работе.

Среди основных проблем, которые существуют в ОМУП «СП» СПб ГБУ ГЦСП «КОНТАКТ», одной из главных является проблема дефицита кадров. Простыми рекрутинговыми методами решить эту трудную ситуацию не удаётся, так как для осуществления деятельности специалисту по социальной работе с молодёжью необходимо соответствовать целому ряду квалификационных и личностных качеств, к примеру: наличие высшего образования по направлению «социальная работа», «психология», «педагогика» или «юриспруденция»; желателен опыт работы с несовершеннолетними; стрессоустойчивость; высокие коммуникативные навыки и многие другие. Для привлечения новых специалистов ряды уличных социальных работников необходима, как минимум, эффективная практика стимулирования труда работников и формирование мотивации к результативному труду.

Одним из возможных направлений оптимизации труда отдела уличной профилактической работы станет внедрение в работу специалиста новых информационных технологий. В частности, «Ситуационная карта», разработанная при участии ОМУП «СП» СПб ГБУ ГЦСП «КОНТАКТ», является интегратором информации об актуальном состоянии молодежной среды города на цифровом плане городского ландшафта. Она позволяет формировать прогноз развития молодежной среды, отслеживать динамику ее изменений и замерять эффективность предпринятых действий. «Ситуационная карта» структурирована в виде тематических слоев с объектами и явлениями, имеющими географическую привязку. Имеются возможности масштабирования карты, поиска по адресу и по типам объектов, вывода атрибутивных сведений об объекте, оперативного редактирования любой из категорий информационного наполнения карты. Важность создания оптимальных и удобных баз данных для работы с населением, в нашем случае – с молодежью, отметила в своё время С. Е. Гасумова, предложившая использовать специализированные программные продукты, мобильные приложения и базы данных для эффективного взаимодействия социальных служб [5, с. 82].

Кроме этого, в настоящее время остаётся дискуссионным вопрос о возможности изменения административного законодательства в части появления возможности различным службам осуществлять административное задержание правонарушителей. В настоящее время такое право имеет только ограниченный круг лиц, в первую очередь – полиция и военизированные структуры, перечисленные в статье 27.3 КоАП РФ. Ввиду специфики деятельности «Социального патруля» в местах совершения административных правонарушений неполовозрелых лиц, например, в торговых центрах, в дворовых территориях, такие полномочия могли бы существенно разгрузить систему правопорядка и дать дополнительные гарантии соблюдения прав граждан при осуществлении деятельности специалистами.

Отметим, что в уголовном законодательстве России у простых граждан, ставших очевидцами совершаемого преступления, имеется возможность задерживать преступников и доставлять их в органы правопорядка для дальнейшего разбирательства [3, п. 19]. Было бы неплохо дать такую возможность и представителям социальных служб в момент совершения несовершеннолетними административных правонарушений. Безусловно, это потребует некоторого изменения действующей нормативно – правовой базы, так как появится необходимость в регламентации всех действий при осуществлении задержания. Исходя из опыта работы специалистов «Социального патруля» очевидным примером задержания нарушителя общественного порядка могло бы стать доставление в местное отделение полиции несовершеннолетнего, употребляющего спиртные напитки в торговом центре и мешающего отдыхать другим гражданам.

Стоит включить также норму о так называемом «благоразумном задержании», которая соответствует уголовной норме о том, что при подозрениях в совершении правонарушения лицо освобождается от ответственности, если впоследствии станет известно об отсутствии преступления, но при внешних признаках такое заблуждение было оправдано ввиду объективных причин: наличия внешних признаков совершенного или совершаемого преступления [3, п. 24].

Ещё одним предложением по усовершенствованию работы уличных социальных работников могло бы стать предоставление им возможности самостоятельно доставлять беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в социозащитные учреждения и ходатайствовать о таком помещении. В настоящее время выносить ходатайство о помещении во многие лечебные и социальные учреждения может только ограниченный круг уполномоченных лиц: инспектор по делам несовершеннолетних, законные представители ребёнка, органы опеки и попечительства.

Хотелось бы подчеркнуть и важность работы таких учреждений в ночное время суток, когда на улицах города появляется большое количество безнадзорных несовершеннолетних, порой находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Подробнее об этом было написано в работе Новикова В. Н., Иванова Р. М. «Проблемы межведомственного взаимодействия сотрудников уличной социальной работы с молодёжью и других субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в контексте предупреждения ювенальной преступности в Санкт-Петербурге» [7].

Выводы

Таким образом, преступность среди несовершеннолетних в Санкт-Петербурге имеет свои негативные тенденции: рост числа групповых проявлений делинквентности, увеличение числа преступлений против чужой собственности, повышение преступной активности на почве хулиганских, идеологических, политических и других побуждений. Для работы с «трудными подростками» осуществляют свою деятельности такие подразделения как ОМУП «Социальный патруль» при СПб ГБУ ГЦСП «КОНТАКТ», который проводит первичную профилактику асоциального поведения, детской безнадзорности и правонарушений в уличном молодежном пространстве. Однако, в работе специалистов уличной социальной службы есть ряд неразрешённых трудностей, с которыми они сталкиваются каждый день. Для успешного решения сложившейся проблематики следует поэтапно изменять действующее законодательство, расширяя полномочия сотрудников отдела, а также менять организационную составляющую всей структуры субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Введение в работу новых технологических решений также позволит упростить повседневную рутину, создав возможность для эффективной реализации государственного задания.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // Консультант Плюс. 2024.
  2. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 (ред. от 10.02.2020) «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Консультант Плюс. 2024.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2012 N 19 (ред. от 31.05.2022) «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» // Консультант Плюс. 2024.
  4. Беженцев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. 3 – е изд., перераб. и доп. М.: Литрес. 2020. 295 с.
  5. Гасумова С. Е. Информационные технологии в социальной сфере. М.: Литрес. 2020. 270 с.
  6. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: Юнити - Дана. 2022. 687 с.
  7. Новиков В. Н., Иванов Р. М. Проблемы межведомственного взаимодействия сотрудников уличной социальной работы с молодёжью и других субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в контексте предупреждения ювенальной преступности в Санкт - Петербурге // Современный ученый. 2024. № 2. С. 344 – 352.
  8. Преступность несовершеннолетних и факторы, влияющие на криминальную ситуацию в молодежной среде. Аналитическая справка по итогам 2-го квартала 2023 года [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2023/10/09/Преступность_несовершеннолетних_по_итогам_2_квартала_2023_года.pdf Дата обращения: 29.03.2024
  9. Уличная социальная работа с несовершеннолетними и молодежью / Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ». СПб: Издательство ООО «Экслибрис Принт». 2021. 148 с.
  10. Беженцев А. А. Роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в профилактике правонарушений несовершеннолетних, перспективы модернизации административной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. №1 (73).