УДК 340.1

Создание антикоррупционный службы России

Фролова Ольга Валерьевна – кандидат юридических наук, доцент кафедры   Военно-политической работы Военной академии связи им. С.М. Буденного 

Фролов Владислав Владимирович – кандидат  юридических наук, доцент, полковник юстиции, заведующий кафедрой Государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургской академии Следственного комитета РФ

Аннотация:  В  статье предлагается создание Антикоррупционной службы России. Её создание обосновано следующими обстоятельствами: необходимостью сосредоточиться именно на противодействии коррупции как общественному явлению, выделению приоритетной цели по  противодействию коррупционным преступлениям. В рамках Антикоррупционной службы как особого органа с широкими возможностями и полномочиями предлагается создать следующие управления: юридическое управление: с правом законотворческой инициативы; аналитическое управление с отделом специальных социологических исследований; следственное управление (с представительствами в крупных городах России); оперативное управление; информационно-воспитательное управление. Такой подход представляется полезным для того, чтобы не просто бороться с выявленными последствиями, а подходить к коррупции именно как целостному общественному явлению, имеющему социальные, политические, экономические, правовые причины и корни.

Ключевые слова: антикоррупционная служба России, коррупция, должностное лицо, нетерпимость, нигилизм, менталитет, социологические исследования, экономика.  

Наука начинается с построения логичных вопросов:

Что такое коррупция?

Какие факторы способствуют коррупции?

Как связана коррупция и бюрократизм, коррупция и уровень жизни людей (государственных служащих, должностных лиц…)?

Почему люди дают взятки, какие психологические аспекты имеет данный социальный феномен?

Например, предлагается следующая дефиниция коррупции: «в Китайской Народной Республике – это социально-правовое негативное исторически изменчивое явление, представляющее собой совокупность преступлений коррупционной направленности и систему детерминирующих их причин и условий, позволяющих систематически использовать свои служебное положение и полномочия вопреки интересам службы, подрывающих авторитет органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления» [1, с. 12].

Необходимо понимать, что у коррупции есть разные грани: правовые, социальные, экономические, политические: «С юридической и политической точки зрения коррупция представляет незаконное злоупотребление должностным положением, это действие, основанием для которого выступает занятие властных позиций… Достаточно важной для рассмотрения коррупции является экономическая сторона, которая акцентирует незаконное сотрудничество на взаимовыгодных или на выгодных одной стороне условиях в контексте признания определенных рисков. Исходя из того, что коррупция основана на нелегальном использовании должностных полномочий для выполнения определенного вида услуг, коррупционные отношения можно поместить в плоскость взаимодействия «исполнитель – заказчик»…» [2, с. 59].

Чтобы успешно бороться с коррупцией необходимо прежде всего отказаться от узкого позитивистского понимания права только как законодательства, формализованной системы юридических норм.

«В праве должна быть выражена компромиссная воля «правосознательного» населения на основе взаимодействия интересов разных слоев и групп, религий, наций и иных социальных общностей» [8, с. 65].

Коррупция есть явление широкое, общественное, социальное, затрагивающее систему абстрактных моральных ценностей личности и общества.

Причем правовая система должна быть выстроена исходя из «здоровых» морально-правовых социальных настроек регулирования и соответствовать сложившейся системе общественных отношений. 

Нужно постараться найти ответы на следующие злободневные вопросы:

В чем общественная опасность и вредность коррупции?

Может ли быть побочный положительный эффект от коррупции?

С каких позиций мы можем рассматривать данное общественно-правовое явление?

Какими методами и способами мы можем эффективно противодействовать коррупции?

«Необходимо обратить внимание на морально-психологический настрой общества, повышать уровень жизни населения, пропагандировать идею неприятия коррупции среди должностных лиц» [5, с. 139].

Нельзя недооценивать силу информации и пропаганды (в хорошем значении данного термина). Нужно разъяснять людям с помощью короткометражных социальных фильмов пагубность коррупции, которая создает возможность совершения безнаказанных хищений из государственного бюджета (а значит и общественных денег), создает предпосылки для продажи наркотиков и других преступлений. Коррупционеры должны навсегда (пожизненно) терять возможность находиться на государственной службе. Их имущество в обязательном порядке должно конфисковаться.

К такому явлению как коррупция должна быть нулевая общественная терпимость. Нужно более активно создавать интернет-порталы и эффективно реализовывать конкретные сигналы о коррупции. Возможно, стоит предусмотреть в законодательстве (не только в уголовном) комплекс разнообразных мер и санкций по противодействию коррупции. Следует поощрять материально возмещение понесенного государством вреда. Например, за возвращение имущественных активов коррупционера можно предусмотреть определенное материальное поощрение для информатора.

«Коррупция представляет особый социальный феномен, который необходимо осмыслить в русле социологических теорий… Признавая преступный характер коррупционных действий, мы подчеркиваем ментальные аспекты конструирования девиантности коррупции в условиях того или иного социума» [4, с. 91].

Благоприятной почвой для коррупции является правовой нигилизм, атмосфера отчуждения общества от власти, недоверие к публичным институтам управления. Люди хотят видеть конкретное эффективное наказание для конкретных лиц. И они должны увидеть такие примеры неуклонного и справедливого возмездия.

Но…

Но надо показать строгую юридическую (и прежде всего уголовную) ответственность не только того человека (должностного лица), который «берет», и того человека, который «дает» взятку!

«Низкий уровень социального доверия в современной России, наряду с низким уровнем социальной солидарности, доверия социальным институтам, ограниченным горизонтом будущего, высоким уровнем социальной дифференциации и другими особенностями российского общества, значительно способствует распространению коррупции в социуме» [7, с. 46].

Резкое социальное расслоение приводит к негативным последствиям, ослаблению общей социальной сплоченности перед лицом общего внешнего врага. Коррупция – это предательство России. Коррупция – это страшная угроза для суверенитета России, для  государственной и общественной безопасности нашей страны. Представьте, например, что с помощью взятки фирма поставляет армии некачественные средства связи или защиты либо поставляет их в неполном объеме.

Предлагаются следующие меры для противодействия коррупции:

  • «…обеспечение открытости и прозрачности в полном объёме административных и правовых процедур, принятия решений, их жесточайшее регламентирование;
  • усиление обязательств и ответственности за совершение коррупционных преступлений;
  • развитие международного правового сотрудничества в области противодействия коррупции;
  • устранение возникнувшей системы планирования и расстановки кадров государственной и муниципальной службы по принципу родства и землячества, приятельских отношений, личной преданности для создания команды «единомышленников»;
  • совершенствование системы социального контроля — контроля, осуществляемого над деятельностью институтов, предприятий, организаций и всего общества в целом…» [6, с. 114].

Упрощение бюрократических барьеров, снижение требований к количеству представляемых субъектами документов (снимать препятствия для регистрации и работы бизнеса), прямой документооборот между государственными органами по требованию заинтересованных граждан, использование возможностей портала госуслуг, постоянный мониторинг ситуации…, – вот факторы приводящие к снижению коррупционных рисков.

Нужно повышать качество российского законодательства, проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов. Например, предусмотреть в правовых нормах, что вместо предоставления реального жилья для военнослужащих напрямую (что зачастую вызывает вопросы и недовольство с их стороны: не в том месте, не того качества, не тот метраж…) просто перечислять им на их счета конкретные суммы с учетом их заслуг (срока выслуги, воинского звания, должности…).

«Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы властей и общества. Антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества» [3, с. 154.].

Необходимо провести сокращение количества чиновников (например с помощью сокращения надуманного количества субъектов Российской Федерации (исходя из позиций критериев разумности социально-экономического деления и повышения эффективности государственного управления) – объединить Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область (в последнем субъекте даже органы управления Ленинградской областью находятся в основном в Санкт-Петербурге и только некоторые в пригородной Гатчине), присоединить Еврейскую автономную область – где евреев менее  одного процента населения)…

Это должно иметь следующие позитивные последствия: повышение эффективности управления и повышение уровня материального содержания государственных служащих.

Отсюда большой некомплект полиции, низкая мотивация деятельности сотрудников низовых аппаратов (муниципальных и городских) способствуют распространению коррупции. С перегрузкой и моральным выгоранием сталкиваются следователи всех правоохранительных органов. 

Чтобы иметь моральное право спрашивать с «государственного» человека сначала надо создать ему условия, хотя бы чуть лучшие по сравнению со средней зарплатой работников по региону (зарплатой курьера в службе доставки).

К какому выводу приходят авторы?

Необходимо создать Антикоррупционную службы России.

Почему и какая модель представляется оптимальной?

В настоящее время задача борьбы с коррупционными преступлениями размывается у традиционных правоохранительных органов множеством других задач (для ФСБ РФ  приоритетной является задача противодействия терроризму и экстремизму, для СК РФ  основная задача  - качественное расследование преступлений, МВД РФ вообще решает все задача обеспечения правопорядка и борьбу со всеми видами преступности и правонарушений…).

Антикоррупционная служба России будет иметь  одну приоритетную цель -  противодействие коррупции, но с широкими возможностями и пониманием разных граней данного социального явления. Она не будет узко понимаемым традиционным правоохранительным органом.

В рамках данной службы следует создать структурные подразделения:

  1. Юридическое управление: с правом законотворческой инициативы по антикоррупционным нормативным правовым актам, возможностью проведения антикоррупционной экспертизы (как по запросам депутатов, так и в обязательном порядке), с возможностью предлагать поправки в законодательство, чтобы убирать лишние бюрократические барьеры, упрощать и уменьшать документооборот…;
  2. Аналитическое управление с отделом специальных социологических исследований: изучает криминогенную ситуацию в сфере коррупции как в целом по стране, так и в отдельных регионах (городах), делает заключения (открытого и закрытого характера), рекомендует Президенту РФ, директору Антикоррупционной  службы (начальникам управлений и отделов), главам правоохранительных органов - проведение определенных общих и специальных мероприятий);
  3. Следственное управление (с представительствами в крупных городах России) и специализацией по коррупционным преступлениям;
  4. Оперативное управление (невозможно успешно решать задачи борьбы с коррупцией без проведения оперативно-розыскных мероприятий – поэтому нужно наделить правом проведения ОРД – иначе служба будет «слепа»). Также целесообразно по делам о коррупционных преступлениях видных должностных лиц (губернатор, министр, заместитель министра…) – обязательное формирование следственно-оперативной группы (следователь-эксперт-криминалист-оперуполномоченный);
  5. Информационно-воспитательное управление – с задачей показать отрицательные последствия коррупции, её пагубность, внушить людям отвращение к данному явлению, воспитывать честность и порядочность, рассказывать о привлечении к уголовной ответственности за коррупционные преступления. Возможно проведение специального ежегодного конкурса журналистских расследований по коррупционным делам с учреждением денежного приза.

Список литературы

  1. Галиуллина С. Д., Лифанова М. В., Герасимова Д. И., Сафина Е.А. Китайская модель борьбы с коррупцией: истоки и особенности // Проблемы востоковедения. 2020. № 2. – С. 8-14.
  2. Карепова С. Г., Некрасов С. В., Пинчук А. Н. К интерпретации понятия "коррупция": социетальные и социально-психологические аспекты // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 2. – С. 52-64.
  3. Кузнецова О. А. Противодействие коррупции как цель правоохранительной политики: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1. – С. 147-157.
  4. Пинчук А. Н. Коррупция в свете социологических теорий // Горизонты гуманитарного знания. 2019. № 2. – С. 80-94.
  5. Саатова, Б. А. Противодействие коррупции в России // Молодой ученый. 2017. № 47 (181). – С. 139-141.  URL: https://moluch.ru/archive/181/46722/ (дата обращения: 22.03.2024).
  6. Созонова, В. С. Коррупция в современной России: пути противодействия // Молодой ученый.   № 17 (255). – С. 114-116. – URL: https://moluch.ru/archive/255/58404/ (дата обращения: 22.03.2024).
  7. Храмова Н. А. Фаворитизм как ключевая форма развития коррупционных отношений // Социология. 2020. № 6. – С.42-49.
  8. Шаповалова Я. В. Некоторые проблемы методологии построения концепции интегративного правопонимания и ее развитие в современной теории права // Теория и практика общественного развития. 2018. № 4. – С. 64-68.

Интересная статья? Поделись ей с другими: