УДК 432.95

Общественный контроль через призму повышения эффективности деятельности в системе публичной власти

Шилов Юрий Валерьевич – кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Пермского института ФСИН России.

Аннотация: Статья посвящена анализу существующих организационно-правовых возможностей реализации механизма общественного контроля за субъектами публичной власти. Анализируются отдельные аспекты совершенствования контроля. Автором актуализируется необходимость расширения субъектного состава контрольных органов. Обращается внимание на возможность расширения спектра полномочий в определенных сферах.

Ключевые слова: эффективность деятельности, орган публичной власти, контроль, общественный контроль.

Общеизвестно, что результативность, эффективность и качество любой деятельности, в том числе и государственного (муниципального) управления, складывается из большого числа взаимосвязанных факторов, которые в совокупности предопределяют достижение конечной цели соответствующих социальных процессов. Речь может идти о вопросах защиты прав и свобод граждан, поддержании надлежащего уровня правопорядка в общественных местах, стабильной работе предприятий, защите экологической обстановке и многих других, подчас совершенно разноплановых явлениях и процессах.

Вполне очевидно, что подавляющая роль в регулировании этих процессов по праву принадлежит государственно-властным структурам, чей функционал подразумевает фиксацию происходящих событий, оценку получаемых результатов и общий анализ эффективности деятельности.

Вместе с тем, такой односторонний подход, как правило, сопряжен с появлением специфических рисков, фактически предоставляющих органам власти «закрывать глаза» на отдельные пробелы, недостатки и противоречия. При такой организации функционирования различных систем управления остаются в тени и не подвергаются системному анализу многие аспекты механизма публичной власти, что сопряжено с появлением системных нарушений и злоупотреблений со стороны уполномоченных органов и должностных лиц.

В этой связи особую актуальность приобретает контроль за деятельностью органов публичной власти со стороны отдельных институтов гражданского общества и неравнодушных граждан.

Общественный (народный, социальный) контроль выступает предметом исследования в политологическом, конституционно-правовом, административном и ином смысле, где он выступает как неотъемлемый элемент эффективного общественно-государственного развития, являясь определенной вариацией негосударственного контроля. Отдельными авторами общественный контроль рассматривается с позиции признака легитимности органов публичной власти.

Становление современного института общественного контроля происходило на основе анализа ранее действовавшего законодательств советского периода нашего государства, когда ему также отводилась значительная роль. При этом идеологическая компонента такого рода деятельности фактически не изменилась – как и ранее, основа общественного контроля базируется на определенном уровне правосознания и гражданской ответственности наиболее активных членов общества.

Нормативно-правовое регулирование различных механизмов общественного контроля сегодня представлено в самых разнообразных сферах и областях, среди которых можно выделить: вопросы охраны атмосферного воздуха и животного мира; сферу закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вопросы целевого и эффективного использования бюджетных средств; соблюдение прав потребителей жилищных и коммунальных услуг; вопросы обращения с животными; сферу предоставления образовательных услуг и многое другое.

Особую значимость деятельность субъектов общественного контроля играет в наиболее закрытых от внимания общества сферах.

Так, одним из наиболее латентных средств выступает общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

Важной вехой стало принятие Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», который упорядочил вопросы реализации контрольно-проверочных мероприятий в органах и учреждениях пенитенциарной системы, детализировал полномочия субъектов контроля, его формы и методы. Вместе с тем, стремительное технико-технологическое развитие общества предопределяют необходимость пересмотра и уточнения отдельных положений, формулировок и терминов в рассматриваемой сфере.

Специалистами отмечается, что технико-юридические вопросы общественного контроля вообще и за деятельностью уголовно-исполнительной системы в частности требуют пристального внимания.

В настоящее время допустимо участие граждан в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов, а также в порядке формирования групп общественного контроля. При этом, нормативное закрепление системы субъектов общественного контроля не в полной мере отражает всю полноту и разнообразие субъектов, осуществляющих общественный контроль, и таким образом не соответствует сложившейся правовой действительности. Так, деятельность таких институтов гражданского общества, как некоммерческие организации, семья, церковь, политические партии, профсоюзы, религиозные конфессии, национальные диаспоры, сообщества социальных сетей, средства массовой информации; профессиональные и корпоративные сообщества, казачьи общества; общины коренных малочисленных народов, общественные палаты, нотариат, адвокатуру, можно в целом отнести к субъектам общественного контроля. Как представляется, следует более предметно закрепить правовые возможности их участия в контроле за деятельностью субъектов публичной власти.

В заключение отметим, что, несмотря на его безусловную необходимость существования надлежащего механизма общественного контроля за публичной властью, многие вопросы нуждаются в дополнительном правовом опосредовании, более качественной нормативной регламентации.

Следует очень точно и взвешенно определять и закреплять статус субъектов общественного контроля, избегая ситуации, когда его субъектами фактически выступают структуры, в той или иной степени «встроенные» в государственный механизм, связанные с властными публичными органами, да еще зачастую и формируемые ими.

Как представляется, следует все более активно включать в существующие процессы социально ориентированные общественные организации и отдельных граждан, предоставив им более широкий спектр полномочий в определенных сферах. Речь, прежде всего, идет о наиболее приближенных к основной массе людей бытовых вопросах: торговля, образование, оказание услуг, общественный транспорт, правопорядок, благоустройство территорий, парковка на внутридомовых территориях и прочее.

Список литературы

  1. Белешев Н.А. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти как признак ее легитимности // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 12 - 13.
  2. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 24. Ст. 2789.
  3. Свинин Е.В. Технико-юридические средства укрепления правопорядка в сфере общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2021. № 4. С. 17.

Интересная статья? Поделись ей с другими: