УДК 341.1/8

Правовой режим открытого моря

Плотников Владислав Вадимович – студент юридического факультета, Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Делегеоз Елена Геннадьевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Аннотация. В работе представлен обзор и анализ понятия «открытого моря» или международных вод в контексте Конвенции об Открытом Море 1958 года. Исследуя эволюцию и принципы правового режима, регулирующего международные воды, статья подчеркивает важную роль этих просторов в глобальном управлении. В статье рассматривается историческое развитие термина, обсуждая свободы, связанные с открытым морем, и ограничения, налагаемые международным правом. Статья также выделяет связь между Конвенцией 1958 года и Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, предоставляя всестороннее понимание правового каркаса и вызовов вокруг открытых морей.

Ключевые слова: открытое море, международные воды, Конвенция 1958 года об открытом море, правовой режим, ЮНКЛОС, суверенитет, территориальное море, исключительные экономические зоны, морское право.

Термин «нейтральные воды» или «открытое море» подразумевает собой морское пространство, находящееся за пределами границ какого-либо государства. Оно не принадлежат никому, поэтому на него не распространяются законы других стран. Эти территории находятся в равноправном и общем пользовании всех народов. Также нейтральными водами называют «международными водами», данное выражение не является официальным. В данном водном пространстве государства имеют право осуществлять различную деятельность, такую как полеты гражданских самолетов, научные исследования, прокладывать кабеля и др.

Свободу судоходства, свободу полётов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом; свободу рыболовства и морского промысла; свободу научных исследований. Но важно отметить, что данные свободы не являются абсолютными, то есть объектам в открытом море необходимо учитывать законные интересы других государств потому, что в данной зоне водного пространства не может быть приоритета одной свободы над другой.

Впервые данная терминология была закреплена документально 29 апреля 1958 году и ратифицированная 63 странами. Данное соглашение было подписано в г. Женева на Конвенции об Открытом море. Данное мероприятие стало ключевым в организации Конвенции Организации Объединенных Наций по Морскому Праву (ЮНКЛОС). Для международных вод действует особый правовой режим, он распространяется на 370,4 к от берегов ближайших государств.

Международные воды являются большой частью нашей планеты, открытое море составляет более 45% всей поверхности планеты. Находясь в нейтральных водах, суда перестают быть под юрисдикцией определенного государства, в данной зоне законы прилегающего государства перестают действовать для объектов в море.

Объекты в нейтральных водах, такие как суда или катера и др. могут подчиняться законам того государства, флаг которого расположен на данном объекте. Но в данной зоне также распространены различные группировки, совершающие тяжкие преступления, такие как пиратство.

Государства имеют права на преследования иностранных судов в нейтральных вода при нарушении законов прилежащих государств. Власти данного государства имеют права возбудить уголовное дело и начать преследования объектов при соблюдении ключевых оснований, таких как доказательства правонарушения, преследование должно начаться, когда иностранное судно или одна его шлюпка находятся во внутренних морских водах и преследование может продолжаться в открытом море только в том случае, если оно не прерывается.

Также важно обратить внимание на принципы универсальной юрисдикции. Данный принцип дает уникальное основание для осуществление национальной юрисдикции, позволяющим государствам или международным организациям требовать уголовной юрисдикции в отношении обвиняемого независимо от того, где предполагаемое преступление было совершено,

Военные суда, находящиеся в открытом море, обладают полной иммунитетом от юрисдикции любого государства, за исключением государства флага. Важно отметить, что иммунитет военного корабля не означает предоставление ему неограниченных привилегий. Например, в исключительной экономической зоне военным кораблям других государств запрещено осуществление боевых действий, таких как стрельбы и глубинные бомбометания, без предварительного разрешения со стороны властей берегового государства. [4]

На данный момент в мире существует несколько значительных споров о том, являются ли определенные воды «открытым морем». Данные споры включают Северный Ледовитый океан и Южный океан.

Также не являются частью государств такие территории, как части территорий Северного Ледовитого океана и Северный полюс.

Вопрос антарктической политики является ключевым также для Австралии, особенно в свете особых юридических статусов самого континента. Несмотря на отсутствие военных документов, посвященных этой теме, Австралия осознает, что, обладая номинальными претензиями на 42% территории Антарктиды, ей предстоит защищать свои интересы в условиях острой конкуренции. В октябре 2013 года Австралийский институт стратегической политики выпустил документ «Cold Calculations: Australia’s Antarctic Challenges» [5], где анализируется целесообразность ежегодного выделения средств на национальную антарктическую программу, составляющую не менее 112,8 млн долларов. Основные цели Канберры в антарктической зоне включают сохранение суверенитета, предотвращение конфронтации и милитаризации, охрану окружающей среды и осуществление экономической деятельности. Притязания Австралии на исключительную экономическую зону (ИЭЗ) в Антарктиде, в свою очередь, вызывают противоречия со стороны Японии.

В заключении, правовой режим открытого моря представляет собой ключевой элемент института международного права, определяющий права и обязанности государств в мировых водах. Определенный в 1958 году Конвенцией об Открытом Море, этот режим охватывает принципы свободы мореплавания, равного доступа к ресурсам и запрета установления национальной юрисдикции в открытых водах. Однако, несмотря на основные принципы, возникают определенные проблемы, которые затрагивают структуру и эффективность этого правового режима. Одной из ключевых проблем является нечеткость и неоднозначность терминов, таких как «международные воды» и «открытое море», что может привести к различным интерпретациям и разногласиям. Другой проблемой является вызов суверенитету государств в открытых водах, особенно в контексте развития технологий и роста интересов в области морских ресурсов.

Тем не менее, правовой режим открытого моря остается важным элементом международного права, обеспечивая стабильность, свободу мореплавания и доступ к мировым морским ресурсам. Он является фундаментом для согласованного развития мирового сообщества и эффективного управления глобальными морскими пространствами. В современном мире, где рост экономики, изменения климата и новые технологии создают новые вызовы, поддержание и развитие этого правового режима становится приоритетом для международного сообщества.

Список литературы

  1. Открытое море // Военная энциклопедия / П. С. Грачёв. — М.: Военное издательство, 2002. — Т. 6. — С. 187 Текст : непосредственный
  2. А.А. Ковалев. Современное международное морское право и практика его применения. — М. : «Научная книга», 2003. — 146 с. Текст : непосредственный
  3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву // Организация Объединенных Наций URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml (дата обращения: 19.11.2023)
  4. Конвенция об открытом море // United Nations Treaty Series URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hsea.pdf (дата обращения: 19.11.2023)
  5. Cold calculations: Australia's Antarctic challenges // JSTOR.org URL: https://www.jstor.org/stable/resrep04042 (дата обращения: 19.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: