УДК 34

О необходимости и возможности гуманитарной экспертизы законотворческого процесса

Прокопьева Ангелина Алексеевна – студентка Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема

Холтобина Юлия Витальевна – студентка Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема

Цыцарев Андрей Александрович – кандидат философских наук, доцент Приамурского государственного университета им.Шолом-Алейхема

Аннотация: В современном мире существует необходимость обеспечения того, чтобы законы соответствовали целям и ценностям общества, учитывали права и свободы человека, а также потенциальные гуманитарные риски, связанные с их реализацией. Исходя из этого, целью данной статьи является исследование условий и результатов законотворческого процесса, которые  вызывают необходимость гуманитарной экспертизы в сфере правотворчества. В статье проблематизируется необходимость экспликации потенциальных гуманитарных рисков, возникающих из-за неадекватности или устарелости законов и противоречий в нормативных актах, а также в работе акцентируется роль экспертных советов в выявлении гуманитарных рисков в законодательстве. Авторы рассматривают гуманитарную экспертизу как подход, позволяющий выявить и предупредить гуманитарные риски, возникающие в процессе правотворчества. В результате обосновывается необходимость и важность гуманитарной экспертизы в правотворческой деятельности, так как она позволяет учитывать широкий спектр факторов, влияющих на реализацию и воздействие правовых норм, а так же раскрывается интегральный антропологический характер, учитывающий различные аспекты бытования человека.

Ключевые слова: гуманитарная экспертиза, человек, общество, закон, инновации, гуманитарный риск, будущее.

Введение

Актуальность темы исследования. В современном, интенсивно меняющемся социокультурном контексте концепция гуманитарной экспертизы все больше актуализируется. Общим местом в работах исследователей этого вопроса сегодня становится констатация перманентных изменений происходящих в обществе, имеющих, прежде всего, научно-технический характер. В этих обстоятельствах прогнозирование возможных угроз для человека, связанных с происходящими изменениями, становится неотъемлемой частью всякой практики. Особую специфику заключающуюся в интегральном антропологическом характере, прогностическом и эвристическом потенциале имеет гуманитарная экспертиза.

Концепт и практика гуманитарной экспертизы понимаются ее авторами как междисциплинарный диалог, цель которого – уход от «узкотехнологической экспертизы» в пользу «дискурсивной рациональности» [10, с. 89]; как систематически организованная деятельность, направленная на прогнозирование вновь возникающих угроз для человека [1, с. 76]; как оценка «последствий, которые имеет или может иметь для человека происходящее в настоящее время либо потенциально возможное в обозримом будущем» [13, с. 101]. Общим для многих исследователей, является представление о гуманитарной экспертизе как о процедуре ориентированной на человека в своем аксиологическом базисе.

Востребованность такого рода оценки, как и всякой экспертизы, возникает, когда «будущее не воспроизводит прошлое» [15, с. 66]. Гуманитарная экспертиза рассматривается как философская практика по сохранению человеческого в человеке в процессе социокультурных трансформаций. Сферы, в которых происходят изменения, требующие такого исследования самые разные. Последствия технологических изменений, инновационных преобразований, социальных и политических нововведений, которые могут иметь амбивалентный характер для человека попадают в предметную область гуманитарной экспертизы.

Теоретическая база

Современные авторы рассматривают проблематику гуманитарной экспертизы в  социально-политической конъюнктуре Михайленок О.М., Щенина О.Г. [9], Грицких Н.В., Киселев Ю.А., Рыбак Н.С. [4], Строков А.А. [11], в образовании и педагогике Зайцева О.Ю., Гусевская О.В. [6], Калашникова Д.А. [7], Демакова И.Д., Попова И.Н. [5], в научном процессе и применении технологий Хен Ю.В. [14], Брызгалина Е.В., Гумарова А.Н., Шкомова Е.М [2], Коробкова С.Н. [8], Гаранина О.Д. [3].

В меньшей степени, на наш взгляд, если исходить из количества публикаций по этой теме, уделяется внимание возможностям гуманитарной экспертизы в правотворческой деятельности. Это важная сфера, которая во многом организует и корректирует общественный ландшафт и значение происходящих изменений в этой сфере нельзя переоценить. Интенсивность изменений в законодательстве не меньшая чем в сфере инноваций и в некоторых случаях проводятся попытки опережающих изменений, нацеленных на подготовку правовой базы для будущих трансформаций. В рамках нашей статьи мы не будем анализировать конкретные принципы и процедуры правотворческой деятельности, но хотели бы отметить важность проблемы гуманитарных рисков и их предупреждения в рамках правотворческой деятельности.

Задачи исследования

В связи с этим необходимо определить понятие гуманитарного риска в контексте современной инновационной деятельности. Также требуется показать необходимость предупреждения подобного рода рисков в правотворческом и правоприменительном процессах. Следует рассмотреть существующие способы работы с возможными угрозами в законотворчестве в рамках экспертных советов. Обосновать необходимость и возможность применения гуманитарной экспертизы в законотворческом процессе, как процедуры имеющей интегральный антропологический характер и способной эффективно эксплицировать и предупреждать гуманитарные риски.

Методы исследования

В работе использованы методы логического анализа при оценке состоятельности аргументов и исследовании основных понятий. Рассмотрение гуманитарной экспертизы как философской практики по выявлению и предупреждению гуманитарных рисков исходит из философско-антропологической установки о принципиальной незавершенности человека и необходимости сохранения возможностей для его самоактуализации. Проблематика возможных рисков и их оценка в законодательном процессе требует использования экзистенциального подхода, который фиксирует необходимость сохранения свободы человека в процессе социокультурных изменений как одного из главных экзистенциалов.

Практическая значимость

Результаты исследования имеют практическое значение для законодателей, политиков и гражданского общества, они могут быть использованы для дальнейшей теоретической и практической разработки этой проблемы. Оценка гуманитарных рисков законотворческого процесса имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы законы и политика соответствовали ценностям людей и способствовали их благополучию.

Обсуждение и результаты

Интегральный антропологический характер гуманитарной экспертизы может быть приложим к правотворчеству. «Формализм» законодательства часто «не схватывает» гуманитарной проблематики даже когда задача решаемая нормотворчеством имеет явно выраженное человекоразмерное содержание.

Проблемы в законодательстве могут быть разнообразными и зависят от конкретной области права. Это и устаревшие или неадекватные законы, противоречия между различными нормативными актами, сложная  процедурная практика, недостатки в регулировании новых технологий и другие аспекты. Такие проблемы могут затруднять применение законов, создавать неопределенность и препятствовать обеспечению защиты прав граждан. В рамках обсуждаемой нами темы важной проблемой является учет и предупреждение гуманитарных рисков в правотворческом процессе.

Гуманитарный риск в законодательстве означает потенциальные угрозы для прав, свобод и безопасности людей, которые могут возникнуть из-за различных ситуаций, таких как конфликты, природные бедствия, технологические аварии и другие чрезвычайные обстоятельства. Гуманитарный риск – это угроза всем уровням бытования человека, от биологического до экзистенциально-смыслового и ценностного. Нужно согласиться с тем, что уровень метафизики свободы человека, на который по словам Г.Л. Тульчинского, должны «наслаиваться» все остальные уровни гуманитарного знания [12, с. 15] и формы бытования человека также нужно рассматривать как часть гуманитарного риска.  В ходе правотворческого процесса необходима проблематизация гуманитарных рисков как составляющей всякого закона и выработка решений по их предупреждению, нужно устанавливать правила и процедуры для предотвращения таких рисков.

С точки зрения философии гуманитарный риск можно рассматривать как опасность или угрозу, связанную с негативными последствиями для бытия человека как человека. Гуманитарная экспертиза как философская практика помогает осознать значимость гуманитарных рисков, их этические и нравственные аспекты, а также подчеркивает важность принятия осознанных и ответственных решений для предотвращения негативных последствий для общества и человека.

Актуальным примером возможной экспликации гуманитарного риска в Российском законодательстве, связанным с ценностным и смысловым аспектом бытия человека, может быть ситуация с ограничением свободы слова и выражения мнений. Если законы о свободе слова применяются слишком широко и могут подавлять разнообразие мнений и критику власти, это создает риск для общественной дискуссии и угрожает принципам демократии. В России можно наблюдать случаи, когда законодательство используется для ограничения свободы слова и давления на оппозиционные голоса, что может привести к самоцензуре, устрашению критиков и ограничению доступа к информации. Это высвечивает потенциальный гуманитарный риск, связанный с нарушением права на свободу слова и ограничением плюрализма мнений в обществе. Философская оптика представляет свободу слова основополагающим принципом демократического общества, поскольку обеспечивает возможность выражать свои идеи, участвовать в общественном обсуждении и контролировать власть. Поэтому необходимо уделять особое внимание уважению этого права и обеспечивать защиту свободы слова и мнений как важного элемента гражданского общества и гарантии здорового политического диалога.

Одну из важнейших ролей в преодолении гуманитарных рисков в законодательстве играют экспертные советы. Учитывая сложность и многозначность гуманитарных вопросов, участие экспертов из различных областей может быть весьма ценным для разработки законодательства, принимаются во внимание социальные, этические и правовые аспекты.

Экспертный совет – это организация или группа специалистов, которые предоставляют консультации, рекомендации и экспертные оценки по различным вопросам. Такие советы могут создаваться и формироваться в различных органах власти как на федеральном уровне, так и на региональном. Экспертные советы могут быть образованы как временные органы для конкретного законодательного проекта или функционировать постоянно для обеспечения экспертной поддержки законодательным органам.

Данный штат сотрудников может быть сформирован из специалистов в разных областях знаний, которые могут помочь проанализировать законодательство для лучшего его применения в жизни человека. Итак, экспертный совет может быть укомплектован из таких сфер как:  

  1. Юридическая сфера: в неё входят юристы, которые хорошо разбираются в разных областях права: затрагивающие конституционные, уголовные, гражданские, административные, финансовые и другие вопросы.
  2. Экономическая сфера: в данную сферу входят экономисты – это люди, которые изучают экономические процессы. Хорошо разбираются в банковском деле, прогнозируют финансовые показатели, изучают отчеты и находят экономические закономерности.
  3. Социальная сфера: представлена такими людьми как социологи, психологи, журналисты и так далее. Они являются наиболее значимыми для человека и общества. Изучают социальные аспекты для жизни человека с другими людьми.
  4. Политическая сфера: здесь данную сферу представлять могут как политологи – аналитики в области политики, так и сами государственные должностные лица, выполняя свои служебные полномочия в законодательной, исполнительной или судебной власти [Об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации].

Экспертный советы образуется с целью оказания содействия Комитетам, которые находятся в структуре Государственной Думы РФ, в подготовке проектов федеральных законов к рассмотрению законодательным органом власти. Для этого экспертный совет рассматривает и оценивает предложения по совершенствованию законодательства по вопросам ведения Комитета. Решения экспертного совета анализируются Комитетом и носят рекомендательный характер и могут быть оформлены в виде заключений на проекты актов или предложений, подготовленных в инициативном порядке [О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации].

Эксперты проводят экспертно-аналитические работы по представленным проектам законов или отдельной норме, например, для уточнения смысла текста, того, что пытался донести сам законодатель для человека. Эксперты подготавливают своё составленное заключение по проделанной работе со всеми корректировками и проблемами, которые на их взгляд нарушают права и свободы граждан, и передают для рассмотрения депутатам. Все данные действия являются задачами экспертного совета [О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации].

Итак, при законодательной власти созданы различные экспертные советы для решения разнообразных проблем, рассмотрим примеры некоторых таких советов:

  1. Основная задача экспертного совета по вопросам управления наукой и высшим образованием – определить актуальные направления правового регулирования в этой области. Они готовят заключения по проектам нормативно-правовых актов, давая им оценку и рекомендации. Также присваивают ученые степени и звания, проверяют, соответствуют ли научные работы установленным стандартам и требованиям. Разрабатывают стратегии и рекомендации для академических и научных программ высшего образования, а также проекты мероприятий, направленных на развитие научных навыков.
  2. Основной задачей экспертного совета по военно-техническому сотрудничеству является определение ключевых направлений правового регулирования и разработка федерального законодательства в этой области. Данный экспертный совет оценивает состояние военно-технической отрасли, определяя потребности и возможности её развития.

Таким образом, экспертные советы состоят из специалистов определенной области знаний, таких как юристы, экономисты, технические специалисты и прочие. Задача экспертного совета заключается в том, чтобы предоставить конкретные технические, профессиональные и научные аргументы и рекомендации по вопросам, требующим специализированного понимания и знаний. Их участие  при работе с гуманитарными рисками в законодательстве может значительно улучшить качество разрабатываемых законов, но их целью не является анализ социокультурных последствий применения юридических нормативных актов. Они не могут оценить, как данные законы влияют на общество в целом, на ценности и убеждения людей, это не их задача.

Гуманитарная же экспертиза обычно фокусируется на анализе человеческих аспектов, социокультурных последствий и общественного восприятия предлагаемых норм и правил. Гуманитарные эксперты в данном контексте могут оценивать соответствие законодательства принципам гуманизма, уважения прав человека, ценностям общества, культурным нормам и давать рекомендации по дальнейшей проработке законопроектов с учетом этих аспектов.

Гуманитарная экспертиза представляет собой процесс опережающего реагирования, призванного обнаружить возможные риски нововведений, когда они еще не очевидны и слабо осознаются в обществе [Тульчинский, 2006]. Она объединяет знания из различных областей, таких как социология, психология, история, философия, религиоведение и другие, что и делает ее гуманитарной. В качестве экспертов выступают представители различных областей гуманитарного знания и каждая из дисциплин так или иначе изучает человека, но при этом каждая из них воспринимает его в своем контексте. Иначе говоря, каждая из них по-своему конструирует человека как предмет изучения.

При этом при прогнозировании последствий гуманитарная экспертиза опирается на то, что общество само по себе неоднородно, у разных субъектов взаимоотношений есть разные интересы и разные ценности. Каждая социальная общность является субъектом своих интересов и действий.

Гуманитарная экспертиза характеризуется, в частности, тем, что в отличие от отраслевых видов экспертизы она обречена на выход за пределы поставленных технических вопросов и учет более широкого ценностного контекста. Она оценивает не только средства в их отношении к цели, но и цели в их отношении к общечеловеческим и культурным ценностям. Этот социокультурный и персонологический момент присутствует в гуманитарной экспертизе всегда. Именно поэтому она оказывается средством достижения баланса толерантности [13]. 

В отличие от экспертных советов при законодательстве гуманитарная экспертиза во многих случаях не является одноразовым мероприятием, завершающимся принятием управленческого решения, она — своего рода мониторинг проблемы и одновременно форма диалога сторон, ответственных за реализацию инноваций.

Заключение

В результате работы показана необходимость предупреждения гуманитарных рисков в законотворческом процессе. Рассмотрены возможности экспертных советов при законодательстве и гуманитарной экспертизы как способов прогнозирования гуманитарных рисков. Обоснована необходимость внедрения практики гуманитарной экспертизы в законотворческий процесс поскольку она способна эффективно раскрывать и предупреждать гуманитарные риски.

На сегодняшний день подходы гуманитарной экспертизы приобретают особую актуальность, так как становится необходима систематически организованная деятельность, направленная на прогнозирование вновь возникающих угроз для человеческого потенциала. Ядром такого рода деятельности, на наш взгляд, и должна быть гуманитарная экспертиза [11].

Дальнейшее исследование возможности использования гуманитарной экспертизы как философской практики в правотворчестве упирается в процедурную разработку этого процесса, что напрямую связано с функционированием политико-правовой системы.

Список литературы

  1. Ашмарин И.И., Юдин Б.Г. Основы гуманитарной экспертизы // Человек. – 1997. – № 3. – С. 76-85.
  2. Брызгалина Е.В., Гумарова А.Н., Шкомова Е.М Искусственный интеллект в медицине: рекомендации по проведению социально-гуманитарной экспертизы // Сибирский философский журнал. 2023. Т. 21. № 1. С. 51-63.
  3. Гаранина О.Д. Социально-гуманитарная экспертиза технологических инноваций // Наука. Техника. Человек: исторические, мировоззренческие и методологические проблемы. 2022. Т. 1. № 12. С. 127-132.
  4. Грицких Н.В., Киселев Ю.А., Рыбак Н.С. Гуманитарная экспертиза как основа разработки и реализации управленческих решений // В сборнике: Методология предотвращения угроз в XXI веке. Сборник научных трудов. Иркутск, 2022. С. 300-304
  5. Демакова И.Д., Попова И.Н. Гуманитарная экспертиза как метод научного познания в педагогике // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2021. № 60. С. 37-48.
  6. Зайцева О.Ю., Гусевская О.В. Подготовка будущих педагогов к гуманитарной экспертизе образовательной среды дошкольного учреждения и условия ее формирования // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3 (64). С. 508-512.
  7. Калашникова Д.А. Феномен понятия «гуманитарная экспертиза» в педагогике // В сборнике: Архитектура многополярного мира в XXI веке: экология, экономика, геополитика, культура и образование. сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Биробиджан, 2023. С. 249-252.
  8. Коробкова С.Н. К вопросу о социально-гуманитарной экспертизе техники и технологий // В сборнике: Научная сессия ГУАП. Сборник докладов. Санкт-Петербург, 2023. С. 31-33.
  9. Михайленок О.М., Щенина О.Г. Гуманитарная экспертиза цифровизации: политологический контекст // Политические институты, процессы, технологии № 5 2022. С. 130-134.
  10. Скирбекк Г. Есть ли у экспертизы этические основы? // Человек. – 1991. – № 1. – С. 89.
  11. Строков А.А. Гуманитарная экспертиза социальной политики государства // Современные тренды общественно-экономического развития России. Основные итоги научной работы в Нижегородском институте управления в 2020 г. Нижний Новгород, 2021. С. 11-14.
  12. Тульчинский Г.Л. Гуманитарная экспертиза как социальная технология // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / под ред. Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2006. – С. 10−29.
  13. Хараш А.У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных условиях: идеология, методология, процедура // Введение в практическую социальную психологию. – М.: Смысл, – 1999. – С. 87−129.
  14. Хен Ю.В. Гуманитарная экспертиза в перспективе геномных исследований // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8. № 4. С. 73-82.
  15. Цыцарев А.А. Социокультурные основания гуманитарной экспертизы: дис. кандидата философских наук: 24.00.01 – Комсомольск-на-Амуре, 2012. 143 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: