УДК 343.12

Гражданский иск в уголовном процессе: проблемы теории и практики

Фиеров Дмитрий Сергеевич – слушатель курса Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России.

Аннотация: В статье рассмотрен институт гражданского иска в уголовном процессе, исследуется его понятие, значение, правовая природа как способа возмещения вреда, причинённого преступлением, анализируются положения процессуального законодательства и взгляды правоведов относительно целесообразности его существования. Сделан вывод о наличии недостатков в правовой регламентации данного института, предложены рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: гражданский иск, потерпевший, уголовный процесс, уголовное судопроизводство, исковое заявление, возмещение ущерба, особый порядок.

В этой научной статье рассмотрены вопросы по улучшению иска, как важного компонента гражданского судопроизводства. Сейчас в РФ идет трансформация системы правосудия, что предполагает внесение конкретных изменений в структуру, содержание, последствия разных форм реализации исковых заявлений. В первую очередь необходимо проанализировать положительные и негативные аспекты гражданских исков в современных условиях, выделить проблемы теории, практики, а также сформировать эффективные методы их устранения в короткие сроки (и в долгосрочной перспективе, для исключения их повторения в дальнейшем).

Важно отметить, что положения Конституции РФ, в том числе и нормы ст. 52 Главного закона страны указывают на важнейшую из всех обязанность государства (федеральных, региональных органов власти) обеспечить потерпевшим лицам достойный уровень защиты их прав, свобод и интересов. Это является одним из компонентом эффективной системы правосудия, справедливой компенсации нанесенного вреда. И для этого на первом этапе требуется принятие, рассмотрение и анализ всех обстоятельств по зафиксированному гражданскому иску (то есть для обеспечения защиты потерпевшего от преступных действий) [1].

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации не только провозглашена защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, потерпевших от преступных деяний, одним из назначений уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 6), но и закреплено данное положение непосредственно как приоритет уголовно-процессуальной защиты [3]. Для реализации положений необходимо формирование действенных правовых механизмов компенсирования вреда, причиненного преступлениями, наиважнейший из которых - гражданский иск в уголовном процессе. Институт гражданского иска не нов для отечественного судопроизводства, он отвечает современным тенденциям и выступает в качестве яркого проявления гуманизации.

Однако, несмотря на столь продолжительный период его существования, среди учёных-юристов и правоприменителей по сей день ведутся дискуссии касательно необходимости и целесообразности совместного рассмотрения с уголовным делом гражданско-правовых требований; а также до сих пор не удалось устранить все несогласованности и противоречия в положениях процессуального законодательства, разрешить все проблемы, не позволяющие ему ныне эффективно функционировать.

Острота проблем, связанных с компенсацией вреда, нанесенного потерпевшим (и иным лицам) вследствие совершения преступных деяний, наглядно подтверждается и статистическими данными. Так, согласно статистике, представленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, в январе - декабре 2023 г. зарегистрировано 1947,2 тыс. преступлений (в январе - декабре 2022 г. - 1966,8 тыс.), ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) в 2023 г. составил 587,6 млрд. руб. (в 2022 г. - 748,3 млрд. руб.) [11].

Результаты анализа сводных статистических сведений о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в России за 2019-2024 гг., в соответствии с данными, представленными Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, свидетельствуют о том, что за последние пять лет показатели разрешения гражданских исков в уголовном судопроизводстве стабильно продолжают оставаться весьма низкими и не превышают 10 % от рассматриваемых судами уголовных дел [6].

Вследствие чего, очевидна необходимость формирования действенного механизма возмещения ущерба, причиненного преступлениями, а значит, исследование института гражданского иска продолжает оставаться крайне значимым для уголовно-процессуальной теории и практики.

Большинство правоведов полагают, что гражданский иск в уголовном судопроизводстве относится к гражданскому праву, являясь, по сути, иском о присуждении. М.С. Строгович считает, что институт гражданского иска в уголовном судопроизводстве обеспечивает охрану имущественных прав граждан посредством компенсации потерпевшим от преступных посягательств нанесенного ими материального ущерба; Я.И. Фойницкий, а также и современные исследователи - В.Г. Любан и И.Б. Тутынин, определяют данный иск как обращенное к суду гражданско-правовое требование физического или юридического лица о возмещении вреда и убытков, причиненных непосредственно преступным деянием (или уголовно-наказуемым деянием невменяемого), предъявленное при производстве по уголовному делу и подлежащее разрешению вместе с уголовным делом в порядке уголовного судопроизводства [8, с. 64].

Гражданский иск – это специфический правовой институт, тесно связанный с другими отраслями, не только с уголовным, но и с административным, трудовым, семейным. Охватывает разнообразные по своему содержанию уголовно-процессуальные нормы, положения гражданского и гражданского процессуального права [9, с. 87]. А в более упрощенном виде, материально реализованном смысле понятие необходимо рассматривать, как требование лица о компенсации вреда, причиненного преступным деянием, предъявленное по уголовному делу к совершившему его субъекту или к лицу, несущему, в установленном законом порядке материальную ответственность за нанесенный совершенным им деянием вред. Также это требование лица, которому преступным деянием нанесен вред, обращенное к суду о взыскании с преступника конкретных денежных сумм в компенсацию соответственного вреда. Авторы действующего УПК РФ при его разработке также основывались на концепции единства понятия иска в нераздельной связи его сторон – и материальной и процессуальной.

Изложенное можно проиллюстрировать на примере ч. 1 ст. 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой физическое или юридическое лицо вправе предъявить требование о компенсировании имущественного вреда, если имеются основания полагать, что он нанесен ему непосредственно преступным деянием.

Основания гражданского иска классифицируются на: фактические - совокупность сведений о нанесении ущерба преступлением, которую можно положить в основу для заявления физическим или юридическим лицом исковых требований о его компенсации при рассмотрении уголовного дела; юридические - процессуальные и правовые нормы, предоставляющие указанным лицам право требовать от виновного возмещения причиненного им деянием имущественного вреда и компенсации морального вреда.

Предметом гражданского иска выступает требование лица, адресованное дознавателю, следователю либо суду о возмещении имущественного вреда, компенсации морального вреда, нанесенного непосредственно преступным деянием. Преимущества рассмотрения гражданских исков в рамках уголовного процесса состоят в следующем:

- прежде всего, это облегчает работу судей, поскольку помогает в ряде случаев верно квалифицировать деяния - одновременно рассматриваются вопросы о виновности или невиновности лиц и о возмещении ими вреда, причиненного их преступлениями;

- также существенно сокращается время рассмотрения дел; облегчается положение гражданских истцов в тех случаях, когда они сразу фигурируют и в качестве потерпевших по делу, поскольку бремя доказывания иска лежит на плечах органов, которые ведут производство по уголовному делу;

- кроме того отсутствуют дополнительные расходы, в частности, на юридическую помощь; истец освобожден от уплаты государственной пошлины; подача искового заявления носит упрощённый характер [12, с. 167].

Взаимное переплетение норм уголовно-процессуального права и гражданского и гражданско-процессуального права выступает «уязвимой точкой» гражданского иска в уголовном судопроизводстве, что делает его для правоприменителей непростым в понимании и применении в обыденной практической деятельности [8, с. 67].

Наличие частноправового института в пределах уголовно-процессуальной сферы неминуемо ведёт к столкновению двух разных методов правового регулирования - диспозитивного и императивного методов [10, с. 74]. Гражданский иск в уголовном деле воплощает в себе оба эти метода правового регулирования, приобретая черты, чуждые иным имущественным искам, перенимая их из уголовного судопроизводстве. Несогласованность же публично-правовых и частноправовых начал в уголовном процесса выступает одной из препон для восстановления нарушенных прав потерпевших.

Тесная взаимосвязь между уголовно-процессуальной формой разрешения и частноправовым материальным содержанием породила многочисленные полемики среди теоретиков и практикующих юристов касательно объёма допустимого употребления норм гражданско-процессуального законодательства при урегулировании гражданского иска в уголовном процессе. Так, одной из существенных проблем - хотя понятие «гражданский иск» в УПК РФ встречается более десяти раз, его законодательная дефиниция не сформулирована. Также довольно скромное внимание уделено вопросам о содержании и порядке заявления этого иска (зафиксировано необоснованно широкие пределы усмотрения правоприменителя) [5, с.89].

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2020 № 23 говорится об исковом заявлении истца о возмещении причинённого преступлением вреда [4]. Употребление вместе понятий «исковое заявление» и «заявление», формирует ещё большую нечеткость в вопросах о форме и содержании гражданских исков в уголовном процессе. В научных трудах высказывается точка зрения о том, что, сейчас в российском законодательстве не в полной мере решены вопросы регулирования формы, содержания гражданских исков – как это необходимо по нормам ГПК РФ (ст.131) [2]. Однако, в этом случае от пострадавших будет требоваться больше, чем от органов предварительного расследования, обязанных установить виновных, размер вреда и иные обстоятельства по окончании расследования.

Помимо этого, в научной среде наличествует полемика относительно возможности использования института мирового соглашения при рассмотрении гражданского иска в уголовном деле. Так, М.Ю. Лебедевым отрицается возможность урегулирования возникших разногласий посредством заключения такого соглашения у гражданского истца и ответчика, выступающих субъектами уголовно-процессуальных отношений [7, с. 54]. Полагаем, что подобная возможность разрешения спора позволит более действенным образом возместить потерпевшему нанесенный преступлением вред.

Таким образом, реализация института гражданского иска в уголовном судопроизводстве имеет несколько проблемных аспектов, которые возникают вследствие скудной правой регламентации этого института (наличия пробелов в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации). Вопрос о применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и урегулировании гражданских исков в уголовном процессе остается не разрешенным полностью, поскольку в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации недостаточно статей, которые бы детально регламентировали использование данных норм.

Допустимо предположить, что для достижения этой цели следует дополнить ст.1 УПК РФ ч.4. Также необходимо объединить в одной главе нормы, регулирующие вопросы гражданского иска в уголовном деле. Представляется, что внесение этих дополнений и изменений в уголовно-процессуальное законодательство окажет положительное влияние на уровень защищенности лиц, пострадавших от преступных посягательств.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (ред. от 14.03.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru.
  4. О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 № 23 // СПС «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru.
  5. Бороздин Е. О. Форма и элементы гражданского иска в уголовном деле / Е. О. Бороздин // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2023. – № 2(59). – С. 86-90.
  6. Данные судебной статистики // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: [сайт]. – URL: http://cdep.ru/?id=79.
  7. Лебедев М. Ю. Принципы права как основа межотраслевого взаимодействия / М. Ю. Лебедев // Вестник гражданского процесса. – 2021. – Т. 11, № 3. – С. 50-69.
  8. Лугинец Э. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве России: понятие, нормативно-правовая база, актуальные проблемы и их разрешение / Э.Ф. Лугинец, М. М. Бондарь, Т. А. Николаева // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2022. – № 3(62). – С. 64-76.
  9. Мартыненко С. Б. О некоторых недостатках правового регулирования предъявления гражданского иска в уголовном судопроизводстве / С. Б. Мартыненко // Актуальные вопросы развития государственности и публичного права : материалы IX между. науч.-практ. конф. Том 2. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», 2023. – С. 86-94.
  10. Состояние преступности в Российской Федерации // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. – URL: https://мвд.рф/folder/101762.
  11. Шайхутдинова З. З. Особенности гражданского иска в уголовном процессе / З. З. Шайхутдинова // Наука и общество: взгляд молодых исследователей : Материалы семнадцатой Всерос. науч. конф. школьников и студентов с междунар. участием. – Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2023. – С. 167-168.