УДК 343.163

Обеспечение экологического благополучия средствами прокурорского реагирования

Моисеенко Дарья Константиновна – студент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина.

Аннотация: В представленной статье раскрывается деятельность органов прокуратуры в области обеспечения экологического благополучия. Отмечается, что индустриализация привела к тому, что хозяйствующие субъекты в рамках своей деятельности осуществляют неблагоприятное воздействие на окружающую среду, что нарушает конституционные права граждан. В связи с этим, возрастает значимость органов прокуратуры, которые средствами прокурорского реагирования привлекают виновных к ответственности и обязывают их возместить причиненный вред. В рамках данной деятельности были построены новые очистные сооружения и иные объекты, отремонтированы негодные для эксплуатации объекты, также пресечена незаконная деятельность, нарушающая права граждан. На этом фоне автор формулирует вывод о том, что роль прокуратуры в обеспечении экологической безопасности оценивается как значимая.

Ключевые слова: окружающая среда, неблагоприятное воздействие, прокуратура РФ, природоохранное законодательство, возмещение вреда.

На современном этапе развития наблюдается неблагоприятное влияние антропогенной деятельности человека на здоровье населения, а также на всю окружающую среду в целом. Данная ситуация привела к тому, что в России принимается широкая совокупность регулирующих мер, которые во многом направлены на минимизацию негативных воздействий и обеспечение такой обстановки, при которой были бы соблюдены все стандарты в сфере качества окружающей среды и ее пригодности для постоянного проживания. Кроме того, объективная необходимость в принятии указанных мер связана также с тем, что экологические последствия стремительной индустриализации на современном этапе развития привели к различного рода загрязнениям среды, в частности, были загрязнены воздушные, водные и земельные ресурсы и это заражение было произведено различными загрязняющими веществами или же токсичными материалами. Полагаем, что загрязнение окружающей среды создает угрозу для жизни и здоровья населения, нарушает их права, а также наносит вред всей экосистеме в целом [4].

В свою очередь, в ст. 42 Конституции Российской Федерации сказано о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, равно как достоверную информацию о том, каково состояние этой среды, а также на возмещение ущерба, который был причинен имуществу или же здоровью человека в результате экологического правонарушения [1].

На данном фоне, надзор за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования выступает в качестве одного из наиболее приоритетных направлений деятельности, которую на современном этапе осуществляет органы прокуратуры РФ. Так, Президент РФ в рамках расширенного заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ в 2024 году указал на то, что одним из важнейших направлений работы органов прокуратуры в текущем году должны стать вопросы, которые тесно связаны с защитой окружающей среды и экологическим благополучием всей страны в целом, включая даже небольшие поселения и города. Только это в полной мере будет способствовать улучшению качества жизни граждан РФ.

Стоит отметить, что приоритетность природоохранной деятельности прокуратуры организационном плане также обусловлена тем, что согласно Приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 15.04.2021 (ред. от 25.11.2022), надзор за исполнением законодательства в сфере экологии стоит рассматривать через призму ключевого направления деятельности всех органов прокуратуры. На этом фоне, прокуроры должны ориентироваться на то, чтобы осуществлять данную надзорную деятельность комплексно, равно как гласно, используя возможности, существующие у институтов гражданского общества. В этом аспекте, в качестве важнейшей задачи всей надзорной деятельности необходимо считать практическую реализацию права каждого на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в ст. 42 Конституции РФ.

Полагаем, что распространенность различных экологических правонарушений в определенных субъектах РФ во многом обусловлена теми или иными природными условиями, которые для этого субъекта выступают в качестве характерных. Например, это рыболовство в одном регионе или же добыча древесины в другом регионе.

Негативное воздействие на окружающую среду в данном аспекте будет представлять собой оказание такого воздействия со стороны хозяйственной или иной деятельности, последствия которой будут приводить к негативным изменениям качества окружающей среды в целом. Стоит отметить, что все права и обязанности хозяйствующих субъектов, которые осуществляют свою деятельность на условиях, которые могут негативно сказаться на качестве окружающей среды, закреплены в ФЗ «Об охране окружающей среды». К их числу относятся такие обязанности, как обязанность по соблюдению всех нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, равно как всех нормативов сбросов и выбросов, нормативов по образованию отходов или физических воздействий на окружающую среду. В необходимых случаях все данные субъекты должны в обязательном порядке оформлять лицензии на свою деятельность. Особое внимание они должны акцентировать на том, что в 2014 г. на территории нашей страны было внедрено категорирование всех объектов с I по IV категории, что применяется в отношении тех объектов, которые вполне могут оказать на окружающую среду негативное влияние. В основу данной категоризации заложены критерии значительности данного воздействия. В частности, во внимание принимают канцерогенные, мутагенные свойства всех загрязняющих веществ, уровень токсичности, все вещества, которые содержатся в выбросах и сбросах субъекта, класс опасности отходов и многие иные критерии и показатели [2].

В прямой зависимости от того, какова категория, объектом, ставятся вопросы относительно платы за такое воздействие, которая включает в себя

стимулирующие коэффициенты (ст. 16, 16), различные обязанности в области расчета нормативов допустимых сбросов и выбросов, правила по разработке различного рода технологических нормативов и получению ряда комплексных экологических разрешений (ст. 31), представлению деклараций о воздействии на окружающую среду (ст. 313), разработке и утверждению программ производственного экологического контроля, а также необходимому оснащению всех стационарных источников сбросов или же выбросов автоматическими средствами для учета и измерения показателей (ст. 67), утверждению плана мероприятий, которые направлены на охрану окружающей среды и программы в области повышения экологической эффективности (ст. 67). Также от данных показателей зависят возможности по размещению объектов на территориях, которые относятся к лесопарковым зеленым поясам (подп. 2 п. 3 ст. 624), а также в области осуществления на практике государственного экологического надзора, в том числе, на объектах IV категории, так как согласно ст. 65, на данных объектах не проводятся в РФ плановые проверки.

Помимо этого, права хозяйствующих субъектов отражаются в целом ряде актов отраслевого природоохранного законодательства, законодательства об оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе, о лицензировании отдельных видов деятельности, проч.

По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования за 2023 год всего было выброшено в атмосферу 22205 тыс. т. загрязнений, большая часть от которых, а именно 17174 тыс. т., исходит из стационарных источников загрязнения. Многие стационарные источники отнесены к объектам, оказывающим негативное влияние на окружающую среду, за которыми установлен государственный экологический контроль и прокурорский надзор [6].

Реализация прокурорского надзора за исполнением законодательства на объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, представляет собой важнейшее условие для обеспечения одной из ключевых государственных задач - охрана окружающей среды [5].

Стоит отметить, что на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2024 году, Генеральный прокурор Игорь Краснов акцентировал внимание на том, что в 60 субъектах России прокуроры пресекли деятельность таких коммунальных предприятий, равно как водопользователей, которые без очистки сбрасывали отходы и стоки. На этом фоне предпринимались активные меры, направленные на то, чтобы в полной мере привлечь виновных лиц к ответственности за такие нарушения, а также обязать их к тому, чтобы возместить причиненный вред. Примером в этом аспекте стала Нижегородская область, так как на территории данного субъекта с нарушителя было взыскано более 465 млн. руб. ущерба, который он причинил Волге. Более того, во исполнение ряда актов прокурорского реагирования было построено, а в некоторых случаях отремонтировано, около 84 очистных сооружений. Более 1500 тысяч виновных лиц привлечены к ответственности за такие нарушения, как загрязнение почвы опасными отходами, хранение отходов в социальных учреждениях, на землях лесного фонда или в границах санитарных зон, курортов [3].

Таким образом, подчеркнем, что направление обеспечения экологического благополучия, занимает наиважнейшее место в системе приоритетов прокурорской деятельности. Усиление внимания прокуроров к проблемам охраны окружающей среды позволяет предупредить значительное негативное воздействие на окружающую среду, чем благоприятно влияет на состояние защищенности интересов граждан, общества и государства в рассматриваемой сфере.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144.
  2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133.
  3. Иванова В.В. Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду // Образование. Наука. Научные кадры. – 2019. – № 2. – С.94-96.
  4. Кушнарев А.С. О некоторых аспектах правового просвещения органов прокуратуры в экологической сфере на примере Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры // Вопросы российской юстиции. – 2023. – № 24. – С.524-530.
  5. Шарипо Н.В. Направления совершенствования прокурорского надзора за соблюдением экологического правопорядка // Тенденции науки и образования. – 2023. – № 99-3. – С.171-174.
  6. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Официальный сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rpn.gov.ru/ (дата обращения: 05.04.2024).