УДК 34

Правовая характеристика процедур банкротства юридических лиц

Цымбаленко Алина Дмитриевна – магистрант факультета права и безопасности Уральского института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель Семенов Ярослав Игоревич – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Уральского института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В рамках данной статьи изучаются механизмы правового регулирования процедур банкротства юридического лица. Дается правовая характеристика таким процедурам банкротства юридического лица как – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Определяется круг лиц, принимающих участие в той или иной процедуре банкротства, последствия введения арбитражным судом определенной процедуры. Также в рамках данной статьи автором выделяются проблемы, существующие в изучаемой области (правовые пробелы, недоработки).

Ключевые слова: арбитражный управляющий, должник, Закон о банкротстве, конкурсное производство, ликвидационная стадия, мировое соглашение, несостоятельность, правовые пробелы, процедура наблюдения, собрания кредиторов, суд, юридические лица.

В рамках рыночной экономической системы периодически складываются ситуации, при которых субъекты предпринимательской деятельности (хозяйствующие субъекты) неспособны реализовывать закрепленные за ними функции и выстраивать свою непосредственную деятельность так, чтобы она приносила прибыль. Именно поэтому, в настоящее время институт несостоятельности (банкротства) выступает в качестве составной части экономической системы и обеспечивает весомое воздействие на деятельность предпринимателей, организаций и т.д.

В целом, институт несостоятельности (банкротства) стоит считать механизмом, который посредством ликвидационных или реабилитационных мер способствует функционированию экономики (рынка) без хозяйствующих субъектов неэффективно реализующих свою деятельность. [1]

Переходя к тематике правого регулирования функционирования института несостоятельности (банкротства), необходимо выделить основной нормативный правовой акт в данной области – Федеральный закон Российской Федерации № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Положения данного законодательного акта регламентируют – перечень субъектов, принимающих непосредственное участие в рамках различных процедур банкротства юридических, либо физических лиц; сами процедуры банкротства; процессуальные аспекты; порядок формирования комитета кредиторов должника и т.п. [2]

Давая правовую характеристику процедурам банкротства юридического лица, стоит сразу обозначить проблематику, существующую в изучаемой области. Законодательные органы в рамках Закона о банкротстве не устанавливают определение понятия – процедуры банкротства, чем значительно затрудняет понимание и в целом дальнейшее толкование данного термина, в связи с чем абсолютно логичной и целесообразной является идея внесения изменений в действующий нормативный правовой акт, с целью закрепить обозначенное понятие.

Анализируя научную литературу по данной тематике, можно самостоятельно вывести определение понятия – процедуры банкротства. Под процедурой банкротства стоит понимать – систему взаимосвязанных и взаимодействующих инструментов и механизмов, закрепленных законодателем, которые применяются в отношении юридического лица (физического лица) признанного арбитражным судом несостоятельным (банкротом), с целью восстановления положения хозяйствующего субъекта, либо же его ликвидации. [3]

На данном этапе хотелось бы отметить следующее, введение арбитражным судом в отношении юридического лица (должника) одной из процедур банкротства, а как следствие применение совокупности мер присущих данной процедуре (запреты, ограничения) (ст. 63, 81, 94, 126, 213.11, 213.19, 213.25 Закона о банкротстве), ведет к формированию специальной правоспособности субъекта.

Ряд авторов отождествляют понятие стадий и процедур банкротства, однако, по моему мнению, это является некорректным так, как процедуры банкротства не применяются друг за другом в определённом порядке, а вводятся арбитражным судом в зависимости от обстоятельств, сложившихся в том или ином деле о банкротстве. Закон о банкротстве закрепляет и регламентирует следующие процедуры банкротства юридического лица – процедура наблюдения (гл. IV), финансовое оздоровление (гл. V), внешнее управление (гл. VI), процедура конкурсного производства (гл. VII), мировое соглашение (гл. VIII). [4]

Правовую характеристику процедур банкротства необходимо начать с процедуры наблюдения, так как она выступает обязательным этапом, при условии, что у должника есть имущество, которое может покрыть расходы по делу о банкротстве и заявитель выразил письменное согласие на финансирование процедуры (если данные условия не выполняются, то в отношении должника открывается конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника). После введения процедуры наблюдения начинает формироваться реестр требований кредиторов должника (посредством подачи заявлений о включении в реестр в суд, либо арбитражному управляющему), при удовлетворении судом ходатайства приостанавливается производство по делам о взыскании с должника денежных средств (по различным неисполненным обязательствам), устанавливается ряд запретов, таких как – запрет удовлетворения требований учредителей (участников) общества, запрет на выплату доходов по акциям и паям. [5] В целом, введение процедуры наблюдения арбитражным судом направлено на анализ финансового положения и состояния должника, на анализ возможности расчета с кредиторами, выявление признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Посредством подведения итогов процедуры наблюдения, а также на основании отчета, представленного временным управляющим, арбитражный суд принимает решение о переходе к оздоровительной или ликвидационной стадии. В соответствии со ст. 76, 77, 78 Закона о банкротстве финансовое оздоровление вводится в случае если сам должник, учредители (собственники имущества), третье лицо обращаются в суд с ходатайством о введении финансового оздоровления. Одновременно с ходатайством в суд должны быть представлены: план финансового оздоровления, либо сведенья об обеспечении исполнения обязательств должника и график погашения задолженности. Непосредственно сам суд может принять данное решение и одновременно с этим назначить административного управляющего должника. [6]

Основываясь на результатах процедуры финансового оздоровления, суд принимает решение о введении внешнего управления (данная стадия обязательной не является), при условии, что платежеспособность юридического лица-должника восстановлена и стали известны обстоятельства, при которых возможно восстановление платежеспособности банкрота (обстоятельства стали известны уже после подачи в суд заявления о признании должника банкротом). Плюсом ко всему, в рамках данной процедуры арбитражным судом назначается лицо, уполномоченное осуществлять и реализовывать все мероприятия по управлению компанией – внешний управляющий. [7]

Касаемо процедуры конкурсного производства стоит отметить, что она выступает конечной стадией в процедуре банкротства и является универсальной внутренне структурированной процедурой банкротства, представляющей собой определенный порядок последовательных действий применения к должнику предусмотренных законодательством мер, осуществляемых специально уполномоченным лицом (конкурсным управляющим) под контролем арбитражного суда и кредиторов, и направленных на ликвидацию должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов, в связи с невозможностью восстановления его платежеспособности. [8] Первостепенной задачей в рамках данной процедуры выступает обеспечение и защита интересов конкурсных кредиторов должника, уполномоченного органа. С целью увеличения конкурсной массы арбитражным управляющим, кредиторами в рамках обособленных судебных споров рассматриваются вопросы о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, о признании сделок должника недействительными и применении последствий недействительности сделок.

Согласно ст. 150 Закона о банкротстве мировое соглашение может быть заключено в рамках любой процедуры банкротства, на собрании кредиторов при согласии конкурсных кредиторов и уполномоченного органа (принимается большинством голосов). [9] Ко всему прочему, мировое соглашение утверждается арбитражным судом, и односторонний отказ от исполнения, вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

Подводя итоги изучения темы – «правовая характеристика процедур банкротства юридических лиц», стоит отметить, что в рамках законодательства закрепляется объемная система мер и механизмов, способствующих налаживанию функционирования экономической системы общества, обеспечивающих защиту интересов как хозяйствующих субъектов (должников), так и иных участников дел о банкротстве. Однако в данной области также существуют и правовые пробелы, к которым относится – отсутствие понятия «процедуры банкротства», и законодательные недоработки, порождающие загруженность судебной системы (в соответствии со ст. 6 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом может бать направлено в арбитражный суд, если задолженность по основному долгу составляет триста тысяч рублей). Устранить обозначенные проблемы можно лишь посредством внесения изменений в действующие нормативные правовые акты.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О несостоятельности (банкротстве)», [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/8764f1ea3b4838d75bea542a4b17522b6649f35d/ (Дата обращения 05.03.2024).
  2. Абрамов, В. Ю. Банкротство физических и юридических лиц / В. Ю. Абрамов // StudNet. – № 5. – 2020. – С. 1-2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankrotstvo-fizicheskih-i-yuridicheskih-lits (Дата обращения: 06.03.2024).
  3. Балдин, К. В., Передеряев, И. И., Голов, Р. С. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов // М – Дашков и Ко – 2011. – С. 420.
  4. Гришаев, В. М. Внешнее управление при банкротстве юридического лица / В. М. Гришаев // Экономика и бизнес: теория и практика. – № 4-1. – 2021. – С. 123-124. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnee-upravlenie-pri-bankrotstve-yuridicheskogo-litsa (Дата обращения: 07.04.2024).
  5. Карпов, Н. С. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве юридических лиц и цели института несостоятельности / Н. С. Карпов // Экономика и социум. – № 11 (54). – 2018. – С 1409. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsedury-primenyaemye-v-dele-o-bankrotstve-yuridicheskih-lits-i-tseli-instituta-nesostoyatelnosti (Дата обращения: 07.04.2024).
  6. Кочетков, Д. Ю. Наблюдение как процедура банкротства / Д. Ю. Кочетков // Наука. Общество. Государство. – № 2 (30). – 2020. – С. 184-185. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nablyudenie-kak-protsedura-bankrotstva (Дата обращения: 07.04.2024).
  7. Павлов М. Процедура банкротства предприятия / М. Павлов // ЭЖЮрист. – № 21. – 2017. – С. 12. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/55889658/ (Дата обращения: 07.04.2024).