УДК 34

Отличительные особенности зарубежного законодательства и практики правоохранительных органов по предупреждению и пресечению противоправных деяний, связанных с употреблением наркотических средств и психотропных веществ

Рамазанов Садам Зубаирович – младший лейтенант полиции, слушатель факультета Обеспечения безопасности на транспорте Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина

Научный руководитель Боталова Марина Евгеньевна – кандидат экономических наук, майор полиции, заместитель начальника кафедры Обеспечения безопасности на объектах транспорта Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы, которые имеются в отечественной практике и в действующем законодательстве Российской Федерации по предупреждению и пресечению противоправных деяний, связанных с распитием алкогольной, спиртосодержащей продукции, потреблением наркотических средств и психотропных веществ. Данная тема актуальна с момента появления в нашей стране наркотиков, особенно с развитием информационно-телекоммуникационных технологий и средств связи, когда каждый человек имеет в своем устройстве мессенджеры, браузеры и иные утилиты, с помощью которых можно приобрести перечисленную продукцию, в том числе и незаконным путем, а после чего употребить ее и без назначения врача, либо не по назначению.

Ключевые слова: противоправные действия, законодательство, зарубежный опыт, государство, информационно-телекоммуникационные технологии, мессенджеры, браузеры, утилиты, сеть «Интернет».

Одной из наиболее острых проблем в современном мире является рост незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребление наркотиками и их распространение. Наркотические вещества влияют на все аспекты общественной жизни во всех странах, представляют серьезную угрозу здоровью и благополучию всего человечества. Однако принимаемые в настоящее время меры не оказывают должного влияния на распространение наркотиков в обществе. Поэтому государство заинтересовано в решении рассматриваемой проблемы.

Существует специальный документ, а именно - Стратегия антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 733, согласно которой, либерализация и легализация наркотиков в России в 2019 году была приравнена к угрозе национальной безопасности [1].

Эти обстоятельства определяют необходимость всестороннего междисциплинарного анализа ситуации в области предупреждения и пресечения преступлений, связанных с потреблением наркотических средств и психотропных веществ, с целью поиска адекватных правовых и регулятивных средств для решения проблемы.

В настоящее время очень большое внимание отнесено наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги – бич любого из государств, который оставляет непоправимый след как на статистике преступных деяний, так и на криминогенной обстановке в целом.

Наркотик – это любое химическое вещество, влияющее на функционирование живых существ и организмов (таких как бактерии, грибы и вирусы), которые их заражают. Фармакология, наука о лекарствах, занимается всеми аспектами лекарств в медицине, включая их механизм действия, физические и химические свойства, метаболизм, терапевтику и токсичность [2, с. 85-88].

Наркотиками признается любое химическое вещество, которое влияет на функционирование живых организмов. Изучением наркотических средств занимается специальная наука – фармакология [3, с. 95-98].

Однако наркотики могут использоваться и в полезных целях, например в медицине. Наркотических средств в настоящее время огромное количество и без некоторых из них уже невозможно представить современную медицину.

Лечение лекарственными средствами с наркотическими веществами в составе, является достаточно распространенным видом терапевтического вмешательства в медицине. Его сила и универсальность обусловлены тем фактом, что человеческий организм очень восприимчив к рассчитанному химическому разрушению частей коммуникационной сети, которое происходит при приеме лекарств.

Незаконный оборот наркотиков считается глобальной противоправной деятельностью, в нее входят следующие действия:

  • выращивание;
  • изготовление;
  • распространение;
  • продажа [4, с. 78-83].

Указанные действия являются незаконными, когда их объектом является любое вещество, предмет или средство, что указано в законодательных актах, направленных на борьбу с НОН.

Основная проблема, которую исследуют многие ученые, правоохранители, общественные организации и иные должностные лица, заключается в том, что сами наркотики попадают в нашу страну в большом объеме, а значит перевозятся на транспорте, ведь при изготовлении таковых имеются определенные особенности (запах, технология, сложность производства и т.д.), что не позволит сделать это в течение долгого периода времени, так как общество или правоохранители отреагируют на это. В случае, если производство будет латентным, то таких фабрик должно быть довольно большое количество, ведь наркотики принимает большое количество людей. В результате указанной особенности наличия наркотиков в нашей стране возникает вопрос по поводу того, кто именно способствует ввозу данных веществ, предметов и средств, однако он остается не отвеченным до настоящего времени (с момента их появления в нашей стране).

В борьбе с незаконным оборотом наркотиков на законодательном уровне, каждое государство учитывает особенности своего общества, историю государства, культурные ценности, традиции, менталитет своего народа.

С.М. Белозерцев считает, что в настоящее время для результативной борьбы с незаконным оборотом наркотиков, необходимо уделять особое внимание как национально-правовым аспектам, так и международно-правовым, то есть международному сотрудничеству.

Наркотики употребляют абсолютно разные категории граждан, все чаще и чаще их стали приобретать и распространять граждане, не достигшие 18 лет или лица в возрасте до 25 лет, т.е. те, у кого нет жизненного опыта и те, кто не осознают всю тяжесть последствий такой деятельности [5, с.19-21].

Следует отметить, что за распространение наркотиков, как и за их употребление в Российской Федерации предусматривается ответственность, при этом за уголовно-наказуемые деяния такая ответственность особо отличается сроком лишения свободы (ведь он довольно большой), в отличие от тех наказаний, к которым приговариваются граждане за совершение иных преступлений. Однако, если речь идет об административной ответственности, то последствия не столь серьезные, единственное, что может отпугивать таких граждан – их ставят на специализированный учет, предусматривающий конкретные запреты, в число которых входит невозможность управления транспортным средством, получение определенных лицензий, в том числе и на приобретение, хранение и применение оружия (в том числе и травматического).

Если речь идет о зарубежных странах, то одним из основных в данном вопросе выступает Китайская Народная Республика (далее по тексту – КНР). В данном государстве присутствует разнообразный и особый опыт борьбы как с распространением наркотиков, так и с их употреблением. Лица, предоставляющие сведения правоохранительным органам о том, что тот или иной человек распространяет наркотики, награждается денежными средствами за данную информацию [6, с. 29-31].

Сумма денежного вознаграждения отличается и зависит от различных особенностей, к таковым относятся:

  • количество лиц, распространяющих наркотики;
  • объем наркотиков, изъятых в ходе обыска;
  • территория, на которой происходит распространение;
  • количество выявленных противоправных деяний сотрудниками правоохранительных органов в ходе проведения проверки по полученной информации;
  • и т.д. [7, с. 33].

В отечественном законодательстве также присутствует нормативный акт, который устанавливает выплаты за сообщение в правоохранительные органы такой информации (Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 июня 2018 г. № 356 «Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших») содержит выплаты от 500 000 рублей и до 3 000 000 рублей [8]. В соответствии с данным приказом все граждане, которые сообщили в правоохранительные органы указанную информацию, имеют право на получение вознаграждения за оказанное содействие в раскрытии и расследовании противоправных деяний, а также за задержание лиц, которые их совершают. Следует отметить, что лицо может получить выплату лишь в том случае, когда содействует сотрудникам МВД России в процедуре задержания лиц, которые опубликованы на официальном сайте МВД России или в ином официальном источнике.

Следует отметить, что отечественное административное законодательство предусматривает лишь 1 правонарушение, что связано с незаконным оборотом наркотиков: посев и выращивание без цели сбыта или изготовления наркотиков. Иные противоправные деяния, предусматривающие незаконный оборот наркотиков, раскрыты в особенной части УК РФ [9].

Одним из особо отличающихся опытов в данном аспекте можно считать тот, что имеется в Норвегии, ведь в данном государстве реализована процедура, в которой возможно и необходимо преждевременно обнаружить лицо, которое употребляет наркотики. Такими функциями наделена Норвежская полиция, ведь к их полномочиям отнесены обязанности по:

  • выявлению лиц, употребляющих или склонных к употреблению наркотиков;
  • отработке с лицами, указанными ранее и постановке их на специализированный учет, с последующей передачей их в орган здравоохранения и специальную службу, в обязанности которой входит сопровождать их в дальнейшем (оздоровление, исключение зависимости, помощь в реабилитации и т.д.).

Если речь идет о Великобритании, то в ней профилактировать наркоманию начинают еще с малых лет (в школах, колледжах и Вузах) проводятся индивидуальные и общие беседы, разъяснительные, пояснительные мероприятия и т.д. Особое внимание в данной работе уделяют педагогам и родителям, указывая на то, что они должны дополнительно проводить такие мероприятия самостоятельно для улучшения качества проведенной работы и бесед, увеличения оказываемого на обучающихся лиц влияния, а при проявлении интереса к наркотикам, данные лица сразу же обязаны предпринимать меры по устранению такового [10, с. 113-118].

В Польше действует программа «МОНАР» («MONAR»), направленная на профилактику наркомании и реабилитацию наркозависимой молодежи, а также на основе этой программы реализуется проект «Муравейник» («Mrowisko»), осуществляющий подготовку молодежных лидеров и создание волонтерского движения [11, с. 111-114].

Указанные отличия от нашей страны в борьбе с НОН показывают тот факт, что законодатель и правоохранители не могут бороться с различного рода «подводными камнями», что вызывает подозрения и показывает необходимость снижения их влияния на деятельность, указанную ранее.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Указы Президента РФ. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733. // Собрание законодательства Российской Федерации 23 ноября 2020 г. № 42 ст. 5009.
  2. Хапаев, И.М. Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ // Юристъ – Правоведъ. – 2018.  – № 2 (63). – С. 85-88. – Текст: непосредственный.
  3. Майорова, Я.С. Проблемы применения административной ответственности как инструмента противодействия правонарушениям в сфере оборота наркотиков / Я.С. Майорова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 42 (280). – С. 95-98. – URL: https://moluch.ru/archive/280/63053/ (дата обращения: 22.04.2023).
  4. Русаленко, Н.В., Сухова, Л.Е. Расследование и предупреждение хищения и сбыта наркотических веществ // Территория науки. – 2014. – № 2. – С.78-83. – Текст: непосредственный.
  5. Белозерцев, С.М. Проблемы комплексного предупреждения наркопреступности в молодежной среде // Вестник Восточно-сибирского института МВД России. – 2017. – № 1 (80). С. 19-21. – Текст: непосредственный.
  6. Цоколова, О.И. Ответственность за незаконный оборот наркотиков // Российский следователь. – 2020. – № 6. – С. 29-31. – Текст: непосредственный.
  7. Карпов Я.А. Актуальные вопросы совершенствования мер ответственности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Наркоконтроль. – 2021. – № 4. – С. 33. – Текст: непосредственный.
  8. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Положения о назначении и выплате полицией вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших: Федеральный закон от 06 июня 2018 года № 356-ФЗ: текст в редакции от 15 августа 2018 г. [принят Государственной Думой 16 мая 2018 года: одобрен Советом Федерации 26 мая 2018 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. – – № 6 – ст. 612. – Текст : непосредственный.
  9. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ: текст в редакции от 29 декабря 2022 года: [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года: одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. – Текст: непосредственный.
  10. Васильева, З.В. Тактика допроса при расследовании незаконного сбыта наркотиков // Юридическая наука: история и современность. – 2018. – № 11. – С. 113-118. – Текст: непосредственный.
  11. Трашков, С.М. Комплексный криминологический анализ преступлений, совершаемых на почве наркомании, и проблемы их предупреждения // Актуальные проблемы науки, практики и вероисповеданий на современном этапе. Попов А.Н. Вторая заочная международная научно-практическая конференция. – Красноярск. – 2019. – С. 111-114. – Текст: непосредственный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: