УДК 378.14

Изучение организационных факторов, определяющих качество профессиональной подготовки курсантов военного вуза

Малашкевич Владимир Эдуардович – доцент кафедры Огневой подготовки Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.

Аннотация: В ходе исследования авторы изучили организационные факторы, определяющие качество профессиональной подготовки курсантов военного ВУЗа. К ним отнесли: высокая квалификация научно-педагогического состава ВУЗа, наличие современного оборудования для проведения занятий в ВУЗе, качественно составленные учебные программы, правильная организация учебного процесса, недостаточное количество методических рекомендаций по использованию индивидуального подхода в процессе обучения курсантов, налаженная система анализа обучения курсантов. Установили ранговою структуру данных факторов. Выявлено, что высокая квалификация научно-педагогического состава ВУЗа это один из ключевых факторов, определяющих качество профессиональной подготовки курсантов в образовательном процессе высшего учебного военного заведения.

Ключевые слова: организация учебного процесса, военный ВУЗ, курсаенты, изучение, факторы.

Введение

Военные учебные заведения, играют ключевую роль в подготовке военных кадров для Вооруженных сил РФ. В настоящее время очень актуальный вопрос по качеству обучения будущих офицеров [6].

Получение положительных результатов в процессе обучения курсантов, требует стратегического, научно обоснованного подхода.

В ходе исследования мы изучим организационные факторы, определяющие качество профессиональной подготовки курсантов военного ВУЗа. Установим ранговою структуру данных факторов.

Основные положения

В ходе исследования были использовали следующие методы исследования:

  • был проведен аналитический обзор научно-методической литературы и исследований отечественных исследователей, компетентных в данном вопросе (Сенча В.Г. 2000, Сливин Т.С. 2008, Шмаков Ю.А. 2010, Бурамбаев С.Ж 2010, Новиков А.А. 2012, и др.);
  • был проведен опрос респондентов, в роли которых выступили научно- педагогический состав Новосибирского военного ордена Жукова института им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ.

Проведя анализ научно-методической литературы по организации учебного процесса, авторы установили, что имеется высокая значимость выявления факторов, определяющих качество профессиональной подготовки курсантов военного вуза [1].

 Для решения этой задачи проводился опрос научно- педагогического состава Новосибирского военного ордена Жукова института им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ. Всего в опросе принимало участие 12 респондентов [2]. По итогу опроса респондентов, авторы выявили факторы и определили их ранговое место. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Ранговая структура факторов, определяющих качество профессиональной подготовки курсантов военного ВУЗа (n=12).

Ранговое место

(значимость)

Факторы

Ранговый

показатель (%)

1

Высокая квалификация научно-педагогического состава ВУЗа

12,0

2

Наличие современного оборудования для проведения занятий в ВУЗе

10,5

3

Качественно составленные учебные программы

9,8

4

Правильная организация учебного процесса

7,5

5

Недостаточное количество методических рекомендаций по использованию индивидуального подхода в процессе обучения курсантов

6,4

6

Налаженная система анализа обучения курсантов

5,5

Проведенным исследованием были установлены факторы, определяющих качество профессиональной подготовки курсантов военного вуза [5]. К ним относятся: высокая квалификация научно-педагогического состава ВУЗа, наличие современного оборудования для проведения занятий в ВУЗе, качественно составленные учебные программы, правильная организация учебного процесса, недостаточное количество методических рекомендаций по использованию индивидуального подхода в процессе обучения курсантов, налаженная система анализа обучения курсантов [3-4].

Вывод

В ходе исследований были установлены факторы, определяющих качество профессиональной подготовки курсантов военного ВУЗа. Выявлено, что высокая квалификация научно-педагогического состава ВУЗа это один из ключевых факторов, определяющих качество профессиональной подготовки курсантов в образовательном процессе высшего учебного военного заведения.

Список литературы

  1. Крафт, Н. Н. Организация самостоятельной учебной работы студентов / Н. Н. Крафт, Е. А. Пронин // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта : Санкт-Петербург, за 2019 г., посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и Дню российской науки (Санкт-Петербург, 03-27 февраля 2020 г.), Санкт-Петербург, 03–27 февраля 2020 года / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург". – Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург", 2020. – С. 306-308.
  2. Пронин, Е. А. Перспективы развития высшего и среднего профессионального образования России в условиях неопределенности / Е. А. Пронин // Высшее и среднее профессиональное образование России: вчера, сегодня, завтра: Материалы 17-ой Международной научно-практической конференции, Казань, 23 мая 2023 года. – Казань: Редакционно-издательский центр "Школа", 2023. – С. 479-481.
  3. Тащиян, А. А. Мотивационный аспектфизической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России как определяющий фактор развития профессиональных качеств / А. А. Тащиян, А. Т. Биналиев // Актуальные вопросы совершенствования служебно-боевой подготовки сотрудников в органах внутренних дел: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Волгодонск, 27 сентября 2019 года / отв. ред.: В. П. Полунин, Д. А. Ананкин. – Волгодонск: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. – С. 39-43.
  4. Assessing the efficacy of an experimental strength and conditioning program for professional mixed martial arts athletes / I. Davidenko, A. Bolotin, E. Pronin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2024. – Vol. 24, No. 1. – P. 36-43. – DOI 10.7752/jpes.2024.01005.
  5. Enhancing physical and functional fitness through the integration of health fitness elements in young gymnasts / E. V. Romanova, A. V. Vorozheikin, O. V. Bayankin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 10. – P. 2685-2691. – DOI 10.7752/jpes.2023.10307.
  6. Physical development and functional state of the neuromuscular apparatus of students of different health groups / I. Bocharin, M. Guryanov, E. Romanova [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. – 2023. – Vol. 23, No. 7. – P. 1583-1589. – DOI 10.7752/jpes.2023.07194.

Интересная статья? Поделись ей с другими: