УДК 37.013.77

Монтессори педагогика. Идеи М.Монтессори и традиционная школа

Кренева Анастасия Викторовна - магистрант Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Аннотация: Школы Монтессори ориентированы на обучение под руководством ребенка и практические занятия, где дети работают в своем собственном темпе и сами выбирают занятия. Учебная программа разработана для развития самодисциплины. Обычные школы придерживаются структурированного подхода к обучению, с установленной учебной программой и конкретными целями. В статье представлена сущность Монтессори образования и его отличие от традиционного подхода к образованию.

Ключевые слова: педагогика, Монтессори, традиционное образование, методы преподавания.

Метод обучения Монтессори, названный в честь его основательницы Марии Монтессори, представляет собой ориентированный на ребенка практический подход к обучению, основанный на научных наблюдениях за развитием человека. Этот образовательный метод отличается тем, что он приветствует индивидуальные стили обучения и развивает у детей чувство независимости. Философия Марии Монтессори основана на идее, что дети от природы стремятся учиться и способны начать обучение в тщательно подготовленной среде.

Подход Монтессори к образованию в корне отличается от традиционных методов преподавания в государственных школах. Он включает классы для разных возрастов, где дети могут учиться друг у друга и направлять друг друга. Этот подход усиливает взаимное обучение и способствует совместному решению проблем. Согласно исследованию, проведенному Лиллардом и Else-Quest, учащиеся Монтессори демонстрируют более позитивные социальные взаимодействия и продвинутое когнитивное развитие по сравнению со своими сверстниками в обычных классах [2].

В классах Монтессори учителя выступают в качестве фасилитаторов обучения, а не лекторов. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на заранее определенной учебной программе, учитель помогает детям изучить материалы и раскрыть содержащиеся в них уроки. Это помогает воспитывать в детях независимый дух и развивает их естественное любопытство. 

Философия Монтессори ставит внутреннюю мотивацию детей и естественное психологическое развитие в центр процесса обучения. Она верила в концепцию «поглощающего мышления», при которой дети, особенно в возрасте от рождения до 6 лет, без усилий перенимают опыт своего окружения. Первоначальное видение Монтессори заключалось в создании системы, в которой образование является «подспорьем к жизни» - подготовкой к взрослой жизни, а не стремлением только к академическим достижениям.

Подход Монтессори к образованию в высшей степени индивидуализирован и включает в себя сочетание видов деятельности и материалов, направленных на развитие творческих способностей, навыков решения проблем и социального взаимодействия. Обстановка в классе тщательно продумана, чтобы обеспечить детям возможность исследовать мир и учиться самостоятельно [4].

Оно включает в себя специальные инструменты, такие как пазлы, игры для счета и другие практические материалы. Монтессори подчеркивает важность обучения через открытия и самостоятельную игру. Такой практический подход позволяет детям развивать глубокое понимание концепций путем изучения материалов и манипулирования ими. Метод Монтессори также поощряет учащихся работать в своем собственном темпе и добиваться успеха в собственных достижениях, а не стремиться к внешнему подтверждению или вознаграждениям.

Дебаты по поводу «Монтессори педагогика против традиционной» являются важным и непростым выбором для родителей. Услышав различные мнения и точки зрения по каждой образовательной модели, многие родители часто начинают сомневаться, какой вариант лучше всего соответствует уникальным потребностям их ребенка и стилю обучения.

Две модели школьного обучения представляют принципиально разные подходы к образованию. Понимание этих различий имеет решающее значение для принятия обоснованного решения. В системе Монтессори-образования упор делается на самостоятельное обучение и практический опыт, способствующий независимости и любви к учебе. Учащиеся работают в группах или в одиночку, но основное внимание уделяется их потребности в творчестве, чтобы максимально раскрыть свой потенциал в различных областях. Система Монтессори специально учитывает уникальные требования учащихся, позволяя им развивать свои естественные интересы.

Напротив, традиционные школы обычно ориентируются на более структурированную учебную программу, соответствующую стандартизированным образовательным стандартам и готовящую учащихся к структурированной рабочей среде. У традиционного образования есть существенное преимущество в соответствии с утвержденными государством идеалистическими критериями. Для оценки качества образования следует использовать стандарты, установленные регулирующим органом страны.

При противопоставлении моделей Монтессори и традиционного образования важно понимать фундаментальные различия, которые отличают эти два подхода. Каждая система обладает уникальными характеристиками, которые влияют на различные аспекты образовательного процесса, от методов обучения до обстановки в классе [5].

В таблице 1 представлены отличия моделей Монтессори и традиционного образования.

Таблица 1. Отличия моделей Монтессори и традиционного образования.

Показатель

Монтессори педагогика

Традиционная педагогика

Философия обучения

Уважение к ребенку

Всестороннее образование ребенка

Индивидуальное обучение

Свобода выбора

Стандартизированная учебная программа Обучение, ориентированное на учителя

Единая оценка

Акцент на единообразии

Методы обучения

Обучение через игру Личностно-ориентированный подход Учитель помогает реализовать потенциал ребенка

Практическое обучение

Упор на прямое обучение Класс, ориентированный на учителя

Структурированные учебные мероприятия Единый подход к обучению

Окружающая среда

Доступные учебные материалы

Исследование под руководством учащихся

Дополнительное использование технологий

Регулируемый доступ к материалам

Структура под руководством учителя Центральная роль технологий

Расписание занятий

Гибкость в обучении

Самостоятельное обучение

Время для углубленного изучения

Структурированные временные рамки

Расписание, ориентированное на учителя

Последовательность и распорядок

Возраст учеников

Смешанные возрастные группы

Гибкость, основанная на интересах и потребностях

Обучение и поддержка со стороны сверстников

Единые возрастные группы

Программа обучения с учетом возраста

Постоянство в группе сверстников

Квалификация учителя

Специализированное обучение

Дополнительные сертификаты

Практика и совершенствование

Стандартные требования к обучению

Сосредоточение на учебной программе и управлении классом

Меньше внимания уделяется альтернативной педагогике

Ученический подход

Упор на самодисциплину

Отсутствие наказаний

Естественные последствия

Корректирующая модель

Акцент на соблюдении общих правил

Внешнее принуждение

Стоимость

В целом более высокие расходы

Инвестиции в уникальные материалы

Различные цены за обучение

Более рентабельная

Государственное финансирование

Стандартизированные ресурсы

Образование Монтессори, как и любая образовательная система, имеет свой набор плюсов и минусов. Этот подход известен своими уникальными методами воспитания независимости и практического обучения, но при этом он также создает проблемы, которые могут не соответствовать потребностям каждого ученика. Понимание этих преимуществ и недостатков имеет решающее значение для родителей и педагогов при определении того, подходит ли данный стиль обучения их ученикам или детям [3].

В различных городах России активно реализуются инновационные образовательные программы, основанные на методе М. Монтессори. Например, учебные заведения успешно применяют такие программы как «Русская Монтессори-школа Анны Дурмановой» в Москве и «Эврика-развитие», предназначенные для детей от 6 до 12 лет [1].

Суть педагогического подхода этих школ заключается в том, что дети имеют возможность самостоятельно оценивать свою учебную деятельность, заменяя традиционные оценки на самооценку.

Важно понимать, что обсуждение с учителем оценки помогает поддерживать ее честность. Поэтому дети учатся не только оценивать свои успехи объективно, но и становятся способными к самокритике. Они теперь не ищут подтверждения в оценках, а стремятся к знаниям и исследованию мира из собственного интереса.

Список литературы

  1. Буторина, А. Н. Реализация программы дополнительного профессионального образования «Развитие индивидуальности ребенка по методу М. Монтессори» / А. Н. Буторина, И. В. Каменева Е. В. Малыхина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-1. – С. 66-69. / Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37032564 (дата обращения: 07.05.2024).
  2. Ефимова, В. Л. Педагогика М. Монтессори с точки зрения физиологии активности // Историческая и социально - образовательная мысль, 2020. № 2./ КиберЛенинка [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-m-montessori-s-tochki-zreniyafiziologii-aktivnosti (дата обращения 07.05.2024)
  3. Исаева, И. Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям. / letidor [Электронный ресурс]. - URL:http://letidor.ru/article/irina isaeva montessori podkho 116629 (дата обращения 06.05.2024)
  4. Литвинов, Г. А. Социализация и воспитание личности в Монтессори-образовании / Г. А. Литвинов, В. В. Пугачёва // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2020. – № 6 (10). – С. 39-45. / Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43776962 (дата обращения: 06.05.2024).
  5. Перышкова, С. А. Применение Монтессори-педагогики в современной дошкольной организации / С. А. Перышкова, В. В. Саранцев. // Наука и Образование. – 2021. – Т. 4, № 2. / Научная электронная библиотека[Электронный ресурс]. - URL:: https://elibrary.ru/item.asp?id=47110970 (дата обращения: 05.05.2024).