УДК 37.013.77
Монтессори педагогика. Идеи М.Монтессори и традиционная школа
Кренева Анастасия Викторовна - магистрант Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Аннотация: Школы Монтессори ориентированы на обучение под руководством ребенка и практические занятия, где дети работают в своем собственном темпе и сами выбирают занятия. Учебная программа разработана для развития самодисциплины. Обычные школы придерживаются структурированного подхода к обучению, с установленной учебной программой и конкретными целями. В статье представлена сущность Монтессори образования и его отличие от традиционного подхода к образованию.
Ключевые слова: педагогика, Монтессори, традиционное образование, методы преподавания.
Метод обучения Монтессори, названный в честь его основательницы Марии Монтессори, представляет собой ориентированный на ребенка практический подход к обучению, основанный на научных наблюдениях за развитием человека. Этот образовательный метод отличается тем, что он приветствует индивидуальные стили обучения и развивает у детей чувство независимости. Философия Марии Монтессори основана на идее, что дети от природы стремятся учиться и способны начать обучение в тщательно подготовленной среде.
Подход Монтессори к образованию в корне отличается от традиционных методов преподавания в государственных школах. Он включает классы для разных возрастов, где дети могут учиться друг у друга и направлять друг друга. Этот подход усиливает взаимное обучение и способствует совместному решению проблем. Согласно исследованию, проведенному Лиллардом и Else-Quest, учащиеся Монтессори демонстрируют более позитивные социальные взаимодействия и продвинутое когнитивное развитие по сравнению со своими сверстниками в обычных классах [2].
В классах Монтессори учителя выступают в качестве фасилитаторов обучения, а не лекторов. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на заранее определенной учебной программе, учитель помогает детям изучить материалы и раскрыть содержащиеся в них уроки. Это помогает воспитывать в детях независимый дух и развивает их естественное любопытство.
Философия Монтессори ставит внутреннюю мотивацию детей и естественное психологическое развитие в центр процесса обучения. Она верила в концепцию «поглощающего мышления», при которой дети, особенно в возрасте от рождения до 6 лет, без усилий перенимают опыт своего окружения. Первоначальное видение Монтессори заключалось в создании системы, в которой образование является «подспорьем к жизни» - подготовкой к взрослой жизни, а не стремлением только к академическим достижениям.
Подход Монтессори к образованию в высшей степени индивидуализирован и включает в себя сочетание видов деятельности и материалов, направленных на развитие творческих способностей, навыков решения проблем и социального взаимодействия. Обстановка в классе тщательно продумана, чтобы обеспечить детям возможность исследовать мир и учиться самостоятельно [4].
Оно включает в себя специальные инструменты, такие как пазлы, игры для счета и другие практические материалы. Монтессори подчеркивает важность обучения через открытия и самостоятельную игру. Такой практический подход позволяет детям развивать глубокое понимание концепций путем изучения материалов и манипулирования ими. Метод Монтессори также поощряет учащихся работать в своем собственном темпе и добиваться успеха в собственных достижениях, а не стремиться к внешнему подтверждению или вознаграждениям.
Дебаты по поводу «Монтессори педагогика против традиционной» являются важным и непростым выбором для родителей. Услышав различные мнения и точки зрения по каждой образовательной модели, многие родители часто начинают сомневаться, какой вариант лучше всего соответствует уникальным потребностям их ребенка и стилю обучения.
Две модели школьного обучения представляют принципиально разные подходы к образованию. Понимание этих различий имеет решающее значение для принятия обоснованного решения. В системе Монтессори-образования упор делается на самостоятельное обучение и практический опыт, способствующий независимости и любви к учебе. Учащиеся работают в группах или в одиночку, но основное внимание уделяется их потребности в творчестве, чтобы максимально раскрыть свой потенциал в различных областях. Система Монтессори специально учитывает уникальные требования учащихся, позволяя им развивать свои естественные интересы.
Напротив, традиционные школы обычно ориентируются на более структурированную учебную программу, соответствующую стандартизированным образовательным стандартам и готовящую учащихся к структурированной рабочей среде. У традиционного образования есть существенное преимущество в соответствии с утвержденными государством идеалистическими критериями. Для оценки качества образования следует использовать стандарты, установленные регулирующим органом страны.
При противопоставлении моделей Монтессори и традиционного образования важно понимать фундаментальные различия, которые отличают эти два подхода. Каждая система обладает уникальными характеристиками, которые влияют на различные аспекты образовательного процесса, от методов обучения до обстановки в классе [5].
В таблице 1 представлены отличия моделей Монтессори и традиционного образования.
Таблица 1. Отличия моделей Монтессори и традиционного образования.
Показатель |
Монтессори педагогика |
Традиционная педагогика |
Философия обучения |
Уважение к ребенку Всестороннее образование ребенка Индивидуальное обучение Свобода выбора |
Стандартизированная учебная программа Обучение, ориентированное на учителя Единая оценка Акцент на единообразии |
Методы обучения |
Обучение через игру Личностно-ориентированный подход Учитель помогает реализовать потенциал ребенка Практическое обучение |
Упор на прямое обучение Класс, ориентированный на учителя Структурированные учебные мероприятия Единый подход к обучению |
Окружающая среда |
Доступные учебные материалы Исследование под руководством учащихся Дополнительное использование технологий |
Регулируемый доступ к материалам Структура под руководством учителя Центральная роль технологий |
Расписание занятий |
Гибкость в обучении Самостоятельное обучение Время для углубленного изучения |
Структурированные временные рамки Расписание, ориентированное на учителя Последовательность и распорядок |
Возраст учеников |
Смешанные возрастные группы Гибкость, основанная на интересах и потребностях Обучение и поддержка со стороны сверстников |
Единые возрастные группы Программа обучения с учетом возраста Постоянство в группе сверстников |
Квалификация учителя |
Специализированное обучение Дополнительные сертификаты Практика и совершенствование |
Стандартные требования к обучению Сосредоточение на учебной программе и управлении классом Меньше внимания уделяется альтернативной педагогике |
Ученический подход |
Упор на самодисциплину Отсутствие наказаний Естественные последствия |
Корректирующая модель Акцент на соблюдении общих правил Внешнее принуждение |
Стоимость |
В целом более высокие расходы Инвестиции в уникальные материалы Различные цены за обучение |
Более рентабельная Государственное финансирование Стандартизированные ресурсы |
Образование Монтессори, как и любая образовательная система, имеет свой набор плюсов и минусов. Этот подход известен своими уникальными методами воспитания независимости и практического обучения, но при этом он также создает проблемы, которые могут не соответствовать потребностям каждого ученика. Понимание этих преимуществ и недостатков имеет решающее значение для родителей и педагогов при определении того, подходит ли данный стиль обучения их ученикам или детям [3].
В различных городах России активно реализуются инновационные образовательные программы, основанные на методе М. Монтессори. Например, учебные заведения успешно применяют такие программы как «Русская Монтессори-школа Анны Дурмановой» в Москве и «Эврика-развитие», предназначенные для детей от 6 до 12 лет [1].
Суть педагогического подхода этих школ заключается в том, что дети имеют возможность самостоятельно оценивать свою учебную деятельность, заменяя традиционные оценки на самооценку.
Важно понимать, что обсуждение с учителем оценки помогает поддерживать ее честность. Поэтому дети учатся не только оценивать свои успехи объективно, но и становятся способными к самокритике. Они теперь не ищут подтверждения в оценках, а стремятся к знаниям и исследованию мира из собственного интереса.
Список литературы
- Буторина, А. Н. Реализация программы дополнительного профессионального образования «Развитие индивидуальности ребенка по методу М. Монтессори» / А. Н. Буторина, И. В. Каменева Е. В. Малыхина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-1. – С. 66-69. / Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37032564 (дата обращения: 07.05.2024).
- Ефимова, В. Л. Педагогика М. Монтессори с точки зрения физиологии активности // Историческая и социально - образовательная мысль, 2020. № 2./ КиберЛенинка [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-m-montessori-s-tochki-zreniyafiziologii-aktivnosti (дата обращения 07.05.2024)
- Исаева, И. Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям. / letidor [Электронный ресурс]. - URL:http://letidor.ru/article/irina isaeva montessori podkho 116629 (дата обращения 06.05.2024)
- Литвинов, Г. А. Социализация и воспитание личности в Монтессори-образовании / Г. А. Литвинов, В. В. Пугачёва // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2020. – № 6 (10). – С. 39-45. / Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43776962 (дата обращения: 06.05.2024).
- Перышкова, С. А. Применение Монтессори-педагогики в современной дошкольной организации / С. А. Перышкова, В. В. Саранцев. // Наука и Образование. – 2021. – Т. 4, № 2. / Научная электронная библиотека[Электронный ресурс]. - URL:: https://elibrary.ru/item.asp?id=47110970 (дата обращения: 05.05.2024).