УДК 355.23

Формирование патриотической идентичности будущих офицеров в образовательном процессе ведомственного вуза

Федосеева Ирина Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры Теории и Методики Непрерывного Профессионального Образования Факультета Подготовки кадров Высшей Квалификации и Дополнительного Профессионального Образования Санкт-Петербургского Военного Ордена Жукова Института Войск Национальной Гвардии Российской Федерации.

Аннотация: В статье представлен контент-анализ понятия «патриотизм», проанализированы результаты исследований, направленных на определение патриотической идентичности курсантов ведомственных вузов. Приведены результаты опроса курсантов Института войск национальной гвардии, показывающие их отношение и восприятие патриотизма.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, курсанты, военный вуз, образовательный процесс, профессиональное становление офицеров.

Патриотическая идентичность является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки и личностного развития будущих офицеров. Она представляет собой глубокую духовную связь с Отечеством, осознание своей причастности к истории, культуре и ценностям своего народа, готовность встать на защиту национальных интересов.

В современных условиях, когда Вооруженные Силы играют ключевую роль в обеспечении безопасности государства, формирование патриотической идентичности офицерского корпуса приобретает особую актуальность. Офицеры, как воспитатели и наставники личного состава, должны обладать высоким уровнем патриотического сознания, служить примером беззаветного служения Родине, быть носителями лучших воинских традиций.

Патриотическая идентичность офицера предполагает глубокое понимание своей роли и ответственности в деле защиты Отечества, готовность к самопожертвованию во имя высших национальных интересов. Она базируется на чувстве гордости за историческое прошлое своей страны, уважении к ее культурному наследию и достижениям, стремлении внести личный вклад в укрепление могущества и авторитета Российского государства.

Процесс формирования патриотической идентичности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза является комплексной задачей, требующей системного подхода и консолидации усилий всего профессорско-преподавательского состава. Только при условии создания целостной системы патриотического воспитания, органично интегрированной в учебный процесс, можно добиться желаемого результата – воспитания офицера, преданного своей Родине и готового с честью выполнить свой воинский долг.

Однако, прежде чем перейти к обсуждению, необходимо определиться с основным понятием «патриотизм», которое достаточно многогранно.

В толковом словаре С.И. Ожегова определение «патриотизма» представлено следующим образом: «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [6]. В философской литературе, в работах немецкого философа Г. Гегеля «патриотизм представлен как сознание абсолютности государства» [6].

Философы В. Карпов и В. Лутовинов, рассматривали «патриотизм как одну из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущую всем сферам жизни общества и государства, являющаяся духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества» [5].

В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся несколько иное определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде…». Таким образом, при определении патриотизм, в данном случае, связывается с природным чувством, объединяется его нравственное значение как добродетели и обязанности. Ясное и четкое сознание своих обязанностей по отношению к своему отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма [3].

По мнению А.Н. Вырщикова [2], патриотизм – это есть добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет государственного выступает стимулом индивидуальной свободы, но не как ограничением.

Патриотизм по мнению Р.В. Бойко [1], представляет собой совокупность нравственных чувств и определенных черт поведения. К ним автор относит: любовь к Родине, активный труд на благо Родины и поддержание традиций народа, бережное отношение к обычаям родной страны и историческим памятникам, стремление к укреплению достоинства и чести Родины. В.И. Микрюковым [7], рассмотревшим различные определения патриотизма, было дано следующее его определение. Патриотизм, по его мнению, это исторически сложившаяся и развивающаяся категория педагогики, которая отражает устойчивое положительное отношение граждан к своему Отечеству, и проявляется в деятельности на благо Родины.

Анализ исследований, направленных на изучение патриотической идентичности курсантов ведомственных вузов, показал, достаточно противоречивые результаты.

Опрос, проведенный О.В. Свинаревой среди курсантов университета МВД [9], определил, что несмотря на выбор ведомственного вуза, который уже сам по себе предполагает патриотизм, среди курсантов первого курса есть несколько человек, которые затрудняются ответить на вопрос, считают ли они себя патриотами, и которые вовсе отрицают патриотизм. Большинство курсантов определяют патриотизм как пожертвование личными интересами во блага общего дела, народа.

З.С. Ростунова также исследовала чувство патриотизма у курсантов университета МВД [8]. Согласно разработанному автором опросу больше половины респондентов считают важным нравственно-патриотическое воспитание в вузе, однако единственное мероприятие, которое вызывает чувство гордости почти у всех опрошенных – Церемония приведения к присяге. Также в ходе опроса установлено, что у трети респондентов не сформированы знания о патриотизме.

Исследование А.Ю. Котельникова [4], направленное на определение причин, мешающих патриотическому воспитанию курсантов военных вузов, установило, что для большинства курсантов патриотизм – это гордость за Отечество, выраженное через желание служить. Основными же причинами низкого уровня патриотизма у курсантов автор считает неустойчивую систему ценностей, сложности с продвижением национальной идеи и ослабление гражданской сплоченности.

В рамках реализации программы по военно-патриотическому воспитанию в Институте войск национальной гвардии (г. Санкт-Петербург) для курсантов ежегодно проводятся различные мероприятия патриотической направленности: патриотические акций, соревнования, комплекс мероприятий ко Дню победы, Дню защитника Отечества, Дню войск национальной гвардии, встречи в формате круглых столов с офицерами отдела военно-политической работы, конференции и семинары, посещение военных музеев, знакомство с военной историей России и института, занятия по проектам патриотической направленности и другие. Дополнительно с курсантами первого года обучения реализуется адаптационная программа.

Для оценки патриотической идентичности был проведен опрос среди курсантов первого года обучения. Определяя, что для них значит «быть патриотом» большинство курсантов ответили любить свою страну и работать на ее благо (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Результаты опроса курсантов 1 года обучения.

Согласно результатам следующего вопроса среди курсантов, как и в исследовании О.В. Свинаревой, есть небольшой процент курсантов, которые не могут дать однозначного ответа на вопрос, считают ли они себя патриотами. Стоит отметить, что в группе респондентов к концу первого года обучения в ведомственном вузе не нашлось курсантов, которые не могут назвать себя патриотами (рисунок 2).

2

Рисунок 2. Результаты опроса курсантов 1 года обучения.

В рамках мероприятий патриотической направленности, проводимых в институте ежегодно, одной из приоритетных задач является вовлечение курсантов в организацию и проведение данных мероприятий. Опрос показал, что данная задача выполняется не в полном объеме, так как доля курсантов, полноценно включающихся в проведение различных мероприятий, достаточно мала (рисунок 3).

3

Рисунок 3. Результаты опроса курсантов 1 года обучения.

Представленные результаты вопросов, составляющих лишь часть опроса, показывают наиболее важные для исследования аспекты патриотической идентичности курсантов. В большинстве своем результаты показывают тот же результат, что и анализ похожих исследований. Таким образом, можно утверждать, что разработанные на данный момент планы работ по патриотическому воспитанию курсантов имеют неэффективные методы и формы их реализации.

Определяя пути повышения уровня патриотической идентичности курсантов военных вузов, стоит рассмотреть внедрение интерактивных форм взаимодействия с курсантами, направленных на осознание курсантами ценности патриотизма, включение и реализацию современных методов, форм и средств обучения в контексте патриотического воспитания, однако это уже тема другого исследования.

Список литературы

  1. Бойко Р. В. Спортивно-патриотическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. №3. С. 34-38.
  2. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: учебное пособие. Волгоград: ГУ «Издатель», 2006. 172 с.
  3. Григорьев О. А. Анализ содержания понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Наука XXI века: теория, практика, перспективы развития. 2022. С. 76-79.
  4. Котельников А. Ю. Что мешает патриотическому воспитанию курсантов военных вузов // Глобальный научный потенциал. 2021. №. 4. С. 166-168.
  5. Лутовинов В. И Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания. М.: Сфетофон, 2012. 256 с.
  6. Малыхин В. Н., Малыхина Е. В. Различные подходы к определению понятия «патриотизм» как социально-нравственной ценности подрастающего поколения // Вестник магистратуры. 2020. №. 6-2. С. 54.
  7. Микрюков В. Ю. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников, 2007. №5. С. 2- 8.
  8. Ростунова З. С. Исследование чувств патриотизма среди курсантов // Студенческий научный форум. 2022. С. 46-48.
  9. Свинарева О. В., Ананьин О. Ю., Панкратова Е. П. Патриотизм как нравственная составляющая личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // Человеческий капитал. 2022. №. 7. С. 162-173.