УДК 37

Диссоциальное воспитание молодёжи и влияние субкультур

Кольцов Константин Николаевич – выпускник Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина

Аннотация: Статья представляет собой совокупный результат исследования процессов влияющих на воспитание и поведение молодёжи в современном российском обществе. В ней рассматриваются источники формирования и воспитания морально-нравственных и этических ценностей, а также причины их «деградации» и отмирания из-за источников негативного влияния и субкультур. Статья представляет существующие методы взаимодействия в текущей социальной среде людей, рождённых в XXI веке (поколение «Зумеров»), и пути решения уже сформировавшихся проблем развития молодежи в российском обществе. Также в статье присутствует выявление «узких мест» действующей молодёжной политики государства и сфер влияния негосударственных организаций и формирований. Здесь представлены варианты и пути решения сложившейся ситуации, пути акцентуации внимания научного сообщества на существующих проблемах (позиция «взгляд изнутри», вопросы, связанные с причинами социального и диссоциального воспитания молодежи через призму, с позиции субъекта, участника молодёжного сообщества). В статье говорится о том, что проблема развития в классическом бихевиоризме переосмысливается в теории социального научения – самом мощном направлении современной американской психологии развития, а исследования познавательного развития также претерпевают изменения – наблюдается переход от изучения эпистемического субъекта к изучению конкретного ребенка в реальных условиях его жизни [1, c. 3].

Ключевые слова: диссоциальное воспитание, морально-нравственные ценности, социализация, поколение зумеров, диссоциализация, субкультуры, молодёжная политика, информационная среда, соцсети, мессенджеры, деградация, молодёжная культура; взросление, детский возраст, юношеский возраст, возрастная психология.

Цель: Выявить закономерности и причины выраженного влияния субкультур XXI века на развитие и воспитания молодежи (до 25 лет).

Методы: В процессе исследования проблем влияния субкультур на воспитание молодежи использовались следующие методы: опрос, интервью и анализ тематических интернет-сайтов «имиджбордов»

Данная исследовательская работа проделана в качестве инициативного индивидуального проекта по раскрытию проблематики влияния на молодежь субкультур современности.

В настоящее время распространены следующие молодежные субкультуры: по трём направлениям – корейское и японское (халлю, k-pop, анимешники и т.д.), экстремальные и спортивные (диггеры, сталкеры, ЗОЖники), Интернет- поклонники компьютерных игр (гики, виско-герл, веб-панки, дед-инсайд, субкультуры поклонников анимации такие как: брони) [6, c. 1].

Условно субкультуры можно разделить на: идейные, в данных сообществах (группах) есть своя идея (идеология) и, как правило, некий свод правил. К таким относиться «фурри» (идея-любовь к животным и подражание им), брони (идея/идеология дружба, любовь и толерантность), к идейным же субкультурам прошлого относились «хиппи» их идея была любовь и мир во всём мире.

Наибольшая часть субкультур – стихийная, безыдейная, у них нет ни какой идеологии, правил и единого центра или общего основателя. Сюда относятсся: анимешники – это очень неоднородная субкультура, в которую входят ряд направлений как безобидных «кавай» или «откау», так и деструктивных или даже опасных «гуру» «хентай-анимешники». У данной субкультуры есть множество сообществ и фэндомов посвящённых манге и аниме, однако между ними нет общности, кроме источника происхождения их интереса, которым является Япония и японская культура. Однако в самой Японии слово «отаку» имеет сильно негативную окраску, так называть собеседника невежливои[4, c.1]. Значение «отаку» синомично слову «фанатик».

Стихийными сообществом являются также гики (любители компьютерных игр), ЗОЖники (сторонники здорового образа жизни). Исключение представляют «сталкеры и диггеры». Ранее эта субкультура обозначала людей – любителей подземелий и заброшенных зданий. Однако после выхода серии компьютерных игры «Stalker», «Metro» данная субкультура обрела общность и совершила переход от стихийной и разобщенной группы людей к упорядоченной, имеющий своё сообщество.

В подростковом возрасте (12-14лет) последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я»-концепция. Развитие взрослости в разных её проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердится подросток, какой характер приобретает его самостоятельность [2, c. 36].

Выбор своей субкультуры связан с подростковым проявлением идентичности (собственного Я) и одним из способов социализации. Выбор субкультуры может быть добровольным и вынужденным(навязанным).  Добровольный происходит по принципу общности интересов, хобби и увлечений. Навязанный же выбор связан с тем что молодёжь вынуждают «авторитеты» (родители, учителя, друзья) склоняют их к чуждой им субкультуры, примером может служить когда любителя компьютерных игр вынуждают быть ЗОЖником (спортсменом), хотя человеку ближе «гики». Похожий случай когда более крупная субкультура «фурри», вынуждают фанатов детской анимации, примкнуть к своей субкультуре.

После вступления в группу(сообщества) происходит ассоциация индивида с группой и постепенное смешение индивидуальных личностных черт с чертами группы. Для некоторых молодых людей субкультура единственный способ «найти себя» социализироваться. Такой фактор возникает, если индивида отвергло общество, тогда субкультуры остаются единственной альтернативой. 

Как описано в книге «Детская психология», социализация происходит в 13-14 лет и 16-18 лет. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка – переход от эгоцентрической позиции к объективной. Социальная жизнь, как ее понимает Пиаже, начинает играть прогрессивную роль в развитии ума довольно поздно, лишь на тех этапах, когда складываются отношения кооперации. Только с установлением этих отношений Пиаже связывает овладение ребенком нормами поведения и мышления. [1, c. 93]

Именно поэтому субкультуры выступают столь важным фактором в жизни подростка, так как способствуют социализации. В 90% случаев вхождение в субкультуру  происходит именно в возрасте 16-18 лет. При положительном влиянии субкультуры на личность в качестве итога общество получает человека, уверенного в себе, чётко осознающего свою индивидуальность, но и в тоже время причастность к обществу. Однако есть и обратная сторона. Далеко не все субкультуры оказывают позитивное влияние, зачастую происходит диссоциальное воспитание. Например, фанаты аниме «отаку» изолируют себя от общества, становясь «хикки». Как утверждается в книге Куна [3, c. 1-30], хикикомори – это подростки, изолировавшие себя от общества, они не учатся и не работают и проводят всё своё время в комнате в квартире родителей. Причиной такого поведения служит не только «отаку» но и ряд других факторов, однако субкультура «анимешников» при негативном влиянии способствует развитию социофобии у подростков.

Другой пример диссоциального воспитания в субкультурной среде – «фурри». Их идеология – любовь к животным, однако действия и увлечения «фурри» в подражании животным заходя очень далеко, например, формируют привлекательный образ сексуальных отношений с животными. Это в итоге формирует в сознании подростка сексуальные девиации «зоофилии».

Последний рассматриваемый пример – субкультура «гиков», фанатов компьютерных игр. При негативном исходе подросток теряет интерес к учёбе и с головой уходит в виртуальный мир, разрывает всякие связи и общение с людьми в реальной жизни. Здесь стоит провести аналогию с «отаку», однако в случае с «гиками» социофобия и социальная изоляция являются прямым следствием участия в данной субкультуре. Для «отаку» социофобия – косвенное влияние субкультурой среды.

Подводя итог вышесказанному, можно судить о том, сколь важна молодежная политика воспитания и просвещения. Ошибочными являются пути, при которых система образования и общество в целом навязывают подросткам свои ценности, далёкие от поколения «зуммеров». Данная ситуация приводит к тому, что подростки ищут выход собственного я в других делах, что ставит их под влияние субкультур, которое без должного общественного регулирования приводит к печальным последствиям и постепенной деградации морально-нравственных ценностей.

В качестве выхода из данной проблемы с диссоциальное воспитанием молодежи в возрасте до 25 лет и негативным влиянием субкультур. Может быть общественная и государственная деятельность направленная на молодёжь:

Во первых, создание клубов, кружков по интересам и внеклассных занятий на широкие тематики с возможность выбора тематики кружка/клуба, что дало бы свободу самовыражения собственного Я подросткам, и в тоже время сохранило контроль в рамках образовательной системы.

Во вторых, уделить внимание проблеме деструктивных субкультур, в России уже 20 лет процветает откровенно экстремистское сообщество «Фурри», не раз участки движения становились «героями» скандалов с зоофилией. Запрет подобных сообществ способствовал бы снижения их диссоциального влияние на молодёжь.

В третьих, создание не государственных молодёжных организаций, существующих на пожертвованиях. Такие организации, стали бы для подростков альтернативой.

В четвёртых, психологическое сопровождение подростков с 16 до 25 лет, и направление на бесплатные мероприятие по психологической поддержки и помощи, для борьбы с проявлениями социофобии.

В пятых, ужесточение мер контроля и наказания для подростков, участвующих «буллинге» и «травле» своих сверстников так как это толкает меньшинство, в сторону от общества и общественных ценностей.

Список литературы

  1. Обухова Л.Ф. – Детская психология, специфика развития ребёнка, теория Зигмунда Фрейда, воспитание и развитие личности, критические периоды социализации 13-14 лет и 16-18 лет, подростковый возраст в свете разных концепций, права ребёнка(подростка), Издательство Юрайт, 2017.
  2. Столяренко, Самыгин, Чапурко: Основы психологии молодежи
    от 14 до 25 лет, анализ школьных и студенческих групп, субкультур и радикальных движений, Издательство · Кнорус, 2023.
  3. Кевин Кун – Хикикомори, Издательство like book
  4. Отаку (Субкультура Аниме): http://miramirov.ru/project/subculture/all/dr_ky/otak.html (дата обращения: 02.05.2024).
  5. Обзор субкультур 21-го века: https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/molodyezhnye-subkultury-21-veka-osobennosti-i-vliyanie-na-lichnost-podrostkov/ – (дата обращения: 29.03.2024).
  6. Субкультура Брони-фурри: https://sites.google.com/view/subcultura-brony-who-is-brony/%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%82-%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8 (дата обращения: 21.03.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: