УДК 37

Электронные образовательные ресурсы как средство филологической подготовки будущего учителя начальных классов

Савина Елена Олеговна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Педагогики, дисциплин и методик начального образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы и перспективы использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в филологической подготовке. Автор анализирует сложности, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты при интеграции ЭОР в учебный процесс, а также предлагает пути их решения. Основное внимание уделяется техническим аспектам, качеству контента и индивидуализации обучения.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, филологическая подготовка, интеграция, технические аспекты, качество контента, индивидуализация обучения.

В условиях стремительного развития информационных технологий образовательная отрасль переживает значительные трансформации. Внедрение цифровых образовательных ресурсов становится ключевым элементом в процессе обучения, открывая новые перспективы для получения знаний и развития навыков. Важность данной проблематики определяется необходимостью адаптации образовательных систем к условиям цифровизации, в контексте которой подготовка учителей начальных классов с филологическим уклоном приобретает дополнительные аспекты.

Объектом исследования является использование электронных образовательных ресурсов в рамках филологической подготовки будущих учителей. Цель работы заключается в анализе потенциала и эффективности применения данных ресурсов в данной области. В задачи исследования входит рассмотрение разнообразия электронных образовательных ресурсов, оценка их пригодности для интеграции в образовательный процесс, а также выявление оптимальных методик их использования.

В настоящее время в образовательной сфере электронные образовательные ресурсы (ЭОР) приобретают статус ключевого элемента, модернизирующего традиционные методики педагогической работы и процессы обучения. ЭОР представляют собой комплекс цифровых материалов и инструментов, предназначенных для использования в образовательных целях, самообразовании и стимулирования критического мышления. К ним относятся мультимедийные лекционные материалы, интерактивные задания, электронные учебные пособия, образовательные игры и другие форматы, способствующие повышению доступности, интереса и эффективности образовательного процесса [3].

В рамках филологического образования ЭОР раскрывают перед будущими педагогами начальных классов дополнительные перспективы, обеспечивая более глубокое погружение в изучение языка и литературы, а также способствуя развитию у учащихся умений критически анализировать тексты, осмысливать литературные произведения и культурные контексты. Это приобретает особую значимость в свете того, что цели филологического образования выходят за рамки простого усвоения правил и норм, включая в себя задачу формирования у обучающихся способности к творческому мышлению и артикуляции собственных идей.

Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в области филологического образования способствует повышению уровня информационной грамотности преподавателей и обучающихся, что представляет собой приоритетное направление в контексте развития современного информационного общества [2]. Преподаватели, освоившие компетенции работы с ЭОР, обладают возможностью более результативно отбирать учебные материалы, адаптировать их с учётом индивидуальных требований обучающихся и формировать образовательную среду, характеризующуюся активностью и вовлечённостью.

Следовательно, электронные образовательные ресурсы представляют собой эффективный инструментарий для педагогических кадров, который способствует не только трансляции знаний, но и развитию у студентов навыков самостоятельного поиска, анализа и критической оценки информации, а также её практического применения. В этом аспекте филологическое образование приобретает дополнительное измерение, становясь более адаптивным, интерактивным и отвечающим требованиям современного общества [1]. Внедрение ЭОР оказывает существенное влияние на совершенствование образовательного процесса, повышая его качество, доступность и стимулируя мотивацию учащихся различных возрастных групп.

В контексте цифровизации образовательного сектора, электронные образовательные ресурсы (ЭОР) выступают в роли фундаментального компонента в процессе филологического образования. Эти ресурсы охватывают широкий спектр цифрового контента, в том числе текстовые материалы, мультимедийные компоненты, интерактивные модули и онлайн-платформы, которые способствуют обогащению традиционных методик преподавания и обучения.

В рамках филологической подготовки возможна классификация ЭОР на основе их функциональных особенностей и формата представления. К примеру, данные ресурсы могут быть категоризированы как текстографические, гипертекстовые, аудиовизуальные и мультимедийные. Текстографические ЭОР охватывают электронные издания книг и статей, гипертекстовые включают в себя интерактивные веб-сайты и онлайн-энциклопедии, аудиовизуальные ЭОР представлены в форме лекций и подкастов, в то время как мультимедийные ресурсы интегрируют элементы текста, аудио и видео для обеспечения более глубокого и всестороннего изучения учебного материала [6].

Интеграция электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процесс филологической подготовки предоставляет студентам и преподавателям возможность использовать обширный спектр материалов, адаптируемых под индивидуальные требования образовательного процесса. Данные ресурсы способствуют укреплению навыков критического мышления, а также аналитических и интерпретационных умений, которые лежат в основе филологического образования. ЭОР обеспечивают возможность для студентов самостоятельно изучать учебный материал, осуществлять его повторение в удобное время и получать незамедлительную обратную связь посредством интерактивных заданий и тестирований.

Преимущества внедрения ЭОР заключаются в повышении уровня доступности и гибкости образовательного процесса, обеспечении возможности его индивидуализации, а также в расширении доступных образовательных ресурсов за рамки традиционного классного пространства. ЭОР также вносят вклад в развитие информационной грамотности и технологических компетенций, необходимых в условиях современного информационного общества [7].

Тем не менее, использование ЭОР имеет ряд ограничений, включая необходимость наличия высокоскоростного доступа в интернет и современного технологического обеспечения, что может быть проблематично в регионах с ограниченными технологическими возможностями. Кроме того, переход на использование ЭОР предполагает необходимость развития новых компетенций преподавателей в сфере информационных технологий и разработки учебных материалов. Следует также учитывать риск информационной перегрузки и потенциального отвлечения внимания студентов из-за избытка доступных интернет-ресурсов.

Процесс внедрения электронных образовательных ресурсов в систему филологического образования является комплексной задачей, характеризующейся рядом преимуществ и специфических трудностей. Рассмотрим некоторые из наиболее значимых аспектов данного процесса.

Технические аспекты

В условиях всеобщей цифровизации общества наличие доступа к высокоскоростному интернету обретает статус необходимого условия. Тем не менее, не всем студентам доступно использование интернет-соединения с высокой пропускной способностью, что особенно актуально для жителей удаленных территорий и лиц, ограниченных в ресурсах. Проблемы, связанные с обновлением программного обеспечения, а также совместимостью разнообразных платформ и устройств, могут создавать препятствия для эффективного использования электронных образовательных ресурсов.

Качество контента

Задача обнаружения качественных и актуальных электронных образовательных ресурсов, соответствующих академическим критериям, не всегда решается без трудностей. Не редкость, когда ресурсы содержат устаревшую или недостаточно качественную информацию. Отбор соответствующих учебных материалов представляет собой сложную задачу для преподавательского состава и обучающихся.

Адаптация к индивидуальным требованиям

Обучающиеся обладают индивидуализированными образовательными потребностями, и не каждый электронный образовательный ресурс способен удовлетворить их в полной мере. Определенная часть студентов может столкнуться с затруднениями при самостоятельной работе с электронными ресурсами, особенно в случае отсутствия у них необходимого уровня владения цифровыми технологиями [4].

Имплементация электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процесс подготовки студентов-филологов предполагает проведение детального анализа и применение комплексного подхода. Ниже приведены рекомендации по преодолению трудностей и развитию возможностей в данной области:

Интеграция в образовательный процесс

Необходимо обеспечить интеграцию ЭОР в структуру образовательного процесса. Для этого следует организовать активное включение данных ресурсов в лекционные занятия, семинары и практические заседания.

Следует предусмотреть систему обучения студентов работе с электронными образовательными ресурсами для их эффективного использования.

Повышение качества контента

Создание качественных ЭОР, отвечающих академическим требованиям, является приоритетной задачей. Возможности для этого включают разработку интерактивных учебников, мультимедийных материалов, аудио- и видеолекций.

Сотрудничество с профессионалами в области филологии и лингвистики способствует повышению содержательного уровня образовательных ресурсов.

Индивидуализация процесса обучения

Разработка ЭОР должна учитывать индивидуальные особенности и потребности студентов. Это предполагает предоставление возможности выбора учебных материалов, заданий и методов тестирования.

Необходимо обеспечить поддержку студентам в процессе самостоятельной работы с ЭОР.

Формирование образовательных сообществ

Использование сетевых порталов и форумов для создания площадок взаимодействия и обмена опытом по вопросам филологического образования.

Организация взаимодействия между студентами и преподавателями через онлайн-платформы способствует формированию образовательного сообщества.

В целом, электронные образовательные ресурсы имеют огромный потенциал для развития филологической подготовки [5].

В рамках настоящего исследования был проведен анализ проблематики и перспектив применения электронных образовательных ресурсов в контексте филологического образования. В ходе работы были выявлены и систематизированы основные трудности, возникающие перед преподавателями и обучающимися в процессе интеграции данных ресурсов в образовательную деятельность, а также предложены пути их разрешения.

Одним из наиболее значимых аспектов, ограничивающих эффективность использования электронных образовательных ресурсов, является техническая инфраструктура, в частности, необходимость доступа к высокоскоростному интернету и современным технологическим устройствам. Кроме того, акцентируется внимание на значимости качества контента электронных образовательных ресурсов, их соответствии академическим нормам и стандартам. Выделяется потребность в разработке адаптивных ресурсов, способных удовлетворять индивидуальные образовательные потребности студентов.

Потенциал применения электронных образовательных ресурсов оценивается как значительный: они способствуют формированию интерактивных и результативных учебных материалов, обогащению дидактического процесса и повышению уровня информационной компетентности обучающихся. Актуальность дальнейших исследований в данной области и совершенствование методик интеграции электронных образовательных ресурсов в систему образования являются приоритетными направлениями научной работы.

В заключение отмечается, что электронные образовательные ресурсы имеют потенциал стать значимым инструментом в процессе филологического образования, при условии осознания существующих проблем и активной работы по их решению.

Список литературы

  1. Батчаева П.А. Электронные образовательные ресурсы как средства формирования сознательного отношения к изучаемым дисциплинам будущими учителями начальных классов // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-1.
  2. Белоглазова Е. В. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки будущих учителей начальных классов //Гуманитарные науки и образование. – 2019. – Т. 10. – № 2. – С. 20-27.
  3. Белоглазова Е. В. Создание и использование электронного образовательного контента в условиях цифровизации образования // Гуманитарные науки и образование. – 2021. – Т. 12. – №. 1. – С. 12.
  4. Вершинина Н. В., Бабина С. А. Научно-методический потенциал электронной образовательной среды в контексте филологической подготовки будущего учителя начальных классов // Гуманитарные науки и образование. – 2021. – Т. 12. – № 2. – С. 29-35.
  5. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Тенденции развития компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 6 (67). – С. 117-122.
  6. Мосолков, А.Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html.
  7. Фортыгина С. Н. Педагогические условия эффективного функционирования модели информационно-образовательной среды как средство формирования проектировочной компетенции будущих учителей начальных классов // Вестник Сургутского государственного университета. – 2015. – № 1 (7). – С. 8-12.

Интересная статья? Поделись ей с другими: