УДК 373.31

Особенности формирования финансовой грамотности младших школьников на занятиях математического кружка

Белоскова Анастасия Александровна – студентка Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Научный руководитель Савченко Владимир Владимирович – учитель начальных классов, старший преподаватель кафедры дошкольного, начального и специального образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей формирования финансовой грамотности младших школьников на занятиях математического кружка. Изучены особенности овладения начальными навыками адаптации в быстро развивающемся и изменяющемся мире. Описано примерное содержание математического кружка по финансовой грамотности младших школьников.

Ключевые слова: финансовая грамотность, математика, экономика, математический кружок, младшие школьники.

По мере развития и усложнения экономической стороны жизни финансовая грамотность становится крайне важной как для взрослых, так и для детей. За последнее десятилетие было проведено большое количество исследований, посвященных формированию базовых навыков финансовой грамотности, в частности, можно упомянуть работы М.И. Богомоловой, Н.Н. Калининой, Н.А. Струнилиной и других авторов. Основываясь на значительном количестве аналитических и эмпирических материалов, ученые-экономисты и педагоги убедительно продемонстрировали, что существующий невысокий уровень грамотности в финансовых вопросах превратился в достаточно серьезную проблему, способную в какой-то мере замедлять социально-экономический прогресс [1], [2], [3].

Формировать основы такой грамотности нужно начинать еще на первых этапах получения общего образования. Согласно Закону "Об образовании" освоение финансовых инструментов обязательно на всех образовательных ступенях, поэтому включено в учебные программы всех образовательных учреждений России [5].

В ФГОС НОО указано, что «овладение начальными навыками адаптации в быстро развивающемся и изменяющемся мире является одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» [4].

Современное общество не может существовать без денежного обращения, дети тоже очень рано начинают сталкиваться с денежным обменом. С первого класса большинству учеников родители начинают выдавать небольшие суммы на ежедневные расходы, поэтому важно, чтобы они понимали, как правильно распоряжаться этими деньгами. При этом по мере взросления вопросы обращения с личными и общественными финансами все более усложняются.

Надо учитывать, что дети сегодня активно совершают самостоятельные покупки не только за наличные деньги, но также успешно покупают товары в интернет-магазинах и используют пластиковые банковские карты. Иными словами, с начального школьного возраста они превращаются в активных участников несложных торгово-финансовых отношений.

Понятие «финансовая грамотность» подразумевает владение следующими навыками:

  • уметь правильно распоряжаться собственными доходами;
  • уметь правильно планировать расходы;
  • принимать верные решения о распределении денег;
  • успешно увеличивать доходную часть.

Финансовую грамотность можно эффективно развивать на дополнительных занятиях в математических кружках, где дети младших классов изучают основные понятия о существующих типах собственности, базовой доходно-расходной части в жизни среднестатистической семьи, разумном расходовании средств, осмысленной трате денег на карманные расходы. В первых классах дети уже начинают понимать базовую экономическую терминологию, включающую понятия: производство товаров, собственность, рынок, торговля, стоимость, денежное обращение [3].

Содержательная часть обучения финансовой грамотности в рамках кружка может включать следующие тематические разделы:

  1. Прикладная арифметика.

Как принято записывать цифры в других странах и какие были придуманы системы счета, начиная с древних времен? Арабские и римские системы числовой записи. Гигантские и очень малые числа. Как открыли понятие нуля? Некоторые приемы быстрого счета. Числовые инверсии, делители, проценты, остатки, неравенства.

Ведущая цель занятий на данном этапе – развивать интерес к владению информацией о числах и создавать мотивацию к дальнейшим углубленным занятиям математикой.

  1. Базовые знания о денежном обращении.

Возникновение денежных единиц, способы взаиморасчетов, финансовый рынок, иностранная валюта. Нумизматика, коллекции древних и уникальных монет. Интересные древние квесты для решения и квестовые истории.

  1. Банковская система.

С какой целью появились банки, их основной функционал. Виды банковских и кредитных систем. Типы денежных единиц и их ликвидность. Понятия процентной ставки, депозита, заимствования, кредитования. Доходность, прибыль, виды финансовых операций, их выгоды и издержки. Процессы инфляции и девальвации.

  1. Решение финансовых задач.

Попытки решить практические текстово-сюжетные финансовые задачи, в том числе рассчитать проценты на кредит или вклад.

Ведущая цель занятий на данном этапе – развить мыслительную логику, сформировать навыки составления и использования сложных процентных формул, ознакомить с наиболее важными логическими законами и научить применять их на практике.

  1. Понятие бюджета.

Бюджет семьи, его доходная и расходная части. Денежное государственное реформирование, финансовый баланс и способы его достижения.

Кроме того, на занятиях целесообразно проводить проектные работы, чтобы практически закрепить полученные сведения и навыки.

Связанные с практическими занятиями задачи:

  • Выбирать тематику и самостоятельно вести свои проекты;
  • Научиться пользоваться литературными и иными информационными источниками по интересующей теме;
  • В качестве саморазвития углубленно изучать отдельные математические и финансовые задачи, обращаясь по необходимости к преподавателю;
  • Научиться представлять изученное как письменно, так и устно, визуализировать изученное и хорошо ориентироваться в вопросах по пройденным материалам [2].

Вероятная тематика проектных работ:

  • Функции и виды денежных единиц.
  • История развития счета и систем счисления. 
  • Математические знания и операции с финансами.
  • Исторические корни появления банковских систем.
  • Понятие финансового баланса, соотношение доходной и расходной части.

Мы приходим к выводу, что финансовая грамотность школьников младших классов должна включать в себя умение использовать финансовую терминологию, оперировать базовыми понятиями, решать несложные практические финансовые задачи и планировать собственный бюджет с небольшими суммами денег. Для того, чтобы заложить у детей основы благополучного будущего, учителя и родители должны научить их правильно использовать и зарабатывать деньги, дать понимание, что из себя представляет денежное обращение и откуда берутся денежные единицы. Набор практически ориентированных тем занятий математического кружка, представленный в данной работе, фокусируется не только на математических инструментах, но и иллюстрирует общий подход к принятию финансовых решений. Решая предложенные задачи, необходимо использовать изученные финансовые термины и обсуждать их значение.

Список литературы

  1. Богомолова М. И. Исходные аспекты экономического воспитания детей // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференции. Часть 1/ Под ред. О. В. Дыбиной, О. А. Еник. Тольятти: ТГУ, 2016. С. 29-34.
  2. Калинина Н. Н. Экономическая практико-ориентированная образовательная среда и основы предпринимательства в школе // Экономика в школе. 2008. № 3. С.11-19.
  3. Струнилина Н. А. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я, 2013. №4. С. 57-63.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf (дата обращения 12.03.2024).
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование. // Официальные документы в образовании. Москва. № 25. 2004. С. 103-108.

Интересная статья? Поделись ей с другими: