УДК 372.87

Применение эмоциональных опор на уроках по предмету окружающий мир как средство формирования познавательного интереса

Агеева Анна Вячеславовна – студентка факультета дошкольного, начального и специального образования Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация. в статье рассматриваются условия формирования познавательного интереса при помощи эмоциональных опор на уроках по предмету «Окружающий мир», возможности их применения, методики и задания, способствующие применению эмоциональных опор на уроке.

Ключевые слова: эмоциональная опора, окружающий мир, познавательный интерес, урок, младший школьник.

Формирование познавательного интереса при помощи эмоциональных опор на уроках по предмету «окружающий мир» имеет огромную важность ввиду того, что эмоциональная составляющая влияет как на общее усвоение информации, так и индивидуальный интерес и мотивацию к теме урока.

Формирование познавательного интереса на уроках осуществляется при помощи применения интерактивных методов обучения, использования игровых элементов и индивидуальной и коллективной эмоциональной вовлеченности в деятельность обучающихся. Исходя из этого применение эмоциональных опор является эффективным средством формирования познавательного интереса к обучению на уроках «окружающего мира»

Особенностью является то, что использование эмоциональных опор укрепляет эмоциональную готовность ученика к восприятию новой информации и взаимодействию с окружающим миром, при помощи различного вида творческой деятельности. Воспроизведение и демонстрация объектов творческой деятельности позволяют выявлять индивидуальную эмоциональную заинтересованность к каждой теме и обеспечить дальнейшее поддержание интереса к обучению у младших школьников.

Методика развития познавательного интереса с использованием эмоциональных опор разрабатывалась в трудах таких ученых как В.Г. Асеева, Э.А. Бараза, Н.Ф. Виноградова, Ю.Ф. Сухарева, С.Н. Лысенкова, Н.Г. Морозовой С.Л. Рубинштейна и Н.Ф. Шаталова.

Возможности применения эмоциональных опор на уроках по предмету «окружающий мир» разнообразны.

Использование эмоциональных опор является средством обеспечения эмоционального комфорта младших школьников на занятиях, способствуя их открытому социальному взаимодействию. [1, c.54]

Также развиваются способность выражать свои эмоции и чувства, понимать эмоции других, повышается эмпатия и навыки саморегуляции позволяющие младшим школьникам как понимать, так и взаимодействовать с другими людьми в различных ситуациях.

Эмоциональная вовлеченность раскрывает личные интересы к теме у каждого ученика, повышая их общую мотивацию к обучению через интересные им темы.

Таким образом можно сказать, что эмоциональная опора в процессе обучения помогает создавать доверительную атмосферу между учениками и учителем, способствуя лучшему уровню усвоения информации, участию в учебном процессе и активному поиску новых знаний.

По способу организации детей на занятии выделяются следующие формы работы:

  1. Индивидуальная работа с использованием эмоциональной поддержки. Применяется в случаях, когда ребенок нуждается в первичной адаптации в новом коллективе или имеет трудности в взаимодействии с окружающими.
  2. Работа в группе. К этой форме относятся занятия целью, которой является развитие познавательного интереса опираясь на коллективную работу или воздействие на всю группу одновременно, к таким занятиям относятся просмотр фильмов, прослушивание музыки, рассказов.
  3. Работа в небольших группах. Разбирая класс на небольшие подгруппы, можно совместить обе формы и проводить занятия с корректировкой как общей работы групп, так и каждой подгруппы отдельно.

Формировании познавательного интереса будет эффективным при использовании следующих методов направленных на:

  1. Эмоциональное восприятие (задействование игр, воображаемых ситуаций, юмора)
  2. Познавательный интерес (анализ объекта, сравнение его с другими объектами, поиск сходств и различий между ними, поиск взаимосвязи) [3, c. 49]

Использование заданий, связанных с творческой деятельностью, совмещает оба типа представленных методов, т. к. творчество отражается как на эмоциональном восприятии, так и поддается анализу.

Примерами заданий, основанных на восприятии музыкальных и художественных произведений:

Использование композиций, связанных с музыкой и пейзажа. Особенно важно подбирать произведения с учетом их контраста. Противоположные по восприятию произведения не воспринимаются однородно, тем самым поддерживая интерес к произведениям путем разных по свойству ассоциаций.

Включение пословиц в изучение темы. Яркие и лаконичные по форме, пословицы запоминаются и поддерживают интерес к теме занятия. Использование определенных пословиц является лучшим способом отразить определенные природные процесс, не отражаясь при этом на восприятии темы. Пословицы можно использовать в классе по-разному. Одни из них используются для описания природных явлений, другие - для объяснения их смысла.

Многие пословицы связаны с народным фольклором о погоде. Исходя из этого можно давать задания на сравнения содержания пословицы с наблюдаемым явлением. Отгадывание загадок, вложенных в пословицы, является отличным способом вовлечения учеников в тему урока. [2, с. 19]

Практика использования пословиц подтверждает эффективность и актуальность данного метода для активизации познавательного интереса учащихся. Вспомогательные материалы позволяют учащимся начальной школы лучше развить интерес к происходящим природным явлениям, способствует развитию наблюдательности и позволяет лучше усваивать содержание программы.

При работе с эмоциональными опорами, такими как загадки, педагоги могут применять семантико-визуальный метод. При формировании у учащихся определенного настроя, состоящего из активной сенсорной и вдумчивой познавательной деятельности, учитель может предложить учащимся следующие вопросы: Какова причина или происхождение этого объекта? Почему он такой и отличается от других? [4, c. 28]

Задействуя эту опору у учеников лучше всего вникают в тему занятия, раздумывая ответ, они развивают такие характеристики как проницательность и интуиция развивается интуиция

Индивидуальные уроки с использованием эмоциональной поддержки должны обеспечивать «слияние» эмоциональных состояний учащихся и их познавательной деятельности. Задачей учителя является найти баланс между поддержанием необходимого уровня познавательного интереса к занятию и обеспечением необходимого уровня усвоения материала. Поэтому на «экологических» уроках учителю необходимо создавать эмоциональную поддержку, которая вовлекает учащихся в творческую деятельность [5, 31].

Рассматривание и анализ творческих произведений способствует желанию школьников познавать свои интересы и ощущения в процессе творческой производственной деятельности. Обучение с использованием репродукций картин сопровождается объяснениями учителя и учеников.

В методической литературе встречается прием «сенсорного» сравнения. Например, учитель выбирает между двумя пейзажными картинами на тему изменения природы и задействует одновременно пьесу «Времена года» Чайковского. В этом задании учитель позволяет учащимся прослушать произведение, заметить его, почувствовать, а затем, используя собственный жизненный опыт, составить свое мнение. Проанализировав представленную информацию, учащиеся задают следующий вопрос: «Какие эмоции автор вкладывает в произведение? Затем в процессе занятия предлагается нарисовать две картинки на тему «Природа России» и выбрать ту, которая подходит к музыке песни.

Мысленный эксперимент на уроке «Окружающий мир» - еще один метод психологической поддержки. Это одна из важнейших методик кейс-метода. Образовательная ценность мысленных экспериментов в том, что они учат детей видеть причинно-следственные связи и то, как развивается будущее. Вместо того чтобы просто рассматривать картинки, дети понимают не только осмысленное восприятие и внешнюю красоту, но и ощущают выстроенную связь в произведении.

К примеру, такого занятия можно отнести занятие на основе произведения Владимира Михалева «Мой край». В частности, можно обратить внимание детей на связь промышленной деятельности белгородской области и обозначением их в произведении. Для более эффективного эмоционального воздействия, подчеркивается то, как именно автор говорит о родном крае.

Такая методика одновременного влияния как на эмоциональное состояние, так и на познавательную деятельность помогает ученикам глубже проанализировать тему и лучше её усвоить из-за задействования аффективной памяти.

Стимулированию познавательной активности также помогает использование рефлексии, как средства усвоения материала и стимулирования дальнейшего интереса к теме ввиду того, что опора на существующий опыт вызывает сильную эмоциональную реакцию у ученика из-за его уверенности в своих знаниях. В такой ситуации учитель имеет возможность направить интерес ученика в сторону углублённого самостоятельного изучения темы, при помощи проектных заданий, тем самым формируя познавательный интерес к предмету.

Осуществить формирование познавательного интереса с использованием данной эмоциональной опоры учитель может через специальную рубрику «Вспомни» в начале и в конце рубрики. Учителю важно помнить о психологическом комфорте в группе и раскрывать ответы детей, точно уверенных в ответе, постепенно раскрывая их ответы и дополняя. Данная методика положительным образом влияет на восприятие предмета учениками, повышая их коммуникативные способности во время занятия и комфорт взаимодействия с окружающей средой.

Рубрика «Помни» также способствует формированию познавательного интереса, опираясь на неё учитель может показывать ученикам связь данного факта с окружающей средой, при этом задавать вопросы, позволяя ученикам выявлять логические цепочки, связанные между объектом и окружением.

Исходя из вышеизложенного для формирования познавательного интереса при помощи эмоциональных опор младшим школьникам необходимо давать творческие задания, одновременно влияющие на эмоциональное восприятие и познавательный интерес изучаемых тем. В этом случае учителя могут использовать задания связанные с произведениями искусства, музыкой, стихами, пословицами и поговорками. На основе произведений авторов учитель может показывать установленную связь между окружающим миром и произведением. Помимо задействования творческого процесса, учитель может одновременно закреплять материал и привлекать ученика к учебному процессу путем рефлексии им полученных ранее знаний. Уверенность ученика в ответе стимулирует его готовность отвечать на другие вопросы, связанные с предметом, повышая его познавательный интерес. Ровно, как и направляя и позволяя ученикам прослеживать и при помощи наводящих вопросов, устанавливать связь между обозначенным фактом и окружающей средой

Список литературы

  1. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения / Э.А. Бараз. – М.: Просвещение, 1998. – 119 с
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 368 с.
  3. Исаев, Е. И. Педагогическая психология: учебник для вузов / Е. И. Исаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., Издательство Юрайт, 2024. — 385 с.
  4. Касицина Н.В. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика / Н.В. Касицина, С.М. Юсфин. – М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010. – 195 с.
  5. Титовская Е.А. Эмоциональные опоры на уроках «окружающего мира» как средство индивидуализации обучения младших школьников / Е.А. Титовская // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: учебное пособие / отв.ред. О.В. Муромцева, Е.В. Иващенко, А.А. Лухтина. – Белгород: «Политера», 2015. – С. 268 – 269.

Интересная статья? Поделись ей с другими: