УДК 376

К вопросу об особенностях логопедической работы по развитию речевого дыхания при дизартрии

Лагутина Айшан Илхам кызы - студентка Смоленского Государственного Университета,

Иванова Наталья Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент Смоленского Государственного Университета.

Аннотация: В статье рассмотрены особенности логопедичсекой работы по развитию речевого дыхания при дизартрии.

Ключевые слова: речевое дыхание, дизартрия, нарушение звукопроизношения.

Одной из наиболее распространённых рекомендаций по коррекции речевого дыхания у детей является система, описанная в пособии «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями реччи», составленном Л.И.Беляковой, Н.Н.Гончаровой, Т.Г.Шишковой [1]. Работа по развитию нормальной физиологии речевого дыхания включает в себя 5 этапов, выполнение которых определяется строгой последовательностью [4]. С точки зрения практики логопеда, методика дыхания, разработанная А.Н.Стрельниковой, часто используется для улучшения речевого дыхания у детей с дизартрией. Отличие этого метода от традиционных подходов к утренней гимнастике заключается в том, что он основан на небольших и быстрых вдохах через нос в моменты, когда грудная клетка сокращается. Такие упражнения воздействуют на все участки человеческого тела, вызывают сложную реакцию всего организма и, благодаря интенсивности обмена веществ, увеличивают потребность в кислороде [11].

Особенность данной гимнастики заключается в том, что все ее составляющие сопровождаются быстрым и резким вдохом носом, что усиливает обмен кислорода в тканях в процессе внутреннего дыхания и активирует рецепторы слизистой оболочки полости носа, запуская рефлекторную связь носовой полости с различными органами. Этой гимнастикой могут заниматься как дети старше четырех лет, так и взрослые.

Для коррекции нарушений дыхания при дизартрии Г.В. Дедюхина рекомендует использовать аппарат В.Ф. Фролова, который разработал концепцию эндогенного дыхания и создал тренажер для индивидуальных дыхательных упражнений ТДИ-01. Этот инструмент помогает тренировать контроль над дыханием и дыхательными мышцами за счет создания сопротивления во время вдоха и выдоха, что позволяет целенаправленно воздействовать на диафрагму и укреплять дыхательные мышцы [5].

Применение тренажера Фролова в логопедической практике разделяется на две ключевые фазы:

  1. Первая фаза направлена на подготовительные процессы.
  2. Вторая фаза сосредоточена на создании дыхательных кинестезий и расширении объема воздуха, потребляемого легкими.

Использование устройства, разработанного В.Ф. Фроловым, обеспечивает несколько значимых преимуществ [3]:

  1. Укрепление мощности естественного выдоха.
  2. Стимуляция и усиление ощущений, связанных с дыхательным процессом.
  3. Формирование ритмичности в процессе выдоха.
  4. Разработка способности к продолжительному и стабильному выдоху.

В методическом руководстве, созданном А.А. Гуськовой, предложен набор игр и упражнений для детей в возрасте от 3 до 7 лет, направленных на улучшение речевого дыхания. Эти материалы организованы вокруг различных тем, что позволяет одновременно работать над словарным запасом и дыхательными навыками. В дополнение к упражнениям для речевого дыхания, представлены также активности для развития общей дыхательной функции и управления выдохом через рот [6].

Сконцентрироваться на укреплении дыхания по его силе, продолжительности и направленности [8]:

  1. Научиться делать звук продолжительно на одном выдохе.
  2. Произносить на одном выдохе 3-4 слога.
  3. Корректно говорить фразы из 2-3 слов.
  4. На одном выдохе соединять воедино фразу из четырех слов.
  5. На одном выдохе высказывать фразу из 5-6 слов.
  6. В рамках одного выдоха произносить 1-2 стихотворных строки.
  7. Совмещать дыхательные упражнения с декламированием стихов.

Предложенные А.А. Гуськовой игры и упражнения идеально подходят для совместной работы взрослых и детей на занятиях по развитию речи у дошкольников, включая логопедические сессии и повседневные образовательные моменты.

В последнее время, как в нашей стране, так и за ее пределами, набирает популярность технология биологической обратной связи (БОС), разработанная А.А. Сметанкиным. Этот метод использует передовые электронные устройства, в том числе интерактивные компьютерные тренажеры, создающие увлекательный игровой процесс [2].

БОС является абсолютно безопасным и не вызывает болевых ощущений. Он не имеет прямых противопоказаний и не влияет негативно на организм, а выступает в роли инструмента для мониторинга физиологических параметров. Это дает детям возможность наблюдать и анализировать изменения в своих функциях в реальном времени, что способствует самостоятельной коррекции своего состояния и улучшению выполнения упражнений.

Метод особенно эффективен для формирования правильного диафрагмального и реберного дыхания, улучшения речевого дыхания у детей и взрослых с различными речевыми нарушениями, такими как дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, а также при коррекции заикания, проблем с голосом, темпом речи и речевой тревожности.

Процесс коррекции и развития речевого дыхания включает в себя шесть ключевых этапов [7]:

  1. На начальном этапе структурируются жалобы и история болезни, далее в программе составляется индивидуальная карта пациента. Затем диагностика проводится с помощью симулятора БОС: устанавливаются датчики, включается микрофон для записи фоновых значений в спящем режиме и при различных уровнях речевой активности. Программа позволяет анализировать результаты в любое время в формате диаграмм, таблиц и аудиозаписей.
  2. Следующий шаг – обучение правильному диафрагмальному и релаксационному дыханию с использованием тренажера БОС.
  3. Далее идет этап формирования удлиненного и плавного выдоха, а также тренировка зрительного анализатора, что способствует подготовке к навыкам чтения и письма.
  4. На четвертом этапе внимание уделяется развитию ключевых компонентов речи: программа обеспечивает контроль за равномерностью и плавностью выдоха во время произнесения речевого материала, что способствует тренировке контроля над дыханием и дыхательной мускулатурой.
  5. Пятый этап направлен на формирование навыков связной и плавной речи, с акцентом на удлиненный выдох.
  6. Завершающий этап заключается в закреплении навыка свободного владения речью.

Технология биологической обратной связи (БОС) позволяет эффективно работать над коррекцией речевых нарушений и общим улучшением физиологических параметров детей, формируя здоровый дыхательный стереотип [9].

В дополнение к перечисленным методикам, применяются и аппаратные подходы, включая тренажер В.Ф. Фролова, который специализирован на тренировке контроля дыхания и укреплении дыхательных мышц. Также метод биологической обратной связи (БОС) демонстрирует высокую эффективность в коррекции речевых нарушений и формировании адекватного дыхательного режима, способствуя улучшению физиологического состояния.

Адаптация методик развития речевого дыхания с учетом типа и степени дизартрии требует индивидуализированного подхода, который учитывает специфические особенности и потребности каждого пациента. В зависимости от типа и степени дизартрии, логопедическая работа может варьироваться по следующим направлениям [10]:

  1. Оценка степени нарушения:
  • Легкая степень дизартрии: акцент на упражнениях для улучшения дикции и координации дыхания с речью.
  • Средняя степень: включение более интенсивных и частых тренировок для развития мускульного контроля и силы дыхательных путей.
  • Тяжелая степень: начало работы с базовыми упражнениями на восстановление основных дыхательных функций, постепенное введение задач на речевое дыхание.
  1. Учет типа дизартрии:
  • Спастическая дизартрия: фокус на релаксационных упражнениях для снижения мышечного тонуса, включая диафрагмальное дыхание для уменьшения спастичности речевых мышц.
  • Атаксическая дизартрия: акцент на упражнениях, направленных на улучшение контроля и координации движений, упражнения на баланс и точность дыхания.
  • Гипокинетическая дизартрия: применение методов для усиления силы и объема дыхания, улучшение голосовой силы и модуляции.
  • Гиперкинетическая дизартрия: использование техник для управления неконтролируемыми движениями, в том числе через регулирование дыхания.
  1. Индивидуальный подход:
  • Разработка индивидуальных упражнений, соответствующих уровню способностей пациента.
  • Постепенное усложнение задач, начиная с простых дыхательных упражнений до более сложных заданий на регуляцию дыхания во время речи.
  • Интеграция в повседневную жизнь, включая дыхательные упражнения в обычные действия и коммуникацию.
  1. Использование аппаратных методик:
  • Биологическая обратная связь (БОС): адаптация упражнений под конкретные потребности пациента, отслеживание прогресса и корректировка программы в реальном времени.
  • Аппарат Фролова и другие дыхательные тренажеры: настройка сопротивления и интенсивности упражнений в соответствии с физическими возможностями и целями лечения.
  1. Взаимодействие с другими специалистами: сотрудничество с неврологами и физиотерапевтами для комплексного подхода к лечению, что включает медикаментозное лечение, физиотерапию и логопедическую коррекцию.

Список литературы

  1. Носова О.П. Проблемы диагностики и коррекции дизартрии у детей с речевыми нарушениями // Российский журнал логопедии и специальной психологии. 2019. № 4. С. 58-64.
  2. Васильева М.Д. Использование инновационных методик в коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией // Инновации в образовании. 2018. № 6. С. 15-20.
  3. Богданова Н.В. Взаимодействие логопеда с родителями детей с дизартрией в процессе коррекции // Логопедическая практика. 2018. № 4. С. 30-35.
  4. Щербакова Е.И. Влияние психоэмоционального состояния на эффективность коррекции дизартрии у дошкольников // Психологическая наука и образование. 2022. № 6. С. 48-54.
  5. Сидорова Н.В. Физиологические аспекты речевого дыхания у детей с дизартрией // Журнал психологии и педагогики. 2020. № 1. С. 65-70.
  6. Иванова Е.Н. Особенности диагностики и коррекции дизартрии у дошкольников // Логопедия. 2019. № 2. С. 45-50.
  7. Герасимова О.С. Развитие речи у детей с дизартрией в условиях школы: опыт и проблемы // Школьный логопед. 2019. № 1. С. 18-25.
  8. Гусева Т.И. Организация логопедической работы с детьми с дизартрией в условиях школы: практические аспекты // Школьная логопедия. 2023. № 2. С. 30-36.
  9. Карпов В.Г. Психолого-педагогические аспекты коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией // Журнал специальной психологии. 2018. № 3. С. 76-81.
  10. Максимова И.А. Структура и содержание программы коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией // Развитие речи. 2022. № 3. С. 42-48.
  11. Жукова И.В. Сравнительный анализ методов коррекции дизартрии у дошкольников // Вестник практической психологии образования. 2021. № 1. С. 50-55.