УДК 37

Мотивация детей подросткового возраста к участию в школьных событиях и проектах

Богданова Ксения Андреевна – студентка магистратуры департамента Музыкального искусства Института культы и искусств Московского городского педагогического университета

Аннотация: В статье рассматривается проблема снижения мотивации детей подросткового возраста к участию в школьных мероприятиях. Подчеркивается важность воспитательных задач, реализуемых средствами проведения различных мероприятий в школе. Рассматриваются причины снижения уровня мотивации подростков. Предлагается метод привлечения внимания детей и повышения уровня заинтересованности к участию в активной школьной жизни.

Ключевые слова: подростковый возраст, мотивация, интерес, школьные мероприятия, воспитание, творчество, творческое познание мира.

Современная школа стремится разнообразить школьную жизнь своих учеников и для этого в течение всего года предлагается участие в самых разнообразных проектах, а также в мероприятиях, организованных внутри школы. Большим вопросом остается проблема мотивации детей подросткового возраста к участию в школьных событиях. Ввиду определённых возрастных особенностей, свойственных подростковому возрасту, этим детям гораздо сложнее дается участие в разнообразных активностях, предлагаемых школой. Воспитательная программа современной школы нацелена на активное вовлечение школьников с 1 по 11-й класс к разного рода мероприятиям.

Безусловно подбор мероприятий прежде всего осуществляется исходя из потребностей ребёнка того или иного возраста, и основывается на интересах и предпочтениях детей, а также на воспитательных задачах, которые стоят перед данными возрастными группами. Далеко не все школьные мероприятия носят обучающий характер. Школьная жизнь насыщена мероприятиями: спортивного, художественного, туристического направления. В школе часто проводятся праздники, фестивали и концерты. Основной задачей является активное включение ребенка в творческую, созидательную деятельность .

Условием успешной реализации данной задачи является благоприятная творческая среда, профессиональная работа педагога, живой интерес школьников к творческой деятельности, а также общая мотивация детей. В подростковом возрасте доминирующей потребностью является познание, основанные на личном интересе. Именно поэтому воспитательная работа с детьми данного возраста прежде всего направлена на обращение к потребностям личности ребёнка, на возможность завладеть вниманием, пробудить интерес. В этом возрасте ребёнок стремится проявить себя, что может увести ребёнка с правильного пути, поменять положительные моральные ориентиры. В данном случае на помощь приходит творчество, так как именно дети среднего школьного возраста проявляют большой интерес к творчеству. Однако зачастую приходится сталкиваться с отсутствием данного интереса у подростков.

Снижение мотивации к участию в активной школьной жизни у детей подросткового возраста может происходить по ряду причин.
Конечно, это касается возрастных особенностей данного периода,  11 - 16 лет, которой Л. Н. Выготский относил к подростковому периоду. Этот период характеризуется переходом от ведущей учебной деятельности к потребности в общении со сверстниками.

Также этот период взросления сопровождается сильными физиологическими изменениями, а также проявляется в сильных эмоциональных переживаниях. Ребёнок подросткового возраста прежде всего стремится стать взрослым и независимым, стремится создать вокруг себя дружные связи со сверстниками. Ребёнок подросткового возраста находится на перепутье и, если ранее, в младшей школе или в дошкольный период ребёнок не прошел этап игры, то сейчас вовлечение ребёнка в активный творческий процесс может быть осложнено.

Здесь важно упомянуть что для выстраивания успешной работы с ребёнком подросткового возраста, необходимым условием является наличие позитивного опыта участие в активной школьной жизни ранее.
Как говорил Р. Штайнер, основатель вальдорфской педагогики: «каждый ребёнок легко будет преодолевать этапы взросления, если на предыдущем этапе успел сформировать правильный фундамент.»

Если ребёнок был вовлечен в школьную жизнь ещё в младшей школе и получил желанное одобрение взрослых, ситуацию успеха, это будет считаться позитивным опытом и поможет в подростковом возрасте. В подростковом периоде как никогда важно мнение сверстников, мнение коллектива. Поэтому ещё одним фактором снижение мотивации может выступать мнение других детей. Педагогу необходимо оценивать риск, связанный с негативным отношением Школьников к участию в школьных проектах. Возможно, речь идёт о ребёнке с негативным опытом участия в прошлом, но занимающим лидирующую позицию в детском коллективе.

Такой ребёнок может настроить детский коллектив против участия в школьных мероприятиях. Здесь отличным выходом будет принятие всех школьных событий как традиций. Традиции обладают большой воспитательной силой. Отличным примером выступает опыт вальдорфской школы, где дети с первого класса активно участвует во всех школьных мероприятиях, с каждым годом получаю все больше свободы, но и больше ответственности за общее дело. Дети ценят свой вклад в общий проект.

Таким образом к подростковому возрасту формируется своеобразный ориентир, которому следует ребёнок в дальнейшем.
Проблемой снижения мотивации могут выступать гаджеты, которым многие дети привязаны с первого класса. Это объясняет отсутствие интереса к живому общению и процессу творческого познания мира. Дети подросткового возраста открыты пагубному влиянию социальных сетей с их нереалистичными стандартами или же уходят в мир компьютерных игр, где создают образ «идеального я» на экране, но не способны воплотить его в реальной жизни. Но ведь именно в совместном творческом порыве, в стремление к единому результату ребёнок начинает видеть свои сильные стороны, преодолевать себя тем самым формируя себя как личность.

Основным является наличие интереса к познанию и творчеству. Замечательно описан процесс открытия мира у Василия Александровича Сухомлинского в книге «Сердце отдаю детям», где описывается история детей послевоенного периода и как они открывают для себя мир путём творческого познания. У детей появляется интерес к жизни, Положительные эмоции, связанные с познанием. Таким детям гораздо проще будет в будущем поскольку им интересно жить и открывать для себя новое.

На основании вышесказанного я предлагаю свой подход к мотивации детей подросткового возраста к участию в школьных событиях и проектах. В основе моего подхода лежит идея преодоления озвученных ранее препятствий и, как результат, школьники активно участвуют в жизни школы с интересом для себя. Ответ на вопрос «как замотивировать подростка?» прост только на словах. Предлагать необходимо деятельность, отвечающую потребностям ребёнка. Все события мероприятия необходимо организовывать исходя из того, насколько дети «открыты» к активности, с каким детским коллективом предстоит организовать мероприятия и на сколько сильны противоборствующие силы. Отличной идеей будет создание выбора мероприятий для участия. Какие-то мероприятия будут отнесены к обязательным, а какие-то ребёнок может выбирать сам, что позволит ему проявить свою самостоятельность, а также благодаря многообразие форм проявить свои сильные качества в понравившемся ему направлении. Очень важно сделать участие в избранных мероприятиях традиционными и обязательными к участию. Имеет место определённая система поощрений.

Например, вручение значков, которые подготовлены заранее и соответствует тематике того или иного мероприятия. В конце года необходимо провести церемонию подведения итогов и торжественного награждения самых активных участников. В течение всего года должна проводиться активная реклама всех проходящих в школе событий. Замечательной идеей является предложение активности в формате игры «открой свои таланты». Во время участия в разнообразных событиях детям предоставляется возможность «прокачать себя как персонажа в игре», но только в реальном мире. Чем ярче и заразительнее будет проведена презентация, тем больше шансов заполучить драгоценное внимание детей.

Педагогу необходимо относиться с пониманием к выбору ребёнка и поддержать его в минуты слабости. Если школа будет выступать как единый организм, направленный на приобщение детей к внеурочной деятельности, то это позволит разрешить большое количество проблем, с которыми сталкивается ребенок подросткового возраста.

Ребёнку станет проще преодолевать этот непростой этап взросления. Удастся укрепить самооценку за счёт получения ситуации успеха на том поприще, где ребёнок проявляет интерес и может проявить свои сильные стороны. Многие мероприятия способные помочь возобновить интерес к учебной деятельности, а также введение «традиции» и конкурсного, соревновательного характера организации мероприятий возможно вовлечение даже мало активных детей.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил.
  2. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок— СПБ.: Изд-во Деметра ,2012—288с, ил.
  3. Каган М.С. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Учебное пособие. Санкт-Петербург 1996 г.
  4. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе— М.: Изд-во Парсифаль ,1995—272с, ил.
  5. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 816 с.: ил
  6. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста) /В. А. Сухомлинский – Москва: ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1961. – 224 с
  7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политическая литература, 1982.
  8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям — М.: Изд-во Концептуал 2019. – 320 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: