УДК 372.851

О разработке электронно-образовательного ресурса «Комбинаторика»

Научный руководитель Воистинова Гузель Хамитовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры фундаментальной математики Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий.

Кубицкая Милена Сергеевна – студент факультета математики и информационных технологий Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В статье рассматриваются преимущества использования электронно-образовательного ресурса на платформе WordPress. Приводятся структура и содержание электронно-образовательного ресурса «Комбинаторика».

Ключевые слова: электронно-образовательный ресурс, комбинаторика, цифровизация образования, конструктор сайтов.

С появлением и развитием информационных технологий и широкого доступа к интернету, образовательный процесс стал более гибким и доступным для всех. Образование, как и другие социальные сферы, все больше и больше развивается в цифровом мире. Как отмечает Г.Х. Воистинова [1], процесс цифровизации в принципе является неотъемлемой частью современного мира, и одним из наиболее популярных способов подачи информации в цифровом виде являются электронно-образовательные ресурсы (ЭОР). С их помощью можно предоставить информацию в любой форме: текстовой, графической, звуковой, анимированной (видео) или комбинированной. На просторах интернета можно найти множество ЭОР для любого вида занятий и увлечений, они, по сути, стали необходимым инструментом для обучения и обмена знаниями.

В методической литературе можно найти следующее определение: «Электронно-образовательный ресурс (ЭОР) – это образовательный, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения» [2]. Другими словами, можно сказать, что это образовательный сайт.

Для создания сайтов желательно уметь программировать и разрабатывать web-дизайн, но люди, не владеющие данными компетенциями, в начале работы сталкиваются с проблемой нехватки знаний и навыков. Что же делать в таком случае, например, обычному учителю, желающему создать ЭОР для своих учеников? Для людей далеких от программирования и дизайна, но имеющих желание и мотивацию, существуют – конструкторы сайта.

Разрабатывая ЭОР по теме «Комбинаторика», нам пришлось столкнуться с большим выборов различных конструкторов. Изучая преимущества и недостатки последних, мы остановились на WordPress (WP). Хотя сам по себе WordPress не совсем конструктор, как например Tilda (наверное, самый популярный конструктор на территории РФ в данный момент). WP – это система управления содержимым сайта (CMS) с открытым исходным кодом, или переводя на человеческий язык, это программа с удобным интерфейсом для создания веб-ресурса. В ней можно использовать код, но это необязательно. По мнению методистов [3], благодаря такой технологии все желающие могут создать себе сайт. Можно сделать это разными способами: написать вручную с помощью кода (т.е. используя язык программирования), использовать CMS, создать с помощью Конструктора.

Большой плюс WordPress, в том, что ресурс является бесплатным, не нужно платить за ПО и плагины. Можно заплатить за премиум и получить доступ к расширенному каталогу готовых тем для сайта и прочие «плюшки», которые совершенно не обязательны и никак не влияют на работу при создании. Заплатить придется только за домен и хостинг, где будут храниться файлы вашего сайта, но это потребуется и на других подобных ресурсах. Программа легко устанавливается, интерфейс интуитивно понятен и через полчаса работы (если не меньше) проблем в управлении не будет. Естественно, если есть плюсы, есть и минусы, но минусы для данного ЭОР не являются существенными, разве что один – долгая прогрузка страниц, в остальном проблем нет.

Также на WordPress можно создавать интерактивные задания и тесты, что позволяет всем желающим проверить свои знания и увидеть хорошо ли они применяют изученный теоретический материал на практике. WP также предоставляет возможность интеграции с другими платформами и сервисами. Например, с помощью плагина LMS (система управления обучением) можно интегрировать электронно-образовательный ресурс с платформами для онлайн-курсов, такими как Moodle или Blackboard. Это дает возможность преподавателям использовать лучшие инструменты для обучения и управления курсами, а ученикам – получать доступ к материалам и заданиям в одном месте.

Раздел математики – комбинаторика, ранее входил в курс математики старших классов, но по новой учебной программе комбинаторика вошла в новую школьную дисциплину «Вероятность и статистика». Теперь с элементами комбинаторики на данном предмете школьники знакомятся в 9-ом классе. К сожалению, не все школы пока оснащены учебниками по новому математическому предмету «Вероятность и статистика», также анализ научно-методической литературы свидетельствует об отсутствии единой методики обучения элементам дискретной математики, в частности комбинаторики. Анкетирование учителей математики, проведенное нами, также показало, что, из-за недостаточной проработанности методических материалов и сложностью комбинаторных задач, некоторые учителя исключают их из рассмотрения. В то же время задачи комбинаторного характера можно встретить среди олимпиадных, а приемы, используемые при их решении, могут быть полезны всем ученикам при решении и других задач. Множество интересных задач, в том числе и комбинаторных, можно найти в пособии одного из авторов статьи [4].

Таким образом, электронно-образовательный ресурс «Комбинаторика» является актуальным и может помочь учителям при изучении данного раздела в 9-х классах.

Разработанный нами ЭОР содержит: историю развития комбинаторики, теоретический материал, а также разнообразные задачи, в том числе и повышенной трудности. Ресурс будет полезен для учителей и учащихся и доступен в любое время. WordPress позволяет структурировать информацию, предоставлять доступ к различным учебным материалам, включая видео-уроки, презентации, тесты и задания. Кроме того, платформа предоставляет возможность взаимодействия между преподавателями и учащимися для получения обратной связи и контроля прогресса обучения.

Список литературы

  1. Воистинова Г.Х. Об использовании информационных технологий в обучении // Физика конденсированного состояния и ее приложения: сборник трудов IV Междунар. науч.-практ. конференции 22–24 сентября 2022 г., Республика Башкортостан, г. Стерлитамак / отв. ред. А.И. Филиппов. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2022. – С. 470-475.
  2. Гущина О.М. Цифровая культура: учебно-методическое пособие // О.М. Гущина, Е. В. Панюкова. – Тольятти: ТГУ, 2023. –142 с.
  3. Онацкий А.Н. Основы сайтостроения: учебное пособие // А.Н. Онацкий, М.В. Скоробогатова. – Иркутск: ИФ МГТУ ГА, 2020. – 126 с.
  4. Воистинова Г.Х. Избранные вопросы методики обучения математике: Внеурочная работа / Г.Х. Воистинова, М.Ю. Солощенко. – Стерлитамак, 2015 – 83 с.