УДК 373.24

Развитие речи у детей: всесторонний подход

Жиенбаева Сайра Нагашыбаевна – доктор педагогических наук, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан)

Адамова Манара Елекеновна – магистр педагогических наук, директор Департамента дошкольного образования Министерства просвещения Республики Казахстан (г. Астана, Республика Казахстан)

Исаева Жибек Кайруллиновна – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института раннего развития детей Министерства просвещения Республики Казахстан (г. Астана, Республика Казахстан)

Сагалиева Жанар Каукербековна – кандидат педагогических наук, доцент, руководитель лаборатории научно-педагогических исследований Института раннего развития детей Министерства просвещения Республики Казахстан (г. Астана, Республика Казахстан)

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития речи у детей в аспекте всестороннего подхода. Развитие речи является основополагающим аспектом общего развития ребенка. Данная статья предлагает комплексный подход к развитию речи, который включает в себя: общение с ребенком в раннем возрасте, чтение вслух, участие в песнях и стишках, использование языковых игр, создание благоприятной языковой среды, раннюю диагностику и вмешательство, непрерывную поддержку со стороны родителей. Этот всесторонний подход обеспечивает детям необходимые навыки для эффективного общения, познания и самовыражения. Родители и опекуны играют решающую роль в развитии речи своих детей, создавая поддерживающую и стимулирующую среду для языкового роста. Статья выполнена на основе проекта научного и (или) научно-технического грантового финансирования AP19677736 «Научно-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста» на 2023-2025 годы.

Ключевые слова: проблема развития речи, развитие речи детей, всесторонний подход, общее развитие ребенка, использование языковых игр, создание благоприятной языковой среды, эффективное общение, среда для языкового роста.

Развитие речи – один из важнейших аспектов развития ребенка, поскольку оно служит основой для общения, обучения и самовыражения. Всесторонний подход к развитию речи у детей охватывает различные методы и стратегии, которые учитывают индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка [1]. Благодаря комплексному подходу дети могут развивать полноценные речевые навыки, которые позволят им эффективно общаться, добиваться успеха в академической и социальной сферах.

Развитие речи у детей – это сложный и многогранный процесс, требующий всестороннего подхода. При применении всестороннего подхода родители, педагоги и специалисты могут помочь детям достичь максимального потенциала в области речевого развития.

Ключевые компоненты всестороннего подхода к развитию речи:

  • контекстуальное взаимодействие;
  • чтение и письмо;
  • артикуляция и произношение;
  • словарный запас и грамматика;
  • понимание и речевое понимание;
  • социальная прагматика;
  • специализированная поддержка;
  • дополнительные компоненты.

Контекстуальное взаимодействие является основополагающим компонентом развития речи у детей, включает в себя предоставление богатой и стимулирующей языковой среды, в которой дети могут активно участвовать в осмысленном общении, предполагает обеспечение богатой и стимулирующей языковой среды, частые и открытые разговоры с детьми, ответы на вопросы детей, поощрение их вопросов, включение детей в повседневные разговоры и обсуждения (таблица 1).

Таблица 1. Контекстуальное взаимодействие.

Виды

Характеристики

1

Обеспечьте богатую и стимулирующую языковую среду

Окружите детей книгами, игрушками, музыкой и другими материалами, которые побуждают к общению.

Разговаривайте с детьми часто и открыто, используя богатый язык и словарный запас.

2

Разговаривайте с детьми часто и открыто

 

Начинайте разговаривать с детьми с раннего возраста, даже если они еще не могут говорить сами.

Описывайте то, что вы делаете, задавайте вопросы и отвечайте на вопросы детей.

3

Отвечайте на вопросы детей и поощряйте их задавать вопросы

Когда дети задают вопросы, это означает, что они заинтересованы в обучении и понимании мира.

Отвечайте на их вопросы терпеливо и полно, а также поощряйте их задавать больше вопросов.

4

Включайте детей в повседневные разговоры и обсуждения

Включайте детей в обычные разговоры и обсуждения, даже если они не могут полностью участвовать.

Это поможет им услышать, как используется язык в реальных ситуациях.

5

Поощряйте невербальное общение

Невербальное общение, такое как жесты, выражения лица и зрительный контакт, является важной частью коммуникации.

Поощряйте детей использовать эти невербальные сигналы, чтобы выражать себя и понимать других.

Эффективное контекстуальное взаимодействие позволяет детям изучать язык в осмысленном и естественном контексте. Это помогает им развивать навыки понимания, выражения, социального взаимодействия и грамотности [2].

Чтение и письмо: чтение детям вслух с раннего возраста, обсуждение книги и истории с детьми, помощь детям развивать навыки грамотности, поощрение детей писать и рассказывать истории (таблица 2).

Таблица 2. Чтение и письмо.

Виды

Характеристики

1

Чтение

Процесс извлечения и понимания смысла из письменного текста.

Включает в себя кодирование символов (букв, слов), понимание грамматики и синтаксиса, извлечение информации и построение смысла.

Навык, необходимый для получения и обмена информацией, обучения, развлечения и личного развития.

2

Письмо

Способ передачи мыслей, идей и информации через письменный текст.

Включает в себя продуцирование связных, информативных и грамматически правильных текстов.

Инструмент коммуникации, самовыражения, обучения и записи знаний.

3

Связь между чтением и письмом

 

Чтение и письмо взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Чтение обеспечивает основу для письма, предоставляя знания о языке, структуре и содержании.

Письмо способствует улучшению навыков чтения за счет совершенствования понимания текста и когнитивных процессов.

Оба навыка важны для академического успеха, профессиональной деятельности и повседневной жизни.

4

Компоненты чтения

 

 

 

Декодирование

Понимание

Интерпретация

Критическое мышление

Компоненты письма

 

Планирование

Организация

Стилистика

Грамматика и пунктуация

Также рекомендуется усилить такие навыки, улучшающие чтение и письмо, как фонематическое осознание (способность различать звуки речи), беглость (способность быстро и точно читать текст), понимание прочитанного (способность понимать и интерпретировать написанное), организация мыслей (умение структурировать и связно излагать идеи), словарный запас (знание значений слов), грамматика и пунктуация (знание правил языка для правильного письма), саморедактирование (умение выявлять и исправлять ошибки).

Артикуляция и произношение: обращайте внимание на ясность речи и правильность произношения, повторяйте и подражайте звукам и словам, используйте логопедические упражнения для улучшения артикуляции. Артикуляция – это физический процесс производства речи [3]. Она включает в себя скоординированное движение разных органов речи, таких как губы, зубы, язык, небо, голосовые связки. Эти органы работают вместе, чтобы создавать различные звуки, которые составляют речь. Произношение – это то, как мы на самом деле произносим слова [3]. Включает в себя такие факторы, как артикуляция (физическое производство звука), интонация (подъемы и спады голоса при произнесении слов), ритм (скорость и продолжительность, с которой произносятся слова), ударение (акцент, который делается на определенных слогах или словах), звук речи (характерные черты речи человека, такие как тембр голоса, акцент и скорость произношения). Артикуляция является основой правильного произношения. Если органы речи не могут правильно артикулировать звуки, человек не сможет произносить их четко. Однако артикуляция – это лишь один фактор, влияющий на произношение. Интонация, ритм, ударение и звук речи также играют важную роль в том, как мы произносим слова.

Словарный запас и грамматика: расширяйте словарный запас детей, представляя новые слова и понятия; объясняйте значение новых слов и выражений; поддерживайте развитие грамматики детей, используя правильные грамматические конструкции. Словарный запас – увеличение словарного запаса путем чтения, прослушивания и разговора, изучение новых слов в контексте, использование словарей и тезаурусов, запоминание новых слов с помощью мнемонических приемов или карточек, установка цели для изучения определенного количества новых слов в день. Грамматика – изучение основных частей речи (существительные, глаголы, прилагательные и т. д.), понимание различных времен и видов глаголов, изучение грамматических структур, таких как предложения, фразы и придаточные предложения, упражнения по грамматике для улучшения точности, получение обратной связи от учителя или носителя языка [3].

Понимание и речевое понимание: убедитесь, что дети понимают язык, который они слышат; поясните сложные понятия и идеи; используйте наглядные материалы и жесты для поддержки понимания. Понимание относится к познавательному процессу, с помощью которого человек воспринимает и интерпретирует информацию из своего окружения. Речевое понимание является подмножеством понимания, которое конкретно связано с устной коммуникацией (таблица 3).

Таблица 3. Понимание и речевое понимание.

 

Тип

Виды

Характеристики

1

Понимание и речевое понимание

Внимательное слушание

 

 

Сосредоточение внимания на устной речи и понимание ее смысла

Чтение с пониманием

Интерпретация письменного текста и извлечение из него смысла

Визуальное понимание

Интерпретация зрительной информации, такой как изображения, графики и жесты

Дедуктивное и индуктивное рассуждение

Обнаружение закономерностей, связей и выведение логических заключений

Рефлексия

Критическое мышление о собственных мыслях, чувствах и действиях

2

Речевое понимание

Восприятие речи

 

Распознавание звуков речи и интерпретация их как слов и предложений

Обработка речи

Анализ смысла и структуры устной речи

 

Хранение и извлечение речи

Сохранение речевой информации в памяти и ее извлечение при необходимости

Прагматика речи речь

Понимание контекста и невербальных сигналов, сопровождающих

Семантика речи

 

Понимание значения слов, фраз и предложений

Основное отличие между пониманием и речевым пониманием заключается в том, что понимание относится к общему процессу интерпретации информации из различных источников, в то время как речевое понимание конкретно связано с устной коммуникацией [4]. Другие отличия включают в себя модальность (понимание может происходить через различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную и т. д.), в то время как речевое понимание связано исключительно со слуховым восприятием), формат (понимание может быть применено к различным форматам информации (устная речь, письменный текст, графики и т. д.), в то время как речевое понимание касается только устной речи), цель (понимание направлено на извлечение значимой информации, в то время как речевое понимание, как правило, служит для облегчения общения и социального взаимодействия).

Социальная прагматика: обучайте детей соответствующему использованию языка в социальных ситуациях, поощряйте детей вести разговоры и общаться с другими, развивайте навыки повествования и умения слушать. Это область лингвистики, которая изучает, как люди используют язык в социальных ситуациях. Она фокусируется на том, как слова, фразы и невербальное общение используются для передачи сообщений, установления отношений и выполнения социальных функций. Компоненты социальной прагматики:

  • понимание намерений и перспектив (способность понимать, что другие люди думают, чувствуют и хотят сказать);
  • использование и интерпретация невербальных сигналов (способность распознавать и понимать выражения лица, жесты, позу тела и тон голоса);
  • контроль очереди (умение знать, когда и как вступать в разговор, поддерживать его и завершать его);
  • регулирование темы и смены темы (способность поддерживать релевантные темы разговора и переводить их на новые темы по мере необходимости); вежливость и социальные условности (знание социальных норм и правил вежливости, таких как приветствия, благодарности и извинения); социальное познание (способность понимать социальные ситуации и принимать соответствующие решения). Люди с нарушениями социальной прагматики могут испытывать трудности с использованием и интерпретацией языка в социальных ситуациях. Это может проявляться в следующих симптомах: трудности с пониманием юмора, сарказма и идиом, неумение понимать социальные намеки или читать эмоции, говорение слишком громко или слишком тихо, или с неподходящим тоном голоса, трудности с поддержанием зрительного контакта, неумение понимать очереди в разговорах. Социальная прагматика развивается в течение всего детства и подросткового возраста. Дети учатся социальным навыкам общения через взаимодействия с родителями, сверстниками и учителями. Интервенции раннего вмешательства могут быть полезны для детей с нарушениями социальной прагматики.

Специализированная поддержка: при необходимости обращайтесь за поддержкой к логопеду или специалисту по речевому развитию, они могут оценить навыки ребенка и разработать индивидуальный план лечения.

Дополнительные действия: пойте песни и рифмовки с детьми, играйте в словесные игры и головоломки, поощряйте драматическую игру и ролевые игры.

В работе с детьми по развитию речи предлагается ряд рекомендаций:

  1. Советы по поощрению контекстуального взаимодействия:
  • читайте детям вслух ежедневно;
  • пойте песни и рифмовки;
  • играйте в игры, которые стимулируют общение, такие как «Да или нет» и «20 вопросов»;
  • посещайте мероприятия и места, которые предлагают возможности для общения, например, библиотеки, игровые площадки и парки;
  • ограничьте время, проводимое за экранами, так как это может помешать живому общению;
  1. Стратегии улучшения чтения и письма:
  • много читать: чтение самых разных текстов расширяет словарный запас, улучшает понимание и развивает критическое мышление;
  • практиковать письмо: регулярное письмо укрепляет грамматические навыки, улучшает стиль и развивает способность ясно выражать свои мысли;
  • получать обратную связь: получение критики от других помогает улучшить навыки чтения и письма;
  • использовать технологии: технологии могут улучшить понимание прочитанного и упростить процесс письма;
  • развивать любопытство и мотивацию: увлечение чтением и письмом повышает шансы на улучшение этих навыков;
  1. Артикуляцию и произношение можно улучшить с помощью различных упражнений, таких как:
  • упражнения на артикуляцию, которые помогают улучшить координацию органов речи;
  • упражнения на произношение, которые фокусируются на правильном произношении конкретных звуков и слов;
  • чтение вслух и запись своей речи, чтобы выявить и исправить ошибки произношения;
  • работа с логопедом, который может предоставить индивидуальное руководство и поддержку;
  • улучшение артикуляции и произношения может повысить четкость речи, улучшить коммуникативные навыки и повысить уверенность;
  1. Улучшение словарного запаса и грамматики:
  • регулярная практика: заниматься изучением языка на регулярной основе, чтобы закрепить знания;
  • многократные повторения: повторять новые слова и грамматические концепции несколько раз, используя различные методы;
  • отслеживание прогресса: отслеживать изученный словарный запас и грамматику, чтобы выявлять области, требующие дополнительного внимания;
  • получение обратной связи: получать обратную связь от учителя, носителя языка или друга для исправления ошибок и улучшения точности;
  • использование языковых упражнений: выполнять разнообразные языковые упражнения, такие как заполнение пропусков, перестановка предложений и перевод, чтобы улучшить понимание грамматики;
  • использование приложений для изучения языка: использовать приложения, такие как Duolingo, Babbel или Rosetta Stone, для изучения новых слов и грамматики в игровой и увлекательной форме;
  • общение с носителями языка: общаться с носителями языка, чтобы практиковать использование новых слов и грамматики в реальных ситуациях.
  1. Понимание социальной прагматики имеет важное значение для:
  • повышения социальных навыков;
  • улучшения межличностных отношений;
  • развития эффективных коммуникативных навыков;
  • диагностики и лечения нарушений развития;
  • создание инклюзивной среды для людей с нарушениями общения.

Таким образом, всесторонний подход к развитию речи у детей играет решающую роль в обеспечении их готовности к общению, обучению и пожизненному успеху. Сочетая различные методы, такие как ранняя стимуляция речи, подражание моделям, интерактивное чтение и занятия по обогащению словарного запаса, этот подход решает все аспекты речевого развития, от фонологии до семантики и прагматики. Внедряя всесторонний подход к развитию речи у детей, родители, педагоги и другие специалисты могут предоставить им прочную основу для речевого развития и помочь им реализовать свой полный коммуникативный потенциал.

Список литературы

  1. Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения» от 12 августа 2016 года № 499. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 сентября 2016 года № 14235. –https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600014235
  2. Жиенбаева С.Н., Исаева Ж.К., Адамова М.Е. Социально-эмоциональное дошкольное воспитание и интеллектуальное развитие ребенка // Обществознание и социальная психология. – 2023. – № 5 (49). – С. 806-810. – https://drive.google.com/file/d/1q4P6Kmg9Opx_xtCfjZ97lQ79A_rZ40nR/view?usp=share_link
  3. Исаева Ж.К. Общая теория диалога: Монография. – Павлодар: ПГПИ, 2012. – 155 с.
  4. Richards J.C., Renandya W.A. Methodology in Language Teaching // ResearchGate. – 2022. – https://www.researchgate.net/publication/360835767_Methodology_in_Language_Teaching_An_Anthology_of_Current_Practice_Jack_C_Richards_Willy_A_Renandya.

Интересная статья? Поделись ей с другими: