УДК 373.24
Развитие речи у детей: всесторонний подход
Жиенбаева Сайра Нагашыбаевна – доктор педагогических наук, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан)
Адамова Манара Елекеновна – магистр педагогических наук, директор Департамента дошкольного образования Министерства просвещения Республики Казахстан (г. Астана, Республика Казахстан)
Исаева Жибек Кайруллиновна – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института раннего развития детей Министерства просвещения Республики Казахстан (г. Астана, Республика Казахстан)
Сагалиева Жанар Каукербековна – кандидат педагогических наук, доцент, руководитель лаборатории научно-педагогических исследований Института раннего развития детей Министерства просвещения Республики Казахстан (г. Астана, Республика Казахстан)
Аннотация: В статье рассматривается проблема развития речи у детей в аспекте всестороннего подхода. Развитие речи является основополагающим аспектом общего развития ребенка. Данная статья предлагает комплексный подход к развитию речи, который включает в себя: общение с ребенком в раннем возрасте, чтение вслух, участие в песнях и стишках, использование языковых игр, создание благоприятной языковой среды, раннюю диагностику и вмешательство, непрерывную поддержку со стороны родителей. Этот всесторонний подход обеспечивает детям необходимые навыки для эффективного общения, познания и самовыражения. Родители и опекуны играют решающую роль в развитии речи своих детей, создавая поддерживающую и стимулирующую среду для языкового роста. Статья выполнена на основе проекта научного и (или) научно-технического грантового финансирования AP19677736 «Научно-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста» на 2023-2025 годы.
Ключевые слова: проблема развития речи, развитие речи детей, всесторонний подход, общее развитие ребенка, использование языковых игр, создание благоприятной языковой среды, эффективное общение, среда для языкового роста.
Развитие речи – один из важнейших аспектов развития ребенка, поскольку оно служит основой для общения, обучения и самовыражения. Всесторонний подход к развитию речи у детей охватывает различные методы и стратегии, которые учитывают индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка [1]. Благодаря комплексному подходу дети могут развивать полноценные речевые навыки, которые позволят им эффективно общаться, добиваться успеха в академической и социальной сферах.
Развитие речи у детей – это сложный и многогранный процесс, требующий всестороннего подхода. При применении всестороннего подхода родители, педагоги и специалисты могут помочь детям достичь максимального потенциала в области речевого развития.
Ключевые компоненты всестороннего подхода к развитию речи:
- контекстуальное взаимодействие;
- чтение и письмо;
- артикуляция и произношение;
- словарный запас и грамматика;
- понимание и речевое понимание;
- социальная прагматика;
- специализированная поддержка;
- дополнительные компоненты.
Контекстуальное взаимодействие является основополагающим компонентом развития речи у детей, включает в себя предоставление богатой и стимулирующей языковой среды, в которой дети могут активно участвовать в осмысленном общении, предполагает обеспечение богатой и стимулирующей языковой среды, частые и открытые разговоры с детьми, ответы на вопросы детей, поощрение их вопросов, включение детей в повседневные разговоры и обсуждения (таблица 1).
Таблица 1. Контекстуальное взаимодействие.
№ |
Виды |
Характеристики |
1 |
Обеспечьте богатую и стимулирующую языковую среду |
Окружите детей книгами, игрушками, музыкой и другими материалами, которые побуждают к общению. |
Разговаривайте с детьми часто и открыто, используя богатый язык и словарный запас. |
||
2 |
Разговаривайте с детьми часто и открыто
|
Начинайте разговаривать с детьми с раннего возраста, даже если они еще не могут говорить сами. |
Описывайте то, что вы делаете, задавайте вопросы и отвечайте на вопросы детей. |
||
3 |
Отвечайте на вопросы детей и поощряйте их задавать вопросы |
Когда дети задают вопросы, это означает, что они заинтересованы в обучении и понимании мира. |
Отвечайте на их вопросы терпеливо и полно, а также поощряйте их задавать больше вопросов. |
||
4 |
Включайте детей в повседневные разговоры и обсуждения |
Включайте детей в обычные разговоры и обсуждения, даже если они не могут полностью участвовать. |
Это поможет им услышать, как используется язык в реальных ситуациях. |
||
5 |
Поощряйте невербальное общение |
Невербальное общение, такое как жесты, выражения лица и зрительный контакт, является важной частью коммуникации. |
Поощряйте детей использовать эти невербальные сигналы, чтобы выражать себя и понимать других. |
Эффективное контекстуальное взаимодействие позволяет детям изучать язык в осмысленном и естественном контексте. Это помогает им развивать навыки понимания, выражения, социального взаимодействия и грамотности [2].
Чтение и письмо: чтение детям вслух с раннего возраста, обсуждение книги и истории с детьми, помощь детям развивать навыки грамотности, поощрение детей писать и рассказывать истории (таблица 2).
Таблица 2. Чтение и письмо.
№ |
Виды |
Характеристики |
1 |
Чтение |
Процесс извлечения и понимания смысла из письменного текста. |
Включает в себя кодирование символов (букв, слов), понимание грамматики и синтаксиса, извлечение информации и построение смысла. |
||
Навык, необходимый для получения и обмена информацией, обучения, развлечения и личного развития. |
||
2 |
Письмо |
Способ передачи мыслей, идей и информации через письменный текст. |
Включает в себя продуцирование связных, информативных и грамматически правильных текстов. |
||
Инструмент коммуникации, самовыражения, обучения и записи знаний. |
||
3 |
Связь между чтением и письмом
|
Чтение и письмо взаимосвязаны и дополняют друг друга. |
Чтение обеспечивает основу для письма, предоставляя знания о языке, структуре и содержании. |
||
Письмо способствует улучшению навыков чтения за счет совершенствования понимания текста и когнитивных процессов. |
||
Оба навыка важны для академического успеха, профессиональной деятельности и повседневной жизни. |
||
4 |
Компоненты чтения
|
Декодирование |
Понимание |
||
Интерпретация |
||
Критическое мышление |
||
Компоненты письма
|
Планирование |
|
Организация |
||
Стилистика |
||
Грамматика и пунктуация |
Также рекомендуется усилить такие навыки, улучшающие чтение и письмо, как фонематическое осознание (способность различать звуки речи), беглость (способность быстро и точно читать текст), понимание прочитанного (способность понимать и интерпретировать написанное), организация мыслей (умение структурировать и связно излагать идеи), словарный запас (знание значений слов), грамматика и пунктуация (знание правил языка для правильного письма), саморедактирование (умение выявлять и исправлять ошибки).
Артикуляция и произношение: обращайте внимание на ясность речи и правильность произношения, повторяйте и подражайте звукам и словам, используйте логопедические упражнения для улучшения артикуляции. Артикуляция – это физический процесс производства речи [3]. Она включает в себя скоординированное движение разных органов речи, таких как губы, зубы, язык, небо, голосовые связки. Эти органы работают вместе, чтобы создавать различные звуки, которые составляют речь. Произношение – это то, как мы на самом деле произносим слова [3]. Включает в себя такие факторы, как артикуляция (физическое производство звука), интонация (подъемы и спады голоса при произнесении слов), ритм (скорость и продолжительность, с которой произносятся слова), ударение (акцент, который делается на определенных слогах или словах), звук речи (характерные черты речи человека, такие как тембр голоса, акцент и скорость произношения). Артикуляция является основой правильного произношения. Если органы речи не могут правильно артикулировать звуки, человек не сможет произносить их четко. Однако артикуляция – это лишь один фактор, влияющий на произношение. Интонация, ритм, ударение и звук речи также играют важную роль в том, как мы произносим слова.
Словарный запас и грамматика: расширяйте словарный запас детей, представляя новые слова и понятия; объясняйте значение новых слов и выражений; поддерживайте развитие грамматики детей, используя правильные грамматические конструкции. Словарный запас – увеличение словарного запаса путем чтения, прослушивания и разговора, изучение новых слов в контексте, использование словарей и тезаурусов, запоминание новых слов с помощью мнемонических приемов или карточек, установка цели для изучения определенного количества новых слов в день. Грамматика – изучение основных частей речи (существительные, глаголы, прилагательные и т. д.), понимание различных времен и видов глаголов, изучение грамматических структур, таких как предложения, фразы и придаточные предложения, упражнения по грамматике для улучшения точности, получение обратной связи от учителя или носителя языка [3].
Понимание и речевое понимание: убедитесь, что дети понимают язык, который они слышат; поясните сложные понятия и идеи; используйте наглядные материалы и жесты для поддержки понимания. Понимание относится к познавательному процессу, с помощью которого человек воспринимает и интерпретирует информацию из своего окружения. Речевое понимание является подмножеством понимания, которое конкретно связано с устной коммуникацией (таблица 3).
Таблица 3. Понимание и речевое понимание.
|
Тип |
Виды |
Характеристики |
1 |
Понимание и речевое понимание |
Внимательное слушание
|
Сосредоточение внимания на устной речи и понимание ее смысла |
Чтение с пониманием |
Интерпретация письменного текста и извлечение из него смысла |
||
Визуальное понимание |
Интерпретация зрительной информации, такой как изображения, графики и жесты |
||
Дедуктивное и индуктивное рассуждение |
Обнаружение закономерностей, связей и выведение логических заключений |
||
Рефлексия |
Критическое мышление о собственных мыслях, чувствах и действиях |
||
2 |
Речевое понимание |
Восприятие речи
|
Распознавание звуков речи и интерпретация их как слов и предложений |
Обработка речи |
Анализ смысла и структуры устной речи
|
||
Хранение и извлечение речи |
Сохранение речевой информации в памяти и ее извлечение при необходимости |
||
Прагматика речи речь |
Понимание контекста и невербальных сигналов, сопровождающих |
||
Семантика речи
|
Понимание значения слов, фраз и предложений |
Основное отличие между пониманием и речевым пониманием заключается в том, что понимание относится к общему процессу интерпретации информации из различных источников, в то время как речевое понимание конкретно связано с устной коммуникацией [4]. Другие отличия включают в себя модальность (понимание может происходить через различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную и т. д.), в то время как речевое понимание связано исключительно со слуховым восприятием), формат (понимание может быть применено к различным форматам информации (устная речь, письменный текст, графики и т. д.), в то время как речевое понимание касается только устной речи), цель (понимание направлено на извлечение значимой информации, в то время как речевое понимание, как правило, служит для облегчения общения и социального взаимодействия).
Социальная прагматика: обучайте детей соответствующему использованию языка в социальных ситуациях, поощряйте детей вести разговоры и общаться с другими, развивайте навыки повествования и умения слушать. Это область лингвистики, которая изучает, как люди используют язык в социальных ситуациях. Она фокусируется на том, как слова, фразы и невербальное общение используются для передачи сообщений, установления отношений и выполнения социальных функций. Компоненты социальной прагматики:
- понимание намерений и перспектив (способность понимать, что другие люди думают, чувствуют и хотят сказать);
- использование и интерпретация невербальных сигналов (способность распознавать и понимать выражения лица, жесты, позу тела и тон голоса);
- контроль очереди (умение знать, когда и как вступать в разговор, поддерживать его и завершать его);
- регулирование темы и смены темы (способность поддерживать релевантные темы разговора и переводить их на новые темы по мере необходимости); вежливость и социальные условности (знание социальных норм и правил вежливости, таких как приветствия, благодарности и извинения); социальное познание (способность понимать социальные ситуации и принимать соответствующие решения). Люди с нарушениями социальной прагматики могут испытывать трудности с использованием и интерпретацией языка в социальных ситуациях. Это может проявляться в следующих симптомах: трудности с пониманием юмора, сарказма и идиом, неумение понимать социальные намеки или читать эмоции, говорение слишком громко или слишком тихо, или с неподходящим тоном голоса, трудности с поддержанием зрительного контакта, неумение понимать очереди в разговорах. Социальная прагматика развивается в течение всего детства и подросткового возраста. Дети учатся социальным навыкам общения через взаимодействия с родителями, сверстниками и учителями. Интервенции раннего вмешательства могут быть полезны для детей с нарушениями социальной прагматики.
Специализированная поддержка: при необходимости обращайтесь за поддержкой к логопеду или специалисту по речевому развитию, они могут оценить навыки ребенка и разработать индивидуальный план лечения.
Дополнительные действия: пойте песни и рифмовки с детьми, играйте в словесные игры и головоломки, поощряйте драматическую игру и ролевые игры.
В работе с детьми по развитию речи предлагается ряд рекомендаций:
- Советы по поощрению контекстуального взаимодействия:
- читайте детям вслух ежедневно;
- пойте песни и рифмовки;
- играйте в игры, которые стимулируют общение, такие как «Да или нет» и «20 вопросов»;
- посещайте мероприятия и места, которые предлагают возможности для общения, например, библиотеки, игровые площадки и парки;
- ограничьте время, проводимое за экранами, так как это может помешать живому общению;
- Стратегии улучшения чтения и письма:
- много читать: чтение самых разных текстов расширяет словарный запас, улучшает понимание и развивает критическое мышление;
- практиковать письмо: регулярное письмо укрепляет грамматические навыки, улучшает стиль и развивает способность ясно выражать свои мысли;
- получать обратную связь: получение критики от других помогает улучшить навыки чтения и письма;
- использовать технологии: технологии могут улучшить понимание прочитанного и упростить процесс письма;
- развивать любопытство и мотивацию: увлечение чтением и письмом повышает шансы на улучшение этих навыков;
- Артикуляцию и произношение можно улучшить с помощью различных упражнений, таких как:
- упражнения на артикуляцию, которые помогают улучшить координацию органов речи;
- упражнения на произношение, которые фокусируются на правильном произношении конкретных звуков и слов;
- чтение вслух и запись своей речи, чтобы выявить и исправить ошибки произношения;
- работа с логопедом, который может предоставить индивидуальное руководство и поддержку;
- улучшение артикуляции и произношения может повысить четкость речи, улучшить коммуникативные навыки и повысить уверенность;
- Улучшение словарного запаса и грамматики:
- регулярная практика: заниматься изучением языка на регулярной основе, чтобы закрепить знания;
- многократные повторения: повторять новые слова и грамматические концепции несколько раз, используя различные методы;
- отслеживание прогресса: отслеживать изученный словарный запас и грамматику, чтобы выявлять области, требующие дополнительного внимания;
- получение обратной связи: получать обратную связь от учителя, носителя языка или друга для исправления ошибок и улучшения точности;
- использование языковых упражнений: выполнять разнообразные языковые упражнения, такие как заполнение пропусков, перестановка предложений и перевод, чтобы улучшить понимание грамматики;
- использование приложений для изучения языка: использовать приложения, такие как Duolingo, Babbel или Rosetta Stone, для изучения новых слов и грамматики в игровой и увлекательной форме;
- общение с носителями языка: общаться с носителями языка, чтобы практиковать использование новых слов и грамматики в реальных ситуациях.
- Понимание социальной прагматики имеет важное значение для:
- повышения социальных навыков;
- улучшения межличностных отношений;
- развития эффективных коммуникативных навыков;
- диагностики и лечения нарушений развития;
- создание инклюзивной среды для людей с нарушениями общения.
Таким образом, всесторонний подход к развитию речи у детей играет решающую роль в обеспечении их готовности к общению, обучению и пожизненному успеху. Сочетая различные методы, такие как ранняя стимуляция речи, подражание моделям, интерактивное чтение и занятия по обогащению словарного запаса, этот подход решает все аспекты речевого развития, от фонологии до семантики и прагматики. Внедряя всесторонний подход к развитию речи у детей, родители, педагоги и другие специалисты могут предоставить им прочную основу для речевого развития и помочь им реализовать свой полный коммуникативный потенциал.
Список литературы
- Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения» от 12 августа 2016 года № 499. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 сентября 2016 года № 14235. –https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600014235
- Жиенбаева С.Н., Исаева Ж.К., Адамова М.Е. Социально-эмоциональное дошкольное воспитание и интеллектуальное развитие ребенка // Обществознание и социальная психология. – 2023. – № 5 (49). – С. 806-810. – https://drive.google.com/file/d/1q4P6Kmg9Opx_xtCfjZ97lQ79A_rZ40nR/view?usp=share_link
- Исаева Ж.К. Общая теория диалога: Монография. – Павлодар: ПГПИ, 2012. – 155 с.
- Richards J.C., Renandya W.A. Methodology in Language Teaching // ResearchGate. – 2022. – https://www.researchgate.net/publication/360835767_Methodology_in_Language_Teaching_An_Anthology_of_Current_Practice_Jack_C_Richards_Willy_A_Renandya.