УДК 37

Цифровые образовательные средства: проблемы и условия создания

Рябкова Татьяна Николаевна – магистрант Балтийского федерального университета  им. И. Канта

Аннотация: Статья посвящена обсуждению вопросов использования цифровых образовательных средств в системе дополнительного профессионального образования. Рассматриваются проблемы, возникающие у педагога, в связи с созданием и внедрением цифровых образовательных средств, а также обсуждаются условия, которые важно учитывать.

Ключевые слова: цифровые образовательные средства, компетенция педагога, дополнительное профессиональное образование, дистанционное обучение, электронная образовательная среда, смешанное обучение, новые технологии, проблемы и перспективы.

Вопрос внедрения цифровых технологий в образовательный процесс актуален не только для образовательных организаций дополнительного профессионального образования (ДПО), так как его решение предоставляет новые возможности для достижения образовательных результатов, а также реализации программ дополнительного профессионального обучения для специалистов разных направлений.

Разработка цифровых образовательных средств является фундаментальным компонентом обучения в цифровой образовательной среде, поскольку, она не только облегчает создание и использование интерактивных учебных материалов педагогами, но и позволяет адаптировать обучение к индивидуальным потребностям каждого обучающегося, тем самым обеспечивая возможность контролировать образовательный процесс в режиме реального времени, в то время, пока педагоги могут более эффективно оптимизировать свое время и ресурсы.

Однако, в процессе создания и внедрения цифровых образовательных средств, педагог нередко сталкивается с рядом сложностей, для минимизации которых необходимо придерживаться определенных принципов и соблюдать  соответствующие условия.

Цель данного исследования заключалась в следующем: выявить сложности, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при внедрении цифровых образовательных средств, чтобы исключить или минимизировать их негативное влияние.  Для того, чтобы педагог успешно создавал цифровые образовательные средства и использовал их в образовательном процессе результативно, нужно оценить условия, в которых происходит данный процесс, а также сформулировать принципы, ориентируясь на которые, педагог сможет воплотить свои творческие замыслы при создании цифровых образовательных средств оптимальным образом.

Как известно, что цифровые образовательные средства включают в себя широкий спектр ресурсов, инструментов и технологий: от дидактических материалов в цифровом формате и тренажеров, до онлайн-курсов и виртуальных лабораторий. С одной стороны, это расширяет функциональные возможности цифровой сферы, с другой стороны, требует от педагогов владения разнообразными знаниями и компетенциями, позволяющих беспрепятственно интегрировать цифровые средства в свою педагогическую практику.

Проведенный анализ научно-исследовательской литературы по теме, показал, что у педагога возникают сложности, связанные с созданием, внедрением и результативным использованием цифровыми образовательными инструментов, а также выявил, что в настоящий момент недостаточно освещены вопросы разработки методологии для их интеграции в цифровую образовательную среду.

Значительное внимание уделялось исследованиям, связанным с созданием цифровых образовательных средств и формированием компетенций педагогов. Было отмечено, что количество исследований в области разработки стратегий, методологий, применяемых в цифровой образовательной среде ограничено, что предположительно объясняется  их сложностью и необходимостью наличия соответствующего опыта для их разработки.

Создание цифровых образовательных средств требует комплексного подхода, включающего решение технических, методических и педагогических и других задач, а следовательно и проблемы могут быть различны.

По данным мониторинга цифровой грамотности педагогических работников, проводимым Аналитическим центром НАФИ, преподаватели университетов более активно используют компьютеры в образовательных целях по сравнению со школьными учителями: их вовлеченность составляет 42% и 36% соответственно. Молодые преподаватели университетов в возрасте до 35 лет, особенно ведущие точные и технические дисциплины, составляют большинство (52%) тех, кто использует цифровые образовательные ресурсы, в то время как опытные школьные учителя (45%) в основном занимаются модификацией и созданием цифровых учебных материалов. В этом исследовании освещаются педагогические проблемы и подчеркивается необходимость повышения квалификации учителей для эффективного использования цифровых инструментов в образовании [8]. Эти показатели позволяют, предположить, что на каждом уровне образования могут быть похожие сложности и в то же время различные условия реализации.

Проблемы внедрения цифровых средств обучения, выявленные в том числе при анализе научных исследований, с учетом мнения других исследователей [1]; [2]; [3]; [4] и ряда других:

  1. Отсутствие стандарта цифровой образовательной среды на всей территории Российской Федерации.
  2. Отсутствие системного подхода к внедрению цифровых образовательных технологий в образование, основанного на научно-педагогических разработках.
  3. Недостаточный уровень сформированности ИКТ-компетенции и других компетенций педагога в сфере цифрового образования.
  4. Сосредоточение усилий и внимания педагога только на технологической стороне вопроса, без учета педагогических аспектов, непонимание педагогами новых методов обучения в цифровой среде.
  5. Ограниченный набор цифровых сервисов, ресурсов и программных продуктов, к которым имеется доступ у педагога; а существующие в образовательных учреждениях электронные образовательные среды (ЭОС) в большинстве случаев являются западными разработками.
  6. Отсутствие систематизированной информации об интернет-технологиях и веб-сервисах (отсутствие единых каталогов и библиотек) для педагогов;
  7. Технические проблемы, связанные с совместимостью программного обеспечения, мощностью компьютеров и другие.
  8. Отсутствие единых требований к цифровой инфраструктуре, которая обеспечила бы подготовку и освоение педагогами современных моделей учебной работы в цифровой образовательной среде.
  9. Отсутствие межшкольных и межвузовских городских, региональных или национальных методических центров для массовой подготовки педагогов к использованию новых технологий и для дальнейшего обмена опытом.

Необходимым условием успешной интеграции цифровых технологий в образовательный процесс является готовность педагогов к взаимодействию с цифровой средой и цифровыми образовательными средствами. Кроме того, важно учитывать ряд условий, как на организации, так и на уровне педагога.

Роберт И. В. обозначила, что в период цифровой трансформации необходимо учитывать методологические, теоретические, методические и гуманитарно-прикладные условия:

  1. Основным методологическим условием является использование дидактических и технологических парадигм, с целью развития системных знаний и практических компетенций обучающихся в цифровом обществе.
  2. Основным теоретическим условием является разработка и применение теорий обучения, которые выявляют и обосновывают цели, принципы, содержание, структуру, методы и средства обучения.
  3. Методологические предпосылки включают разработку организационных форм, методов и средств обучения, соответствующих современным достижениям научно-технического прогресса и гарантирующих безопасность данных и поддержание благополучия учащихся.
  4. Гуманитарные и практические предпосылки предполагают формирование мировоззрения потенциального члена информационного общества, который способен эффективно использовать современные технологии в образовании и профессиональной деятельности, а также устойчив к негативному влиянию информации [7].

Печеркина А. А. отмечает, что инновационная образовательная среда стимулирует активное выполнение профессиональной деятельности и развитие профессиональной компетентности педагога  [6]. Рассказов Ф. Д. и Митющенко Е. В. подчеркивают важность влияния педагогических условий, таких как активизация познавательной деятельности, создание развивающей среды, интеграция педагогических возможностей изучаемых дисциплин и разработка индивидуального образовательного маршрута  [5].

Таким образом, для успешной организации процесса создания цифровых образовательных средств педагогами, необходимо учитывать не только потенциальные проблемы, которые устраняются посредством формирования компетенции педагога в сфере создания цифровых образовательных средств, ни и важно специально создавать условия, минимизирующие негативное и оказывающие стимулирующее воздействие.  

Результаты данного исследования могут быть полезны для других образовательных учреждений, которые также стремятся внедрить цифровые образовательные средства в свою практику.

Список литературы

  1. Атаманова, Н. П. Цифровая трансформация образования в современном образовательном пространстве / Н. П. Атаманова, О. Я. Емельянова, С. А. Храмова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2022. – № 3 (59). – С. 60-68. – DOI 10.24888/2073-8439-2022-59-3-60-68. – EDN LUGUOH.
  2. Бермус, А. Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор / А. Г. Бермус // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7, № 1. – С. 1-10. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48015307.
  3. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций. Открытое образование. 2018; 22(3):61-73. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-61-73.
  4. Кузнецов, А. А. Перспективы модернизации формата электронной образовательной среды "Кросс-платформенный проект" в условиях смешанного и дистанционного обучения / А. А. Кузнецов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2021. – Т. 18, № 2. – С. 172-179. – DOI 10.22363/2312-8631-2021-18-2-172-179. – EDN PFVXTZ.
  5. Митющенко, Е. В. Характеристика педагогических условий формирования информационной компетенции у будущих педагогов / Е. В. Митющенко, Ф. Д. Рассказов // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11, № 4 (46). – С. 52-60. – DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-4-52-60. – EDN IXPFMR.
  6. Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст]: монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова: Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б.и.], 2011. – 233 с.
  7. Роберт, И. В. Научно-педагогические условия развития образования периода цифровой трансформации / И. В. Роберт // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2022. – Т. 5, № 1(18). – С. 42-50. – EDN CYWZOG.
  8. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе./ Авторы: Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с. https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/10/digit-ped.pdf.

Интересная статья? Поделись ей с другими: